Аннотация: В рамках серии интервью с авторами журнала представлена беседа в редакции с Олегом Ознобихиным. Эксперт журнала в области трудовых правоотношений рассказывает о специфике работы и тонкостях профессии.
«Я выступаю за электронную судебную систему, чтобы исключить факторы коррупции, некомпетентности и настроения судьи…»
Как юристу успевать за изменениями законодательства и практики судов (ведь ему же и работать надо когда-то)?
Необходимо читать новости в журналах «Трудовое право», «Трудовые споры», обновления законодательства в КонсультантПлюс и других правовых системах.
Как ему выстроить систему работы?
Вначале получить реальные знания по тому направлению юриспруденции, которое выбрал юрист. Потом желательно получить диплом о высшем юридическом образовании и начать работать. Все гениальное просто, но не все простое гениально.
Что считать важным, а что вторичным?
Как говорил (на одном семинаре) Миронов В.И.: «Для меня судебная практика не имеет правового значения, поскольку судебные акты не являются источником права». Я практически полностью согласен с вышеуказанным тезисом уважаемого мною доктора юридических наук, профессора трудового и процессуального права Миронова В.И.
Толкование норм права у всех различное, и чтобы снять тень сомнения в том, что мой вывод не выдуманный и не парадоксальный, для убедительности своей позиции я стараюсь найти обоснованную и мотивированную судебную практику суда любой инстанции (кроме первой).
Для меня важное значение имеет норма права (закон), а уже как желательно-обязательное дополнение к этому – обоснованная и мотивированная судебная практика. Я подчеркну – не любая судебная практика, на которую любят ссылаться юристы, а только обоснованная и мотивированная судебная практика.
Решение суда первой инстанции, несмотря на то, что данное решение суда вступило в законную силу, я не уважаю в силу того, что оно принято, мягко говоря, необдуманно, в отличие от коллегиального рассмотрения дела.
Срочные дела (по матрице Эйзенхауэра), как правило, – неважные… Но как определять, что срочный вопрос (а ведь на юриста все могут оказывать давление) – неважный?
Срочные дела – это те дела, по которым могут истечь сроки обращения в суд, например, по спорам об увольнении срок обращения в суд составляет один месяц (статья 392 Трудового кодекса РФ). Поэтому если стоит вопрос о незаконности увольнения, то данное дело является срочным.
Как не ошибиться, определяя и свою «стоимость» на рынке?
Для этого необходимо изучать аналитические отчеты о стоимости юридических услуг в конкретном округе (регионе), смотреть объявления в городе (субъекте РФ), много общаться с юристами и адвокатами.
Что бы вы изменили в первую очередь в системе трудовых отношений в РФ (чтобы уменьшить конфликтность отношений, регламентировать их)?
Ничего менять не надо, конфликты будут всегда и в любой сфере. Об уменьшении конфликтов должен заботиться работодатель – нанимая соответствующих психологов.
В системе трудовых отношений я бы увеличил гарантии и компенсации работникам, а также увеличил бы гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность для работодателей и надзорных органов (прокуроров, государственных инспекторов труда).
Основные вехи вашего становления как юриста?
Помощник юриста – частнопрактикующий юрист – юрист, работающий на юридическую фирму (плюс на другие юридические фирмы по совместительству) и одновременно как частнопрактикующий юрист.
Что сформировало в вас интерес к профессии?
Со мной произошел легкий несчастный случай на производстве (предприятие ОАО «СОДА», город Стерлитамак, щелочные ожоги тела). И из-за того, что ОАО «СОДА», надзорные органы и суды Республики Башкортостан, мягко говоря, бездействовали, мне самому пришлось учиться защищать свои трудовые права и разрешать возникшие трудовые споры.
Благодаря моему упорству, моим знаниям, помощи моей матери и нашего хорошего знакомого – бывшего начальника отдела охраны труда ОАО «СОДА», а также с помощью подачи многочисленных обращений к Президентам РФ и Республики Башкортостан, Генеральному Прокурору РФ, в Правительство РФ и к другим государственным органам, мне все-таки удалось восстановить свои нарушенные права и обязать ОАО «СОДА» оформить акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1, выплатить компенсацию морального вреда, оплатить больничный лист в размере 100 % среднего заработка.
Таким образом, борьба за свои трудовые права с ОАО «СОДА», надзорными органами и судами Республики Башкортостан сформировала интерес к профессии юрист по трудовому праву. Кстати, борьба с вышеуказанными структурами продолжается…
Какие дела вы бы хотели вести и решать?
Трудовые споры, конечно же. Для дополнительного заработка и в силу большой конкуренции могу вести большинство гражданских дел.
Шахматные программы уже нас побеждают… А когда такого уровня смогут достичь «умные» правовые системы (не справочные системы, а те, о которых пока только говорят, – отвечающие на вопросы как юрист)?
Точно я не знаю, но к 2050 году, скорее всего такие системы уже могут возникнуть.
Я выступаю именно за такую электронную, но только судебную систему, чтобы исключить факторы коррупции, некомпетентности и настроения судьи.
С уважением, Ознобихин Олег Иванович,
Руководитель практики трудового и банковского права ЮЦ «Практика»,
Эксперт и Автор Журналов «Трудовые Споры» и «Трудовое Право»,
Член Ассоциации «Юристы за Трудовые Права»