Как бабы Сталина поминали.
В начале марта 1953-го, в шесть утра на лесопилке в селе Ильинка загудел гудок.
Вроде, ничего особенного. Он и раньше гудел три раза в день, вместо часов. А тут как завыл, так без передыху целые сутки не умолкал.
Это по команде начальства кочегар застопорил рычаг в рабочем положении…
Оказалось, не стало Усатого Отца Народов…

Теперь, когда вижу кинохронику того события, да рассказы слышу о том, как «весь народ» плакал от горя, дескать, -Как же мы теперь без него?!, мне вспоминается следующая «картинка в моём букваре».

…Тогда мне было пять с небольшим лет, и хотя в школу ещё не ходил, но читать уже умел, и с любопытством листал учебник истории, тайком взятый у старшего брата. Откуда хорошо знал по большим портретам вождей – во всю страницу! кто такие Фрунзе, Сталин, Ворошилов, Чапаев…
И вот, под осипший гудок в нашей избе собрались деревенские бабы. Одни – вдовы тех, о ком великий Расул сказал: «с кровавых не пришедшие полей»; другие – жены ни за что репрессированных крестьян… В их числе был и Алексей – первый муж моей матери, о чём она так рассказывала.

…Сидели колхозники на полевом стане, дымили самосадом и грелись на солнышке, поскольку сеять было нельзя. Ночью ударил мороз, и лужицы в прогалинах схватились корочкой льда. Какая тут посевная! Но об этом ничего знать не хотел уполномоченный из райкома, одетый в красные «реворлюционные» шаровары, прискакавший на стан верхом на лошади.
-Почему не сеете? Так-растак! – грозно вопросил прискакавший.
–А кто ты такой? –прищурился один из бородачей, сидевших на брёвнышке.
–Я – уполномоченный!
И с этими словами райкомовский гонец резво спрыгнул с лошади, но поскользнулся и рухнул прямо в лужу, проломив тоненький ледок.
–Оно и верно, — подытожил бородач – упал и намоченный! И все засмеялись…
А, может, и не все, да только ночью из района прибыл «черный воронок» и всех пятнадцать мужиков загребли «с концами». Так никто и не вернулся домой…

Только в 1963-м маме пришла четвертушка бумаги из Верховного Суда СССР, в которой говорилось: «Ваш муж (имярек) реабилитирован посмертно…»
Ни тебе причины смерти, ни места захоронения, ни за что был осужден…

Но эта судебная весть пришла десять лет спустя, а пока что вдоль по-над заснеженной рекой Кан тягуче разливался тоскливый гудок лесопилки.
В мою детскую память врезалась початая бутылка «плодово-выгодного» на столе, и как эти бабы плакали, а я глазел на них, лёжа на печи.
Только они утирали совсем другие слёзы, приговаривая: -Слава Богу, подох Людоед!..

Да 4 4

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: anton74, alexandro81881, +еще 2
  • 26 Декабря 2014, 17:37 #

    Уважаемый Александр Эльмартович,


    совершенно феерическая история, 15 человек за неосторожность одного — поразительно! Известны ли Вам исторические параллели или аналоги таких событий, мне трудно себе представить что — либо столь чудовищное...


    Под тоскливый гудок лесопилки бабы, однако, обнаружили высокую историческую проницательность8-|


    +1
    • 26 Декабря 2014, 18:21 #

      Уважаемая Myra!
      Эта история не только феерическая, а стопроцентно достоверная, поскольку знаю о ней не только от мамы.
      Касательно аналогий и параллелей подобных событий — они описаны в книгах Варлама Шаламова, Александра Солженицына и других. Читали ли Вы, например, про «колымский трамвай»? Сознательно не указываю автора — известную женщину, самолично испытавшую это...
      Откуда-то оттуда анекдот: -Тебе сколько дали? — 25 лет. — За что? — Да ни за что. — Врёшь! Ни за что 10 дают.
      под тоскливый гудок лесопилки бабы, однако, обнаружили высокую историческую проницательность. А вот за ЭТУ оценку, если бы смог, поставил бы по плюсу за каждую ту бабу. Спасибо.

      +1
  • 26 Декабря 2014, 18:01 #

    Уважаемый Александр Эльмартович, а вот мне отец рассказывал, что после 20 съезда в 1956 году он вместе со своими деревенскими пацанами начали таскать по деревне портрет Сталина, выкинутый по случаю развенчания культа из деревенского клуба. Так им мужики по ушам нашвыряли, по мотиву, какой человек был, что ж вы делаете.
    Диалектика однако 

    +1
    • 26 Декабря 2014, 18:25 #

      Уважаемый Сергей Николаевич!
      Здесь не столько в диалектике дело, как в том, что у деревенских мужиков, по моему мнению, жив был ВЕЛИКИЙ СТРАХ, исходивший от Усатого, заложенный в наши гены, и по сию пору не изжитый!

      +1
      • 26 Декабря 2014, 18:45 #

        Уважаемый Александр Эльмартович, у тех мужиков страха не было. За 1418 дней и ночей тот страх ушёл.

        +1
        • 26 Декабря 2014, 20:32 #

          Уважаемый Сергей Николаевич, на Ваш коммент посмотрите мой ответ Муге.

          0
          • 26 Декабря 2014, 21:27 #

            Уважаемый Александр Эльмартович, при всем уважении к Вам, я не могу согласится с тем, что Вы пишите. Да, я не познал ужас, кровь, позор и триумф своего деда и прадеда, перед которыми преклоняюсь, я даже не могу сказать, что испытал то, что довелось перенести отцу, но считать что мои прадед, дед бабушка, отец были  зачуханными рабами, значит не уважать ни их не себя. Они были гордыми и смелыми людьми, пусть не занимавшими никаких постов и должностей, но именно они, не по насилию, не по приказу, а так по жизни сберегли страну и дали возможность хорошо жить мне, моей жене, моей дочери и моим будущим детям.

            +2
            • 27 Декабря 2014, 00:04 #

              Уважаемый Сергей Николаевич,

              Я безусловно с Вами в том, что Ваши прадед, бабушка, дед и отец были гордыми и стойкими людьми, — понимаю и принимаю Ваше поклонение перед ними(hi)

              Мне кажется, что в нашем разговоре с Александром Эльмартовичем произошло смешение разных способов понимания понятий СТРАХ/ИСПУГ, и отсюда следующее несогласие в интерпретации связи этих понятий с вопросами генетики ( богатая тема!) и понятием «раба», которое, на мой взгляд, напоминает известную чеховскую проблему....

              Завтра напишу ответ Александру Эльмартовичу, надеюсь мне удасться яснее передать мою мысль....(blush)

              0
            • 27 Декабря 2014, 12:29 #

              Уважаемый Сергей Николаевич!
              В моих комментариях отсутствует слово «зачуханный», поэтому не надо мне приписывать то, чего я не говорил и не имел в виду.
              Также, кроме личного испытания ужасом и кровью, позором и триумфом, надобно достаточно близко знать своих дедов и прадедов, чтобы судить о побудительных мотивах их действий.
              Поймите, генетически заложенное рабство не исключает бунта (Спартак, Пугачёв), да и прочих высоких материй.
              Извините, но Вашу цитату я привёл в соответствии с нормами русского языка.
              но считать что мои прадед, дед бабушка, отец были зачуханными рабами, значит не уважать ни их, ни себя.

              0
      • 26 Декабря 2014, 19:04 #

        Уважаемый Александр Эльмартович,
        … был ВЕЛИКИЙ СТРАХ… заложенный в наших генах....Мне кажется, что здесь Вы задели самую сердцевину этой великой загадки — как это возможно для народа страны с развитой культурой, богатой историей и высоким человеческим потенциалом — подпасть под иррациональную ( гипнотическую) зависимость от власти?

        После 2-й мировой войны над этой проблемой много работали  и экспериментировали ( вопрос ставился в отношении немецкого народа и власти Гитлера). Один из самых знаменитых экпериментов — 1963 год, Стэнли Милграм, Йельский университет. Воспроизводился в последующие годы во многих странах, с теми же ошеломляющими  результатами… Есть документальные фильмы о похожих экспериментах.

        Вопрос исследовался в психиатрии ( опять же с привязкой к Гитлеру и Сталину), есть книга В. Райха «Психология масс и фашизм» (1933; русск. пер. — 1997).

        Спасибо за ответ, уважаемый Александр Эльмартович(wasntme)

        0
        • 26 Декабря 2014, 20:27 #

          Уважаемая Myra!
          Кое что об этих исследованиях мне известно, но спасибо за подсказку — теперь предметно посмотрю повнимательней. А вот как на бытовом уровне это понимается:

          Допустим, некая особь, условно говоря — человек, сверзился с высоты и разбился насмерть, тем самым прекращая ветвь своего развития.
          Другая такая же особь, шмякнувшись с той же кручи и напугавшись до усрач до предела, свой испуг передаст своим потомкам: Не лезь — упадёшь! Не суйся — обожжёшься! и т.д. А передать свой испуг можно только на генетическом уровне.
          Поэтому классик прав в своём утверждении, что раба выдавливать из себя надо по капле. Раб — навеки испуганный человек, поэтому эволюционная дистанция от раба до Свободного Человека — огромна.

          Поэтому я не совсем согласен с мнением уважаемого Сергея Николаевича Зенина относительно того, что "… у тех мужиков страха не было. За 1418 дней и ночей тот страх ушёл".
          ТОТ СТРАХ (перед Усатым и его машиной подавления), просто не мог уйти; он был замещён УЖАСОМ пережитой Великой по жертвам Войны.
          В довершение и к слову о ВОВ, позвольте одну цитату.  
          Ещё помнят пока чьи-то деды,
          и не нюхавшие порох сыны,
          опьяненье Великой Победы,
          и ПОХМЕЛЬЕ ВЫСОКОЙ ЦЕНЫ...
          Александр Клявин


          +1
          • 26 Декабря 2014, 20:46 #

            Не во всем согласна ( передача страха на генетическом уровне, свободный человек без страха, замещение страха — ужасом по жертвам войны), но цитата понравилась, так же, как и Ваши мысли, СПАСИБО!:)

            0
            • 26 Декабря 2014, 21:17 #

              Уважаемая Myra, а Вы можете предложить нечто другое взамен генетической модели передачи страха?
              Вот, скажем, многие историки отмечают независимость и самостоятельность народов Русского Севера. Указанные качества свойственны свободному человеку. Таковым, например, был Михайло Ломоносов, он — оттуда.
              А ведь на Русском Севере не было крепостничества или рабства. Вот Вам и свободный человек в итоге.
              Примерно то же самое наблюдалось в Сибири и на Дальнем Востоке в старорежимные времена. 
              Известно ведь, что фашистскую угрозу от стен Москвы отвратили именно «сибирские дивизии», т.е. сибиряки и дальневосточники. А это были, хоть и не совсем уже свободные люди, но и не рабы. Потому и сражались самоотверженно.

              Вспомните «Штрафные батальоны» В.Высоцкого:
              Поэтому мы не кричим «ура!»,
              Со смертью мы играемся в молчанку...

              Вот и штрафники, заместив свой генетический страх перед Системой предчувствием своей неминуемой гибели, почему-то не кричали: «За Сталина!»
               

              +1
              • 08 Января 2015, 19:05 #

                Уважаемый Александр Эльмартович, :)

                Надеюсь сильно не ошибиться, но такого факта (понятия, явления, феномена, модели..), как

                Генетический страх...
                Генетическая (модель) передачи страха...
                в науке нет.

                Приведенный Вами пример о падении с дерева (наверное, из размышлений Д. Лондона над идеями Спенсера..?) — не потерял исторического интереса (Герберт Спенсер был очень умным человеком!) и приобрел, как мне кажется, новую убедительность в связи с последними изысканиями ЭПИГЕНЕТИКИ. 

                Все же само понятие СТРАХА… является абсолютно базовым (фундаментальным) для живых существ… мне нужно будет посмотреть, как это трактуется в ГЕНЕТИКЕ...8-|

                0
  • 26 Января 2015, 22:42 #

    Полагаю, что не Сталин давал указание тех мужиков арестовывать. И не Путин теперь дает указания творить беззаконие в стране. У тогдашних чиновников просто было побольше власти и безнаказанности. Дай это нынешним — будет то же самое...:(

    +1
    • 27 Января 2015, 08:44 #

      Уважаемый Евгений Шоэлевич, действительно, не Сталин давал указания именно  «тех мужиков арестовывать», и не мог это делать, поскольку у него не хватило бы сил охватить это всё «на местах». По-Вашему, он, вроде, как бы и невиновен...
      Но как-то Вы обходите стороной общеизвестные опубликованные факты, когда на расстрельных списках стояла виза И.Ст. А его режиссура «процессами»?

      Я согласен с Вами, что ВВП лично не даёт личных указаний «творить беззаконие в стране». НО!
      Кто, как не «гарант», отвечает за всё это?  Если руки коротки — отойди в сторону! 

      +1
      • 27 Января 2015, 20:05 #

        Уважаемый Александр Эльмартович, я полагаю, что мы очень мало знаем о том времени, о причинах, по которым Сталин совершал те или иные поступки. И я не судья ни Сталину, ни кому либо другому. У каждого времени свои мерки и нравы. Как пример Ваша ссылка на рассказ о каменном мешке.
        Я не сталинист и не антисталинист. Хотя мой дед Чигрин Андрей Петрович в тридцатые годы еле «унес ноги», когда за ним пришли и до конца жизни так и не смог вернуться в родные края.
        Насчет ВВП.
        Для меня он тоже — не свет в окошке.
        Ну, отойдет он в сторону со своими короткими руками. И что? Очередь стоит мужественных толковых людей с длинными руками?
        Помниться, когда служил, был командир части у нас самодур и пьяница, просто придурок.  Наконец сняли его. Офицеры вздохнули с облегчением. Но один старый технарь сказал: «Зря вы, ребята, радуетесь. Лучше не будет». И он оказался прав…

        +1

Да 4 4

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Как бабы Сталина поминали.» 1 звезд из 5 на основе 4 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации