В 2018 году дочь, молодая, красивая, 18-летняя, возвращалась домой с прогулки с собакой, в подъезде встретила  пьяного соседа, который стал с ней выяснять отношения, махать руками. Девушка зашла домой, но сосед не унимался, стучал в дверь, требовал общения. Конфликтная ситуация между родителями девушки и соседом возникла давно. Никто даже не помнит причин возникших разногласий.

Девушка приоткрыла дверь, пытаясь вразумить соседа, но он попытался ворваться в квартиру, дернув дверь на себя, вытянул девушку на лестничную клетку, начал снова махать руками на нее, рассказывая, кто в доме хозяин, но его остановила умная красивая бойцовская собака и укусила за левую руку — два раза.

В это время в подъезд зашел молодой человек девушки и, увидел картину: плачущая девушка, взбешенная собака и сосед в крови, будучи трезвым и адекватным, попытался разобраться, получил волну негатива, после чего забрал девушку и собаку в квартиру. К соседу прибежали жена и консьерж и стали оказывать ему помощь, потом куда-то уехали. 

Отец и мать девушки в тот период времени длительно проживали за рубежом, на следующий день  после произошедших событий им позвонила жена соседа и стала требовать выплаты компенсации причиненного вреда здоровью в размере 1 миллиона рублей, получив отказ, соседка пообещала «устроить счастливую жизнь». 

Прошло три года… Собака погибла. Девушка вышла за муж за парня, у них родился прекрасный малыш, а от соседа «родился» иск в суд о взыскании с отца и самой девушки: расходов на лечение в Южной Кореи, где он дважды проходил лечение, перелетов туда-обратно, лечение в платной клинике во Владивостоке, расходы на лекарственные препараты и на оплату переводов медицинских документов (с корейского на русский язык), на юридическую помощь, всего на сумму более 250 000 рублей, и моральный вред — 500 000  рублей за причиненный собакой «средней тяжести вред здоровью».

Ознакомившись с материалами дела, я выяснила, что иск заявлен еще в 2020 году, но более полугода доверители не получали по какой- то причине почтовую корреспонденцию. Выяснилось, что почтовые отправления на весь подъезд получает консьерж, дружественная с соседом, как раз с начала года она уволилась, и почтовая корреспонденция стала доходить до адресатов. 

Иск был заявлен и к отцу, и к дочери, требования не были конкретизированы, суммы взысканий несколько раз в ходе рассмотрения дела до моего вступления изменялись, поэтому окончательные требования понять было не возможно. 

Кроме того, к материалам гражданского дела был приобщен материал проверки по заявлению о преступлении: из заявления соседа следовало, что моей доверительницей (дочерью) был причинен ему вред здоровью, путем использования собаки. Материал был толстый, но в основном содержал рапорта об отсутствии моих доверителей по месту жительства. Имелись подробные объяснения соседа, его жены и консьержа, из которых следовало, что пьяный парень моей доверительницы буянил в подъезде, сосед сделал ему замечание, на что доверительница сказала «Фас!», и он был покусан собакой. Примечательно, что осмотр места происшествия — подъезд с лужами крови, о которых неоднократно рассказывали в суде истец и его жена, — отсутствовал, как и информация о том, что в «дежурные сутки» кто-либо выезжал в данный адрес.

Дождавшись судебного заседания, я подготовила ряд вопросов, на которые планировала получить ответ, но не тут то было...

Истец явился со своим представителем, уточнить заявленные суммы требований не смогли, попросили время для подготовки «итоговых» требований, на вопрос об обращении в государственные лечебные заведения в день получения травм пояснили, что истец обращался, но ему нигде не смогли оказать «квалифицированную помощь», кроме того, он был наслышан, что после укусов собакой людям ампутировали конечности, поэтому решил не рисковать и выехать за рубеж, документов, подтверждающих обращение или обжалование неоказания медицинской помощи, не предоставили, на вопрос: почему иск предъявлен и к отцу и к дочери пояснили, что дочь дала команду «Фас!», а отец «собственник квартиры, в которой живет собака...», обоснований морального вреда я не дождалась.

Судья предложила истцам уточнить заявленные требования с учетом вопросов представителя ответчиков, предоставить иск ответчикам и прокурору заблаговременно.

Уточненных исковых требований не поступило. На следующее заседание ни истец, ни его представитель не явились, я настаивала на рассмотрении по заявленным требованиям, но судья предпочла отложиться. 

К следующему заседанию за сутки до него мне на электронную почту поступили уточненные исковые требования. Я подготовила на них возражения, с которыми можно ознакомиться в приложении. В обоснование информации о собственнике собаки нами была приложена родословная.

В ходе судебного заседания истец так и не пояснил, почему за антирабической помощью, оказываемой бесплатно в медицинских учреждениях города Владивостока и в России в целом,  он обратился в платную клинику Южной Кореи, вылетал на лечение туда аж два раза, а по возвращению во Владивосток получал лечение в частной клинике, а не в государственном учреждении. Также в ходе заседания выяснилось, что лечил он в Корее не только укусы, но и «болезнь сердца, возникшую от стресса после укусов»... 

Согласовав ранее позицию с ответчиками, я не настаивала на подвергании сомнению тяжести причиненного вреда, несмотря на новые данные о лечении не только травм от укусов. Дело в том, что в заключении СМЭ тяжесть причиненного вреда была обоснована только длительностью лечения в медицинских организациях. Факт причинения вреда, а именно, укусов собакой, принадлежащей одному из ответчиков, также нами не отрицался.

Удивила позиция прокурора, которая поддержала мои доводы о необоснованном заявлении требований к отцу, как не являющемуся владельцем (собственником) собаки, но при этом просила взыскать моральный вред с дочери в размере 250 000  рублей, а также расходы на лечение в частной клинике во Владивостоке.

Суд вынес спорное решение, на которое мной уже подана апелляционная жалоба. Я не согласна со взысканием расходов на лечение в частной клинике города, доказательств невозможности получения такого лечения в государственном учреждении истцом предоставлено не было, сумма взысканного морального вреда с учетом противоправного поведения самого истца, на мой взгляд, также завышена.

Поэтому, продолжение следует...

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.возражение на иск233.5 KB
2.решение2.5 MB
3.апелляционная жалоба360 KB
4.определение апелляци​онной инстанции136.6 KB

Автор публикации

Адвокат Погорелова Татьяна Валерьевна
Владивосток, Россия
Защита по уголовным делам в сфере экономики (коррупционной направленности, в сфере предпринимательства, мошенничество и т.д.)
Корпоративные, договорные споры
Наследственные, семейные, жилищные дела

Да 35 35

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Николаев Андрей, Семячков Анатолий, Рисевец Алёна, Погорелова Татьяна, Сергеев Иван, Лизоркин Егор
  • 26 Июня 2021, 15:09 #

    Уважаемая Татьяна Валерьевна, собачку жалко и жалко что только за руку укусила.

    +8
  • 26 Июня 2021, 18:48 #

    Уважаемая Татьяна Валерьевна!
    Я не согласна со взысканием расходов на лечение в частной клинике города
    Как это согласуется с правом пациента самому выбирать медицинскую организацию и лечащего врача?

    +9
    • 27 Июня 2021, 00:26 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович, конечно это его право, только в ч.1 ст. 1085 ГК РФ указано: При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
      То есть истцу необходимо доказать
      , что он не мог это лечение получить бесплатно! 
      А так — его выбор, хочет частную платную клинику, пусть сам оплачивает лечение.

      +7
  • 27 Июня 2021, 07:30 #

    Уважаемая Татьяна Валерьевна!
    я не настаивала на подвергании сомнению тяжести причиненного вреда ... в заключении СМЭ тяжесть причиненного вреда была обоснована только длительностью лечения в медицинских организацияхПочему?
    Временная утрата трудоспособности на срок более 21 дня была подтверждена больничными листами?
    Разве лёгкий вред здоровью, по сравнению со средней тяжестью, не дал бы Вам каких-либо преимуществ?

    +6
    • 28 Июня 2021, 07:47 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович,  российских больничных листов не было. Есть медицинские документы о прохождении лечения в Корее на протяжении более 3 месяцев. О том, что ему еще и сердце лечили, в документах нет информации, это всплыло, когда стали задавать вопросы про лекарственные препараты. То есть фактически в медицинских документах речь только про травмы от укусов. Да, легкий вред здоровью снизил бы еще сумму морального вреда. Но с доверителями была оговорена сумма, которую они готовы оплатить. Примерно 70-100 т.р. Поэтому, чтобы не затягивать процесс, оспаривать СМЭ не стали.

      +3
      • 28 Июня 2021, 08:54 #

        Уважаемая Татьяна Валерьевна!
        Есть медицинские документы о прохождении лечения в КорееДлительность лечения не всегда совпадает с длительностью временной нетрудоспособности, которая должна подтверждаться российскими больничными листами.
        Если не совпадает, то я пишу:
        Длительность временной нетрудоспособности не
        не подтверждена объективными данными и поэтому не учтена при определении степени тяжести вреда здоровью.
        А тем более корейское лечение неизвестно чего.

        +4
    • 28 Июня 2021, 10:17 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович, подскажите, на что влияет наличие/отсутствие больничных листов?Разве недостаточно только медицинских критериев, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 N 194н ?

      +5
      • 28 Июня 2021, 11:38 #

        Уважаемый Иван Анатольевич!
        на что влияетЦитирую:
        Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека
        (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 194н от 24.04.2008)
        ...7. Медицинскими критериями квалифицирующих признаков в отношении средней тяжести вреда здоровью, являются:
        7.1. Временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня) (далее — длительное расстройство здоровья).
        ...8. Медицинскими критериями квалифицирующих признаков в отношении легкого вреда здоровью являются:
        8.1 Временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно) (далее — кратковременное расстройство здоровья).

        Есть два варианта:
        Для работающих — больничный лист не предлагали и его нет. Относительно лёгкий вариант разборок.
        Неработающим (дети, старики, декретный отпуск и пр.) больничный лист не дадут. 

        В любом случае разбираться доверьте специалисту по судебно-медицинской экспертизе.
        Пример из моей практики

        +5
  • 28 Июня 2021, 06:29 #

    Уважаемая Татьяна Валерьевна, желаю Вам удачи в апелляции!
    Думаю, в данном случае судья хотела вынести как раз компромиссное решение, которое может устроить всех. Но вот позиция истца отказаться от бесплатной медицинской помощи — это ошибка, на которую суд не должен был закрывать глаза.

    +4
    • 28 Июня 2021, 07:50 #

      Уважаемая Алёна Александровна, в решении судья вообще нормативно не обосновала, почему она взыскала за лечение в платной клинике во Владивостоке, если истец за бесплатной помощью не обращался. В этой части однозначно суду придется корректировать решение.

      +5
  • 01 Июля 2021, 10:24 #

    Уважаемая Татьяна Валерьевна, в этой истории больше всего жалко собаку и немного девушку. Если не возражаете, ссылка на публикацию будет в моей группе «Останови догхантера» на ФБ.

    +4
    • 02 Июля 2021, 05:48 #

      Уважаемый Андрей Юрьевич, я — только за! Знаю, что Вы собачник, как и я. И да, действительно, в этой ситуации только собаку и девушку жалко. А некоторые личности, называющие себя «потерпевшими» от укусов собакой, не решаясь вступить в диалог с родителями девушки, видимо, «кишка тонка», решили самоутвердиться на девчонке. Но для это у девушки был надежный охранник!

      +3

Да 35 35

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Возможно ли взыскать расходы на лечение за рубежом, если вас покусала собака? » 5 звезд из 5 на основе 35 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации