Есть такая поговорка «Любишь кататься – люби и саночки возить». Но как часто любители сладкой жизни после появления «саночек» быстро «встают на лыжи» и «дают дёру».
Ко мне клиентка обратилась при следующих имевшихся у неё обстоятельствах: Отцовство в отношении ребенка было установлено в 2006 году, при этом суд по установлению отцовства шёл четыре с половиной года и из кассации возвращалось на повторное рассмотрение, но безрезультатно для ответчика, отцовство которого было признано. Таким образом, отцовство было установлено в суде дважды.
Тогда же были установлены алименты с отца несовершеннолетнего ребенка в долевом отношении к заработку. Мало того, что отец ребенка на протяжении периода с 2006 года по 2018 год алименты платил только частично и нерегулярно, так он ещё и дважды обращался в мае-июне 2018 года, наняв адвоката из Томска, в суд с административным исковым заявлением о признании постановление судебного пристава-исполнителя о задолженности по алиментам недействительным, в целях уменьшить эту задолженность.
А теперь самое интересное! Не добившись успеха в отношении судебных приставов, отец ребенка обратился с исковым заявлением об освобождении от уплаты задолженности по алиментам в отношении моей клиентки. Как сказал бы адвокат из трехсерийного фильма «Адвокат (Убийство на монастырских прудах)», «Гениально».
Лейтмотивом у истца звучало, что в 2017 году умерла мама. Конечно, очень сочувствуем, но тем не менее алименты есть алименты. И ребенок не должен страдать.
Судом в удовлетворении исковых требований отца ребенка было отказано в полном объёме. Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
Было ожидаемо, что сутяжник уже «достал» мою клиентку и она обратиться ко мне за наказанием такого гражданина. Так и произошло.
Первым делом было составлено исковое заявление об установлении алиментов в твёрдой денежной сумме. В итоге суд частично удовлетворил исковые требования, присудив к взысканию ежемесячно алиментов в размере 100% прожиточного минимума ребенка с индексацией, тем самым снизив наши требования чуть больше, чем на 500 рублей. Апелляционная инстанция ответчику не помогла.
В дальнейшем с нашей стороны по отношению к алиментообязанному отцу ребенка было предъявлено исковое заявление о взыскании неустойки по алиментам. Так как отец ребенка ведёт себя таким образом, что если он заявляет исковые требования, то ходит на судебные заседания, если же по отношению к нему заявлен иск, то игнорирует судебные заседания, были намерены заявлены исковые требования по взысканию неустойки по алиментам более, чем на два миллиона рублей. Причем своей клиентке прямо заявил, что требования будут удовлетворены только частично, в размере не более, чем основной долг по алиментам.
Провокация сработала. На суде были и ответчик и его представитель. Более того, ответчик начал погашать задолженность по алиментам. Следует отметить, что алиментообязанный ещё тот хитрец: 1) после смерти матери к нотариусу за вступлением в права наследования не обращался, при этом проживать в квартире своей умершей матери и исполняет все действия, предусмотренные ч.2 ст. 1153 ГК РФ относительно данного недвижимого имущества (титульное владение); 2) если идут судебные разбирательства, то работает, но только по гражданско-правовому договору, как суды прекращаются, увольняется с работы и продолжает работать там же, но уже вовсе неоформленным никоим образом, при этом получая очень хорошую заработную плату.
В итоге судебных разбирательств неустойка была удовлетворена в большем размере, чем мы рассчитывали (напоминаю, что мы рассчитывали на сумму не свыше основного долга по алиментам, это чуть больше 400 тысяч рублей на момент вынесения судом решения по делу). Суд присудил ко взысканию ровно полмиллиона рублей (500 тысяч) в качестве неустойки по алиментам.
Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
Отец ребенка после завершения судов в июне 2019 года успокоился и «завёл старую заезженную пластинку».
В первый месяц оплатил алименты менее прожиточного минимума, а во второй месяц чуть более прожиточного минимума. При этом за эти два месяца в итоге задолженность по алиментам увеличилась.
С нашей стороны было заявлено в суд исковое заявление о лишении алиментообязанного отца ребенка родительских прав. Пока ещё не исполнилось ребенку 18 лет.
На беседе были записаны все просьбы суда, что необходимо представить и предоставить в судебное заседание. Все рекомендации были выполнены: взяты характеристики на мать и ребенка. Вызван педагог с места учёбы ребенка, вызваны два свидетеля.
Также самому ребенку было настоятельно рекомендовано явиться в судебное заседание. При подготовке к судебному заседанию с моей стороны ребенку моей клиентки было также рекомендовано явиться в форме учащейся по направлению «Правоохранительная деятельность», что и было выполнено.
С этой формой юного полицейского произошёл курьёз на входе в суде: Судебный пристав спросил у данной девушки «Вы к кому и по какому уголовному делу?», приняв студентку за сотрудника полиции.
Признаюсь, поначалу в судебном заседании я довольно сильно растерялся. Всё-таки лишал человека родительских прав впервые в своей довольно долгой практике. Но, очень помогли положительные заключения органа опеки и попечительства и прокуратуры о лишении отца ребенка родительских прав. Правда, судебную речь пришлось готовить экспромтом и в уме уже в зале судебного заседания.
Итог – суд удовлетворил исковые требования о лишении отца ребенка родительских прав. Судебное решение было вынесено в одном судебном заседании, не было обжаловано ответчиком и вступило в законную силу 22.10.2019 г.