Одним из актуальных вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России является проблема ветхого и аварийного жилищного фонда.
Проживание в таких домах не только некомфортно, но и, нередко, небезопасно.
К примеру, в адресную программу Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2013 — 2015 годы» включено 623 многоквартирных жилых дома, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
При этом, качеством жилья, которое предоставляется взамен аварийного, «переселенцы» довольны не всегда.
Так, в конце прошлого года я занималась подготовкой документов в суд в интересах молодой семьи Р-ных., которая проживала в аварийном доме, подлежащем сносу. В силу объективных причин, сама я участия в судебных заседаниях принимать не могла, поэтому их интересы в суде представлял другой юрист.
При ознакомлении с документами, было установлено, что в соответствии с Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, Постановлением Главы городского поселения Запрудня от 30.12.2011 № 576 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный в котором расположена спорная квартира, был признан аварийным и подлежащим сносу
Взамен изымаемого жилья, семье Р-ных была предложена квартира во вновь возведенном доме, которая не отвечала санитарным нормам и правилам.
После длительной переписки, Р-ным была предложена денежная компенсация в размере 1 221 000 рублей, что не позволяло приобрести аналогичное благоустроенное жилье даже на «вторичном рынке». Следует отметить, что в целях определения размера компенсации за изымаемое жилье, администрацией проводилась его оценка. Однако, осмотр жилого помещения не проводился.
В связи с этим Р-ны самостоятельно провели оценку своей квартиры и обратились в администрацию с предложением возместить ее стоимость в соответствии с данной оценкой, то есть в размере 1 785 000 рублей.
Не достигнув какого-либо соглашения, Р-ными было принято решение об обращении в суд с исковым заявлением.
Поскольку статус предполагаемого ответчика – администрации г.п. Запрудня подлежал прекращению с 01.01.2019, а дата рассмотрения гражданского спора была неизвестна, было принято решение о предъявлении исковых требований к двум ответчикам - ликвидируемой администрации поселка и вновь образуемому муниципальному образованию – Талдомскому городскому округу.
Решением суда с администрации п.Запрудня взыскана выкупаемая стоимость квартиры в размере, указанном истцами. В настоящее время решения суда исполнено. Семья Р-ных приобрела другое жилье.
Следует отметить, что исполнение решений о взыскании «государственных» денежных средств имеет свои особенности и регулируется помимо законодательства об исполнительном производстве, также нормами Бюджетного кодекса РФ, а именно Главой 24.1 этого кодекса.
В частности, для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям документы направляются для исполнения в его финансовый орган.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
При отсутствии оснований для приостановления, исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.