17.1.1.4.

Бесценным подарком Стагирита было учение о 4-х причинах бытия. Текстуально, как мы отмечали, Стагирита излагать чрезвычайно тяжело. Нет указания на то, каким образом располагаются 4  причины и как взаимодействуют. Стагирит говорил к весьма уже знакомой с ним аудитории, к ученикам, поэтому восстанавливать его приходится по смыслу больше, чем по  содержанию текста. Академическая трактовка такова. Бытие чего-либо складывается из 4-х оснований: целевая причина — то, ради чего, движущая — то, благодаря чему, формальная — как, материальная – что. С моей точки зрения такой подход — кощунство. Ясное дело, что наши студенты, не будучи наследниками схоластического понимания мира идей, весьма мило улыбаются, когда им пытаются сообщить таинство  учения о бытии Аристотеля.

Прежде всего, динамика  и порядок расположения причин относительно парадигмы бытия (бытие в возможности — энтелехия (бытие в действительности). Целевая причина — это бытие в возможности (мысль, замысел). Движущая — это, прежде всего, субъект (при этом имеются в виду как отдельный человек, так и боги, божий промысел, коллектив-полис и все прочее). Формальная и движущая — это и есть энтелехия, при этом форма именно как процесс до завершенности (становление), а материальная — бытие в действительности, ставшее бытие, актуально сущее.  Движущая причина сопутствует реализации вплоть до завершения реализации. В хронологическом порядке, при обозначении целевой причины (СР), движущей (DP), формальной (FP), материальной (MP), процесс становления явления, бытия выглядит следующим образом: CP-(DP1-FP)-DP2=MP.  Формула имеет такой усложненный вид неслучайно, элемент (DP1-FP) взят в скобки, так как до реализации, до начала реализации, субъект является всего лишь носителем  бытия в возможности (СР), которое было ему корреспондированно. Он есть ничто  в части самое себя применительно к данной парадигме, здесь еще фактически нет движущей причины, она есть в генезисе (потому что бытие в возможности  необходимо реализуется в действительность). В процессе реализации, даже если она не приведет к результату, то есть не будет никакого результата вообще, результатом будет сам субъект, прошедший стадию формальной причины (выполнивший все необходимые действия, которые были заложены в бытии в возможности субъекта целевой причиной, здесь источник БВ варьируется). В случае успешной реализации субъект будет причастен к материальной причине  имманентным образом, при этом уже будет реализованная движущая причина. Помимо этого, именно субъект (индивидуальный он или коллективный, участник или зритель) вправе решать, реализована ли материальная причина, соответствует ли она целевой.


 Причины Стагирита — это клавиши гармонии бытия, это система переходов, система элементов, творящих гармонию социального. Идеальная социальная формула — равенство всех 4-х причин (совершенный человек четырехуголен — страшный перевод с греческого). Когда человеку ясна задача, он оценивает все «за» и «против», знает, как реализовать задачу; реализовывая ее, определяет процесс реализации, и в итоге получает результат, соответствующий  задуманному — это и есть счастье социального. При этом противоречия бытия  в возможности носят характер «получится – не получится», то есть целевая причина персонифицирует сознание полностью, а противоречия вытесняются во внешнюю сферу. Причины Стагирита — это социализированные законы механики мира, ключ к успешности построения нового  социума.

Далее, в разделе методологии людологии, мы подробнее рассмотрим структуру взаимодействия 4-х причин. Сейчас обратимся более  подробно к  понятию парадигмы бытия.  

17. 1.1.5.


Парадигма бытия (ПБ). Это и есть бытие в предельности  познания, то основание, которое позволяет констатировать бытийность. Своего рода апейрон  социального бытия по Стагириту.  Предельность  анализа всегда упирается в парадигму бытия, это атом  социального мироздания. Неделимое бытие. Действительно, невозможно представить себе мысль вне бытия. Наша мысль существует относительно нас (субъективное) и во внешнем проявлении вне зависимости от перцепции сторонних наблюдателей. Мы не можем мыслить вне формы, вне парадигмы бытия, которая навязана нам извне (язык, манера говорить – все это формы социализации индивидуума), мысль обретает себя в связях и формах социального. И мысль не существует вне этой формы даже для нас. Для  внешнего, выражение  мысли, образа, невозможно  без средств и методов, которые доступны воспринимающему, и которые так же социализированы. Вне этого подобия и встречности нет бытия нашей мысли для других. Возможно, есть форма выражения (иностранная речь, критская тайнопись и  прочее), но само бытие в возможности в данной формальной причине  не переходит относительно воспринимающего и не существует для него. Так же как и наше чувственное, которое не может быть интерпретировано нами  не существует относительно нас. Оно существует как непонятное и неизвестное, как форма страха и неуверенности, как форма негативного отрицания только в самом первом приближении  к стабилизации по бытию в возможности. Это все животное, но не социализированное. В рамках социума (а человек животное общественное) бытие возникает  как  форма сочетания  идеального и реального. Все стремится к равновесию и гармонии этих двух противоположностей, с течением времени, с частотой реализации, с множественностью повторений перехода идеального (БВ) в реальное (БД), достигается символизация бытия (равенство и тождество противоположностей). Значение, приписываемое чувственному, становится символом, процесс – навыком. Такова природа  социума – в стремлении снять противоречие, автоматизировать энтелехию, свести все ее стадии к одномоментности восприятия.


Сочетание бытия в возможности и бытия в действительности называется  парадигмой бытия (ПБ). В формулах структуры отдельной  парадигмы, в людологической традиции, ПБ представлена  общим  видом  (VD).Когда анализируется явление, имеющее цикличную взаимоувязанную природу, тире, символизирующее энтелехию, опускается,  парадигма представляется  видом VD, с соответствующими обозначениями, о которых мы расскажем позднее.

Предельный анализ бытия — это всегда анализ парадигмы.  Для того, чтобы уяснить себе насколько данное бытие жизнеспособно, какова его судьба в социуме и прочее, подвергают структурному анализу каждый из элементов, как по общей структуре незавершенности, не бытийности, так и по структуре завершенности (по 4-м причинам бытия явления). Анализ по 4-м причинам  позволяет выстраивать  социальные причинно – следственные связи, как  во времени, так и в пространстве, которые обычно  представляются схематически.


Для констатации бытийности достаточно обнаружить парадигму бытия. В дальнейшем мы покажем, как  парадигма бытия, изначально состоявшая только из одного человека, который является и БВ и БД явления (пример  научного открытия), может изменить универсум парадигм этого мира, сам мир.

Отметим, что анализ парадигмы происходит  по элементам (на предмет экзистенции бытия): БВ, энтелехия, БД (каждый из элементов классифицируется и структурируется),  а так же с точки зрения динамики, когда наличие парадигмы достоверно установлено (исходя из 4-х причин бытия).

Анализ явления предполагает исследование не одной парадигмы, поскольку само образование  последней есть результат  конфликта и противоречия между животным (человеком рожденным) и разумным (общественным), между бытием  в действительности (свершившийся факт рождения) и существующим бытием в возможности (системой знаний, поддерживаемых бытием общества).  И если все  проходит удачно, только тогда мы можем заявить  подобно Гегелю, что все разумное действительно, а все действительное разумно.

  Таково в общих чертах значение терминов, использованных нами в п. 1.1 настоящей работы. В целом весьма сложно сходу  представить себе ту картину, над которой Стагирит и другие мыслители работали  всю свою жизнь. Мы попытались сделать ее максимально доступной и доходчивой. У методологов философии, я заранее прошу прощения — жизнь другого человека  может быть предметом жизни многих историков, учитывая, что у философа практически нет жизни, кроме его творческого наследия.

Сейчас же, предлагаем  перейти к анализу места игры, пониманию игры.

Да 0 -2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Проектирование социальных систем. Часть 18. » -0 звезд из 5 на основе -2 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Бизнес-адвокат. GR, антикризисное управление, банкротство. 16 лет опыта, проекты по всей России. Консультации (кроме типовых вопросов по БФЛ) платные
https://fishchuk.pravorub.ru/
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации