Какие изменения предусматривает данный Кодекс? Вот некоторые из них.
1. Увеличилось количество статей, предусматривающих предупреждение как вид наказания.
2.Максимальный срок административного ареста уменьшен до 30 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения-до сорока пяти суток/ ст. 50 Кодекса/.
Количество статей, предусматривающих арест, сократилось с 69 до 29.
3. Исключена норма «Применение принудительных мер медицинского характера к больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, совершившим административные правонарушения.
4.Для субъектов малого предпринимательства уменьшен размер штрафов в среднем на 50 %.
5. Пересмотрен круг лиц, которые несут ответственность как должностные лица. По новому кодекс РК об административных правонарушениях будут привлекаться непосредственно юридические лица или индивидуальный предприниматель.
Согласно ч. 2 ст. 33 Кодекса индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат административной ответственности за административное правонарушение, если предусмотренное Особенной частью настоящего раздела деяние (действие либо бездействие) было совершено, санкционировано, одобрено органом, лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом, или работником индивидуального предпринимателя и юридического лица, выполняющим организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции.
Согласно ч. 4 ст. 33 Кодекса привлечение к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц освобождает от административной ответственности за данное правонарушение работника индивидуального предпринимателя и юридического лица.
6.Введено сокращенное производство по делу/ ст.ст. 810-811 Кодекса/, в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции, которую лицо, признавая свою вину и соглашаясь с размером налагаемого штрафа, получает вместе с протоколом об административном правонарушении.
Согласно ст. 810 Кодекса сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется в случаях, если факт правонарушения обнаружен должностным лицом на месте его совершения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде штрафа согласно абзацу первому части первой статьи 44, установлено совершившее его физическое лицо, которое признает свою вину и соглашается с размером налагаемого штрафа.
Сокращенное производство по делу об административном правонарушении не применяется в случаях:
1) когда санкцией статьи предусмотрены иные виды взыскания;
2) совершения правонарушения несовершеннолетним;
3) совершения правонарушения лицами, обладающими привилегиями и иммунитетом;
4) совершения административных правонарушений, дела по которым рассматриваются органами государственных доходов;
5) если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме.
7.Предусмотрен кассационный порядок пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и постановлений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них/ст.ст. 847-851 Кодекса/.
Согласно ч. 2 ст. 847 Кодекса кассационная жалоба или протест на постановления по делам об административных правонарушениях, постановления по жалобе, протесту на них могут быть поданы в течение шести месяцев со дня оглашения постановления в сторону, ухудшающую положение лица, привлеченного к административной ответственности, либо лица, в отношении которого административное производство прекращено. В случае пропуска срока по уважительным причинам этот срок может быть восстановлен судом, правомочным рассматривать жалобу.
8. Граждане наделены правом обращаться в Верховный Суд РК с жалобой о пересмотре вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях/ч. 2 ст. 849 Кодекса/. Ранее таким правом обладал только Генеральный прокурор РК. Согласно ч. 2 ст. 849 Кодекса право подачи жалобы о пересмотре вступивших в законную силу постановлений, указанных в статье 847 настоящего Кодекса, имеет лицо, привлеченное к административной ответственности, потерпевший, защитники, законные представители и представители указанных лиц.
9.Введен пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и постановлений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них по вновь открывшимся обстоятельствам/ ст.ст. 852-860 Кодекса/.
Согласно ч. 2 ст. 852 Кодекса основаниями для пересмотра постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны правонарушителю, потерпевшему;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность протокола об административном правонарушении, документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного либо необоснованного постановления;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия участников производства по делам об административных правонарушениях, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, уполномоченных органов (должностных лиц), совершенные при рассмотрении данного дела;
4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо правового акта иного государственного органа (должностного лица), послужившего основанием к вынесению данного постановления;
5) признание Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен в данном деле об административном правонарушении.