Согласно сведениям, опубликованным на сайте пресс-центра Ходорковского и Лебедева, обращение экс-главы ЮКОСа датировано 27 мая, а бывшего руководителя МФО «Менатеп» — 30 мая.
Президент РФ Дмитрий Медведев на пресс-конференции в Сколково 18 мая заявил, отвечая на вопрос журналиста, что освобождение Михаила Ходорковского из заключения не опасно для общества.
По данным адвоката Ходорковского Вадима Клювганта, Ходорковский и Лебедев сейчас содержатся в СИЗО «Матросская тишина» в Москве.
Хамовнический суд Москвы в декабре 2010 года приговорил Ходорковского и Лебедева к 14 годам колонии каждого по обвинению в хищении 200 миллионов тонн нефти и отмывании выручки. С учетом первого приговора от 2004 года, по которому они получили восемь лет лишения свободы, и проведенного в заключении времени срок их наказания истекал в 2017 году.
Мосгорсуд 24 мая смягчил экс-главе ЮКОСа и бывшему руководителю МФО «Менатеп» наказание на один год. Теперь Ходорковский и Лебедев могут выйти на свободу в 2016 году. Приговор вступил в законную силу.
Просят об УДО, но вину не признают
Адвокат Ходорковского Юрий Шмидт подтвердил в понедельник подачу ходатайства об условно-досрочном освобождении (УДО) своего подзащитного. Экс-глава ЮКОСа отмечает, что вину не признает.
«Прошу рассмотреть вопрос о моем условно-досрочном освобождении. Вмененные мне статьи предусматривают такую возможность после отбытия половины срока. Из назначенных 13 лет я отбыл более 7,5. Свою вину я не признаю, поскольку продолжаю оспаривать вынесенное судебное решение в ЕСПЧ и ВС РФ. Ущерб, обоснованность которого я также оспариваю, погашаю в меру возможностей, предоставляемых мне по месту отбывания наказания», — говорится в ходатайстве экс-главы «ЮКОСа».
Лебедев в своем ходатайстве отмечает: «Считаю, что далее я не нуждаюсь в дальнейшем отбывании наказания, доказательства чего будут представлены непосредственно в суд».
Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант пояснил в понедельник агентству РАПСИ, что, согласно разъяснениям Конституционного суда РФ и содержанию УПК РФ, экс-глава «ЮКОСа» имеет право просить об УДО, не признавая свою вину.
Адвокат Лебедева Елена Липцер, в свою очередь, сообщила РАПСИ, что ходатайство об УДО ее подзащитного не означает признания им вины.
«Ни в коем случае ходатайство об УДО не означает признания вины, как это уже разъяснял Конституционный суд РФ», — сказала она.
Право на УДО
Как заявил РАПСИ адвокат Ходорковского Юрий Шмидт, ходатайство об УДО основывается на двух обстоятельствах: отбытии Ходорковским более половины установленного судом срока и отсутствии у него дисциплинарных взысканий во время заключения.
«Этих двух обстоятельств, согласно закону, достаточно для принятия судом решения о досрочном освобождении заключенного», — уточнил Шмидт.
Он добавил, что аналогичные обстоятельства имеют место по отношению к деловому партнеру Ходорковского Платону Лебедеву.
Защитник не смог назвать сроки, в которые Преображенский суд сможет приступить к рассмотрению ходатайства. В то же время он напомнил, что при рассмотрении ходатайства об УДО Ходорковского в рамках первого дела сторона гособвинения привлекла значительное количество свидетелей, что затянуло процесс.
Адвокат Лебедева Елена Липцер отметила, что одним из оснований для УДО в случае отбытия осужденным более половины срока заключения является отсутствие взыскания по месту содержания в течение одного года.
«Насколько нам известно, у Лебедева в течение года не было дисциплинарных взысканий, а все более ранние взыскания автоматически погашаются», — отметила она.
По словам адвоката, процессуальный закон не устанавливает для суда сроки рассмотрения ходатайств об УДО. Адвокат считает, что длительность рассмотрения ходатайств Лебедева и Ходорковского будет зависеть от позиций прокуратуры, которая может привлечь большое количество свидетелей.
Защитники затруднились ответить, будет ли назначена дата рассмотрения ходатайства их подзащитных до того момента, когда их планируется направить для отбывания наказания в колонию.
«В любом случае, основной сейчас момент — назначение судебного заседания», - сказала Липцер, добавив, что характеристику на ее подзащитного и Ходорковского суд будет запрашивать самостоятельно.
Как, в свою очередь, пояснил РАПСИ адвокат Лебедева Константин Ривкин, администрация следственного изолятора направляет поданные ходатайства в суд. Там документ попадает председателю суда — в данном случае это федеральный судья Сергей Богачев, который определит материалы к слушанию конкретному судье.
«Есть некий пакет документов, который передается сразу от администрации изолятора с ходатайством. В каких-то случаях суд запрашивает дополнительные бумаги», — рассказал защитник.
Он отметил, что, поскольку Ходорковский и Лебедев подали самостоятельные заявления, защита в данном случае, не заявляя собственного прошения, может представлять их интересы, согласовав позицию с подзащитными.
Источник