Не теряйте времени — звоните в банк и блокируйте карту.
Обратите внимание, что
По закону мы должны уведомлять банк об утрате карты или совершении операции без нашего согласия «в предусмотренной договором форме» (часть 11 статьи 9). У разных кредитных учреждений эта форма может быть различной. Где-то достаточно позвонить по номеру call-центра, где-то отправить смс или сообщение по электронной почте, а где-то – отослать факс.
Обязательно выясните этот нюанс в своем банке! Уведомление в ненадлежащей форме чревато освобождением кредитной организации от обязанности возмещать потери.
Главное «спасительное» правило содержится в части 15 статьи 9 закона. Оно звучит так: банк обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом уведомления о такой операции, если не докажет, что сам пострадавший нарушил порядок использования «электронного средства платежа».
Что это означает на практике?
Первое: человек может рассчитывать на компенсацию только в том случае, если своевременно уведомит банк, что лишился карты либо электронное средство платежа использовано без согласия клиента. Последнее подразумевает, в том числе, несанкционированный «увод» денег.
Обратите внимание: по закону клиент должен сообщить банку о ЧП в течение весьма короткого срока – не позднее дня, следующего за днем, когда банк прислал уведомление об операции, совершенной без согласия пострадавшего владельца карты. Если клиент замешкался и не уложился в срок, банк ОСВОБОЖДАЕТСЯ от обязанности компенсировать потери (часть 14 статьи 9).
В то же время, если сам банк не выполнил обязанность по информированию клиента обо всех операциях по карте (см. выше), то отвечает за свою провинность рублем. А именно: согласно части 13 статьи 9 банк обязан возместить сумму операции, о которой клиент не был проинформирован, и которая была совершена без согласия клиента.
Сразу после того, как «в предусмотренной договором форме» Вы уведомили банк о не санкционированном списании средств, через call-центр требуйте принять у Вас заявление о возврате Вам списанной суммы, Вам предложат придти в отделение банка и оставить заявление в нем — настаивайте, скажите, что записываете разговор (вообще, такие разговоры имеет смысл записывать, диктофон в телефоне очень хорошо с этим справляется), даже если это не так, Вам не могут отказать в приеме заявления. После Вам должны сообщить регистрационный номер присвоенный заявлению, запишите его.
Далее отправляйтесь в полицию и пишите заявление о краже денежных средств с Вашей карты, что делать если Вы за рубежом -уточните у юристов, но в банк звонить надо откуда угодно. В полиции лучше иметь при себе выписку по счету, чтобы точно указать о каких операциях идет речь. Заявление в полиции тоже должны зарегистрировать и сообщить Вам рег.номер и выдать квиток — эту информацию у Вас в скором времени попросит служба безопасности банка.
Далее у полиции своя работа у банка своя.
Увы, закон «О национальной платежной системе» не дает конкретного ответа на вопрос — Сколько ждать возвращения денег? В части 8 статьи 9 упоминается лишь, что банк обязан сообщить клиенту о результатах рассмотрения заявления (о возврате украденных средств) в течение 30 дней, а в случае трансграничного перевода средств – в течение 60 дней. Отказ компенсировать потери, разумеется, можно обжаловать в суд, вот здесь то Вам и пригодятся записи телефонных разговоров с сотрудниками банка. А вот как быть, если банк формально соглашается вернуть деньги, однако тянет волынку до бесконечности?
В этом случае можно воспользоваться статьей 314 Гражданского кодекса РФ. Она предусматривает, что обязательство, срок исполнения которого не определен, должно быть исполнено в разумный срок. А если этого не произошло, то в течение 7 дней с момента предъявления требования о его исполнении.
Таким образом, если украденные деньги не вернулись на карту, скажем, в течение двух рабочих недель, нужно передать банку письменное требование перечислить средства в течение 7 дней со ссылкой на статью 314 ГК РФ.
ЗЫ
О том как поступать в том или ином случае можно узнать на форуме или в разделе «вопрос ответ» на сайте «Банки.ру» (http://www.banki.ru), участие в форуме могут принимать только зарегистрированные пользователи.