На протяжении  всей истории познания великие умы человечества обращались к вопросам самостоятельной экзистенции разума. Данная тематика обнаруживает себя в области действительного структурирования представления гармонии и соразмерности в архаичных формах сознания (структурирование представлений о божественном),  периоде осевого времени,  эпохе технократического понимания, в современном мире представлений. Учение о ноосфере  одна из полных картин поисков мысли в области обнаружения четкого понимания возможной формы существования самостоятельной внечеловеческой формы  разумности как системы и как материи социальных процессов. Действительно, для познания индивидуальной судьбы достаточно сложным шагом является  четкое понимание неизбежности начала и завершения разумного в рамках чувственного бытия короткой жизни…

 Среди прочих  форм обращения к данной тематике находим: Леви Стросс (структурализм мифологического мышления, мифа), Карл Юнг (понятие архетипа), Платон (эйдос, прообраз вещей), как ни странно, Аристотель -(бытие в возможности). Если мы и не рассматриваем учения других ученых то лишь потому, что их позиции по данному предмету достаточно хорошо известны и обсуждаемы (равно как и поразительно точное  понимание  В.И. Вернадским существа проблемы), в то время как учение Аристотеля о «бытии в возможности» и его современное применение в рамках людологической школы познания остаются вне поля внимания, что не может быть признано удовлетворительным. Тем более, что именно ему принадлежит первенство в понимании экзистенции разумного вне божественной природы данной экзистенции. Именно этот момент особо подчеркнут в учении В.И. Вернадского — отсутствие божественной природы разумного. При его самостоятельности экзистенции как результативности человеческих усилий.
Бытие в возможности (далее — БВ) впервые встречается в тексте Метафизики (книга IХ). По существу БВ противопоставлено действительному как эмпирически заданному объекту восприятия. БВ — это область действительного, которая:
1. Реализуется вне данного времени и места (время и место задаются непосредственно ходом наглядности  примера рассуждения). Формы: в прошлом в данном месте ( для данной группы объектов), в настоящем (в другом месте, у других субъектов);
2. Реализуется в действительность в настоящем, в данном месте, в данное время, но у других субъектов (например, мыслительная деятельность, профессия). Здесь выступает как причина неравенства.
Существует еще несколько вариантов, пролонгировать содержание которых нетрудно.
В самом общем виде БВ приближается к пониманию материи. Материя характеризуется как нестабильное сочетание противоречий, где каждое  является тождественной полярностью самое себя.  Стабильное состояние материи — хаос равенства возможной реализации каждого из противоречий. Легко убедиться, что это достаточно точное определение бытия мысли  внечувственной перцепции предмета мысли, при том, что опыт эмпирического познания в отношении данного предмета отсутствует (можно сравнить в первичными формами приобщения к тем или иным ощущениям, так же состояние сомнения в области разумного).

Самое емкое определение БВ, данное в рамках людологической школы познания: бытие в возможности — это экзистенция мысли. Таким образом, открывается возможность классифицировать идеальное начало бытия не по содержанию (ибо оно уже есть следствие  приобщения к самому идеальному, а это означает отсутствие возможности формализованного анализа мысли), а по форме воплощения бытия в возможности. К слову скажем, что Аристотель это и сделал для области  общественного бытия в возможности (логика). Наблюдается интересная зависимость индивидуального и общего: человек не может повлиять на бытие в возможности ни в отношении его содержания в самое себя (самосознание), ни в отношении его объективированных форм, доступных по значению ему в силу совпадения бытия в возможности личности и общественного бытия в возможности. Так, мы не можем не мыслить вне логики, ибо логика это то, что есть данность для мышления. Слыша родную речь мы неизбежно понимаем ее и поэтому иногда приходится затыкать уши…

Интересно так же и то, что ноосфера фактически может быть определена как общественное бытие в возможности. Общественное бытие в возможности — это унифицированное бытие мысли, качественность восприятия которой не зависит от :
1. Субъекта, включенного в систему кодировки данного бытия в возможности;
2. Места восприятия данного бытия в возможности. То есть оно одинаково в своей качественности значения везде;
3. Времени. Циркулирование носит постоянный характер, который не прерывается в своей периодичности.
Если приводить эмпирически заданные примеры, то всем данным признакам отвечает государство как единая сфера бытия значения в сочетании его с действительностью (соответствие БВ и действительности порождает парадигму бытия- первичную ячейку формообразования).

Человек как единица познания, как субъект познания существует в режиме  общественного бытия в самом себе (общие нормы суждения, правила, нормы), и в режиме восприятия бытия в возможности, вынесенного за пределы самое себя как субъекта познания. При этом  человек выступает как адекватная реакция бытия в возможности в самом себе на окружающие результаты реализации бытия в возможности в действительность  вокруг себя. Продукты реализации пребывают, как в чувственно- заданной сфере (предметы, вещи, процессы), так и в качестве внечувственной данности для познания. Познание необходимо возможно за пределами чувственного опыта. Со времен Фалеса («все кругом полно богов») и до современного понимания синергии остается необходимость  выражении того самого, что называемо бытием в возможности.
Таким образом, можно предположить, что определения, даваемые с течением времени бытию в возможности (в том числе и  учение о ноосфере) являются  проекцией  знания человека о самом себе в форме взаимоотношения с самое себя, представленным содержанием бытия в возможности как для индивидуального носителя, так и для общественного бытия в возможности.  Озвученная критическая способность суждения  отражает скрытые механизмы взаимодействия человека с окружающими его парадигмами бытия.
 
На примере учения В.И. Вернадского это выражено в той вере, которая сопутствовала его научным исследованиям, в вере человечества в возможность искусственного преобразования и изменения мира, вере в мощь разумности и ее исчерпывающую полноту охвата сферы возможного. Необходимость прорыва к новым формам организации социальной материи, есть необходимость изучения законов и механизмов структурирования бытия в возможности, его реализации, а следовательно и  преобразованию самого социума.

В данной перспективе, учение Вернадского о ноосфере  это не прошлое оценки бытия в возможности как  категории познания, а необходимость будущего отношения человека к самое себя и к окружающему миру. Это то, что предстоит воссоздать и  только структурировать человеку. А сами ассоциативные  методы с помощью которых описана ноосфера сегодня можно приписать вполне механизированным формам циркулирования информации (например, сеть Интернет).
В заключение добавим, что мы полагаем, что реализация данной перспективы возможна на основе  универсальных методов познания (одним из которых является, к примеру, людология), так как, именно они способны не только синтезировать  информационные массивы, накопленные человечеством, но и предварительно снимать противоречия бытия в возможности, до их реализации  как противоречий действительности.
 

Да 3 2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: cygankov, Бозов Алексей
  • 07 Июля 2011, 11:41 #

    Спасибо за очередной обзор, Рустам Павлович!
    ↓ Читать полностью ↓
    С трудом, но прочитал и, полагаю, что понял идею Вернадского.

    В детстве поразила и не давала покоя однажды прочитанная книга Георгия Гуревича «Только обгон».

    Позволю себе процитировать финальную часть:
    ...
    -  Удивляюсь,  как  можно  не  догадаться!  Пещера была космической
    гостиницей, аварийным складом на большой трассе. Такие мы  расставляем  на
    безлюдных планетах. Но в Галактике же тысячи  цивилизаций,  тысячи  рас  и
    биологических  типов,  невозможно  на  каждом  складе  хранить  баллоны  с
    воздухом тысячи сортов и продукты на тысячи видов желудка. Ну вот,  вместо
    гигантских хранилищ сооружается автомат-закусочная на все вкусы. Странники
    заказывают нужного состава среду: кислород,  или  аммиак,  или  воду,  или
    расплавленный кварц — кому что требуется.  И  продукты  любого  сочетания,
    строения, консистенции… В конечном итоге ведь всякие продукты состоят из
    атомов. На планете Йийит не знали  про  космические  гостиницы.  Это  была
    окраинная отсталая планета, примерно на вашем уровне цивилизации. Для  них
    и субсвет был великим достижением, о суперсвете они не помышляли даже.
    — Не помышляли, а  изобрели  все-таки.  Голова  у  них  работала.  -  Я
    обиделся на «отсталых, на нашем уровне цивилизации».
    — Изобрели, что сумели. 1,5  «с»  -  не  бог  весть  какое  достижение.
    Мыслепередача всего лишь  первая  ступень  суперскорости.  Но  Гэй  ничего
    другого не мог сотворить. Впрочем, он упоминает и о главном пути,  о  том,
    который приводит к подлинному техническому решению: об уничтожении вакуума
    или  выходе  за  пределы  его  -  в  другое пространство. Умозрительно
    догадывался,  примитивная  техника  йийитов  не  позволяла  вырваться из
    вакуума.
    — А все же догадался.
    — Догадывался. Такое бывает в космической истории. Закон неравномерного
    развития мысли. Изобретает тот, кому необходимо изобрести.  Выход  находит
    оказавшийся  в  безвыходном  положении.  Консультанты  Джэя  считали  себя
    победителями, они и не помышляли о суперсвете. А  Гэю  иначе  нельзя  было
    обогнать. Ведь его устраивал только обгон. Только обгон!
    ************************************
    Вот такая история произошла в дальнем космосе, на некой планете  Йийит.
    Конечно, на Земле ничего подобного  быть  не  могло:  иные  условия,  иная
    обстановка. На земных дорогах скорость ограничена,  запрещено  обгонять  в
    населенных пунктах, на пригорках, поворотах, в узких местах — в общем,  не
    рекомендуется обгонять. Даже и знака такого нет среди предписывающих:
    «Только обгон»…

    +3
  • 07 Июля 2011, 11:51 #

    Что бы потенция переросла в акт необходимо волевое усилие, но именно его как правило не хватает.

    +2

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Ноосфера и категория "Бытие в возможности". Людологический анализ» 0 звезд из 5 на основе 2 оценок.
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Продвигаемые публикации