20 апреля 2011 года был принят ФЗ N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», который был одобрен  27 апреля 2011 года Советом Федерации.  

Изменения, которые были внесены:

 
В Уголовный кодекс Российской Федерации:
 
Законодатель увеличил нижний предел штрафа, в прежней редакции штраф устанавливался от 2 500 до 1 000 000 рублей, сейчас же от 5 000 тысяч до 1 000 000 рублей.

В ст. 204 УК РФ ввел изменения, а именно дополнил понятие коммерческий подкуп — это незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание  ему  услуг  имущественного  характера,  предоставление иных имущественных прав за  совершение  действий  (бездействие)  в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Так же скорректировал наказание за коммерческий подкуп.
 

Теперь штрафы за взятки будут кратными.
И будут исчисляться исходя из кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до 100-кратной их величины, но не менее 25 тыс. руб. и не более 500 млн. руб.
 
Кроме того, законодатель установил новый тип взяткополучателя — должностное лицо публичной международной организации. Теперь наказание за взятку зависит от ее размера.
 
Взятки классифицируются следующим образом:

· простые (до 25 тыс. руб.),
· значительные (от 25 до 150 тыс. руб.),
· крупные (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) и
· особо крупные (свыше 1 млн. руб.).
 
Так же было установлено, что штрафы могут применяться не только как дополнительная мера наказания к лишению свободы, но и альтернативная.  Например, за получение простой взятки будут наказывать 25-50-кратным штрафом либо лишением свободы на срок до 3 лет с 20-кратным штрафом. 

За получение взятки в особо крупном размере установлен 80-100-кратный штраф с лишением права занимать конкретные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до 3 лет.

Также можно лишиться свободы на срок от 8 до 15 лет с 70-кратным штрафом.
 
Кроме того, ст. 291.1 УК РФ была дополнена, а именно был введен самостоятельный состав преступления — посредничество во взяточничестве, то  есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.
 
Изменения, внесенные в КоАП РФ.
 
Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
 
Статья 19.28 КОАП РФ — Незаконное вознаграждение от имени юридического лица была скорректирована, а именно: незаконная передача, предложение или обещание  от  имени или в интересах  юридического  лица  должностному  лицу,  лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному  лицу  либо  должностному  лицу  публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного  имущества,  оказание  ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в  интересах  данного  юридического  лица  должностным  лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным  должностным  лицом  либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
 
Особое внимание законодатель уделил административной ответственности за незаконное вознаграждение иностранного должностного лица (в т. ч. должностного лица публичной международной организации).

За данное деяние на юр. лиц будет налагаться штраф. Его размер зависит от суммы вознаграждения. 
 
Так же ввел институт правовой помощи по делам об административных правонарушениях.  Направить запрос о правовой помощи можно при  необходимости  производства  на  территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, направляет запрос  о  правовой  помощи соответствующему должностному лицу или в орган иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации или на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное.
 
Кроме того, п. 5 ст. 7  ФЗ  от  25  декабря 2008 года N 280-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные акты РФ  в  связи  с  ратификацией  Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию  от  27  января  1999 года и принятием ФЗ «О  противодействии  коррупции» признан утратившим силу.

Да 8 9

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Более 20 участников...
  • 18 Мая 2011, 05:47 #

    Алена Евгеньевна, спасибо за оперативность. Думаю, многим практикующим юристам Ваша работа по освещению изменений пригодится.

    +3
  • 18 Мая 2011, 05:59 #

    Хороший обзор — давно пора было уравнять государственных взяточников с коммерческими.

    +3
  • 18 Мая 2011, 06:39 #

    Алена Евгеньевна, спасибо за обзор, будем надеется, что данные изменения повлияют на коррупционную деятельность и количество взяток уменьшится!(Y)

    +3
  • 18 Мая 2011, 06:58 #

    Радует, что обозначили понятие взятки. А то врач моего ребенка иногда боится брать конфеты на 8 марта…

    +1
  • 18 Мая 2011, 07:07 #

    Про взятки порадовало. Теперь это будет отличный механизм для государства менять нужных чиновников сверху вниз.

    +3
  • 18 Мая 2011, 07:10 #

    Думаю, это охладит пыл любителей брать доп. оплату за свои услуги. Но есть риск, что они просто перестанут работать

    +1
    • 18 Мая 2011, 07:16 #

      а вот этот вариант почему-то законодатели не предусмотрели

      +1
  • 18 Мая 2011, 07:19 #

    А в общем-то хорошо, когда в случае взятки есть альтернатива. Признаюсь: мне иногда жалко несчастных заведующих садиков или учителей, которые за взятку могли сесть наравне с более страшными закононарушителями.

    +3
    • 18 Мая 2011, 07:20 #

      ну да… много «неугодных» пересажали

      +1
    • 18 Мая 2011, 17:15 #

      А кто по Вашему мнению классифицирует какое закононарушение более страшное, а какое менее? Все взяточники одинаковы в принципе, если позволяют себе нарушать закон, потому как попадет эта же заведующая садиком на более высокую должность, и думаете она откажется от мзды в пользу бедных? Очень большие сомнения по этому поводу!

      +1
  • 18 Мая 2011, 07:21 #

    СПАСИБО за обзор!

    +3
  • 18 Мая 2011, 08:10 #

    Во-первых, автору спасибо за обзор.
    А во-вторых, меня смущает альтернативность штрафа лишению свободы за взяточничество. Считаю это неправильным ходом в борьбе с коррупцией, поскольку смахивает на индульгенцию: заплатил и свободен.

    +1
  • 18 Мая 2011, 09:11 #

    Введение кратности штрафов взятке это профанация борьбы с преступностью. Страдать будут как раз бытовые взяточники — врачи, вузовские преподаватели и так далее. Настоящие коррупционеры на уровне министерств особо от этого не пострадают, так как имущества имеющегося у них заведомо не хватит на выплату штрафов (учитывая размер взяток).

    +3
  • 18 Мая 2011, 09:15 #

    Уррра! Теперь с коррупцией в нашей стране будет покончено:D Это надо теперь взять как минимум 25 взяток, если попадешься, чтоб в минусе не остаться…

    +3
  • 18 Мая 2011, 09:15 #

    Для пресечения коррупции главным есть не строгость наказания, а его неотвратимость. А здесь прослеживается хоть и некая конкретизация, но в то же время послабление. Бороться с таким явлением штрафами бесперспективно. Только лишение свободы и конфискация имущества.

    +3
    • 18 Мая 2011, 09:23 #

      Многие теоретики с Вами не согласятся. Я хоть и не в их числе, но всё же считаю, что к таким вопросам стоит подходить чрезвычайно взвешенно. Было же такое, когда Пётр Великий хотел было высечь всех кто мздоимством занимается, но ему возразили: а кто ж тогда с Вами останется, государь?!

      Нужен комплекс мер и слаженный механизм — это да, согласен. Сегодня пытаются создать законодательную базу, создают над-ведомственные комиссии и пр., но результат пока не ахти, об этом признаются сейчас все.

      +6
      • 18 Мая 2011, 09:29 #

        Потому что механизм реализации законов не работает. Поэтому изменение закона никак не повлияет на его правопримененительную практику.
        Автомобиль без регулярной заправки бензином не едет!

        +1
        • 18 Мая 2011, 09:41 #

          Это всё как говорится в народе «и ежу понятно».
          Но посыл законодателя совершенно верен, на мой взгляд.
          Когда-то создали эту машину, говоря Вашим примером, но со временем поняли, что неспособен этот автомобиль удовлетворить наши потребности, сейчас начали вносить корректировки в его механику, интерьер и т.п. Да, есть много вопросов, да есть много предложений, вплоть до создания нового автомобиля, как с Марусей вышло. А воз и ныне там.

          +6
          • 19 Мая 2011, 11:07 #

            Да хоть двигатель поменяйте, все равно не поедет, потому как без бензина. Получается, что ежу не понятно. Разве есть сложности по применению статей УК о взяточничестве, уголовный состав всего-то: меченые деньги и взяткополучатель? А много-ли возбуждено уголовных дел? Ну внесут изменения в УК и коррупции конец?

            +1
  • 18 Мая 2011, 09:41 #

    Во-первых спасибо за обзор.
    А во-вторых я не понимаю, чему все радуются? Тому, что чиновнику прямо сказали — если поймаем, то откупишься, готовься заранее. Откуда у чиновника, который берёт взятку, может оказаться сумма на штраф хоть кратно, хоть не кратно превышающая эту взятку? Честное слово, читаю умных людей и поражаюсь, не понимаю, что их может устроить в таком законе! Давным-давно надо было принимать закон о конфискации, закон о декларации РАСХОДОВ. А теперь прямо-таки вольную дали. И ведь нет ни слова о том, что деньги, которые будут вноситься в виде штрафа, должны быть задекларированными, а в случае, если таковых не имеется, налагался бы арест на имущество.

    +8
    • 19 Мая 2011, 11:10 #

      Вот это правильный «бутерброд». После приведенных в обзоре изменений складывается ощущение, что «недоработка» имеет под собой двойственную цель на не борьбу с коррупцией, на острастку населения…

      +1
  • 18 Мая 2011, 10:49 #

    Спасибо за представленную информацию. Согласен с законодателем, что штраф может и должен быть не только дополнительным, но и основным наказанием. Содержать в местах лишения свободы здоровых трудоспособных людей — как-то не по-государственному. Только к штрафу, как основному наказанию, желательно дополнительное — ввиде лишения права занимать должности или заниматься определенной деятельностью.

    +3
  • 18 Мая 2011, 12:29 #

    Очень информативный и полезный обзор, спасибо Вам огромное. Нашему законодателю еще бы вопрос решить, как эффективно и в рамках законодательства эти штрафы взимать.

    +5
  • 18 Мая 2011, 13:00 #

    Считаю, что введение альтернативной меры наказания по взяткам порождает новую коррупцию в судебных инстанциях. Дает право выбора не по тяжести совершенного, а по заинтересованности судьи.

    +2
  • 18 Мая 2011, 13:37 #

    Я эти все потуги воспринимаю, как попытки унтер-офицерской вдовы саму себя высечь, откровенно говоря.

    +2
  • 18 Мая 2011, 13:59 #

    Полезнейшая инфа! Благодарю. Как обычно за изменениями следить не хватает времени. (bow)

    +1
  • 18 Мая 2011, 15:06 #

    Введение штрафа, кратного полученной взятке, как одного из основных видов наказания за взяточничество приведет к увеличению сумм взяток у крупных коррупционеров. Теперь в сумму взятки а-приори будет закладываться и максимально возможный щтраф за перспективу уголовного преследования. Представляется, что эти нововведения, в первую очередь, ударят не по карману мздоимцев, а по кошельку обычных граждан, у которых чиновники вымогают взятки.
    Единственное, что радует, введение посредничества в передаче взятки как самостоятельного состава. Ранее в следственной практике, в т.ч. и моей, возникало множество «тупиков» при квалификации действий посредника: приходилось каким-либо образом подгонять его действия под одну из форм пособничества, но это выглядело коряво и порождало множество вопросов у судов. Введение посредника в передаче взятки давно напрашивался правоприменительной практикой.

    +6
  • 18 Мая 2011, 15:07 #

    Жестоко, конечно. За особо крупную взятку (более 1 млн. руб.) штраф взимается в 80-100 кратном размере! Мне кажется управленцам высшего звена надо задуматься над своим поведением и не доводить себя до разорения, беря взятки таких размеров.
    А за классификацию взяток большое спасибо, это полезно знать каждому!

    +3
  • 18 Мая 2011, 17:34 #

    Мера, конечно, не однозначная… Понятно, что при неуплате штрафа следующим шагом является арест имущества, но… если у несчастного взяткополучателя его нет? Обычная практика: пристав пишет бумагу, что, дескать, исполнить нельзя и исполнительное пр-во прекращается за невозможностью исполнения (делает он это, получив взятку от взяточника).

    +3
    • 19 Мая 2011, 11:12 #

      Продвинутые чиновники уже давно имущество на себя не оформляют (посмотрите декларации чиновников). Таких можно только в долговую яму садить…

      +1
  • 18 Мая 2011, 22:05 #

    Я в свое время защищал там разных взяткополучателей (МВД, ФСБ даже судьи попадались:)) И вот от их лица могу ответственно заявить инициатору поправок- спасибо Товарищ!!! это даже не подарок для коррупционера, это просто фантастика!!! если раньше мы голову ломали, на условный уходили, квалификацию меняли, то теперь — быть беде, да оказались деньги на защиту при бедре! Осталось ввести штрафы по убийствам кратные зарплате жертвы и все демократия будет в полном ажуре!!!

    +4
    • 19 Мая 2011, 11:16 #

      Очень ценное мнение правоприменителя, которое подтвердило мою теоретическую мысль, что паровоз под флагом борьбы с коррупцией пока стоит на запасном пути.

      +2
  • 19 Мая 2011, 00:06 #

    Откат на законодательном уровне

    +1
  • 19 Мая 2011, 11:27 #

    Теперь штрафы за взятки будут кратными. И будут исчисляться исходя из кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до 100-кратной их величины, но не менее 25 тыс. руб. и не более 500 млн. руб.

    а теперь законодательно осталось устранить пробел в законе «о банкротстве» в части банкротства граждан, и смысл данных изменений в УК будет сведен к нулю :-) объявишь себя банкротом- и никакие штрафы не страшны 8)

    +4

Да 8 9

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Обзор изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 2 звезд из 5 на основе 9 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации