Исторически в России не сложилось ни культуры уплаты налогов, ни адекватной системы их изъятия. Причина этого несколько глубже, чем просто отсутствие разумного эффективного государственного управления. Необходимо понимать, что российская государственность, власть является непосредственным наследником государства известного в истории как Улус Джучи. До вторжения монголов русские княжества развивались именно по полисному европейскому типу, в них было все то, что сейчас присутствует в европейской традиции – народовластие, выборность должностей, система налогообложения. С появлением монгольского владычества структура власти меняется. Власть князя больше не зависит от народа, он назначается из Орды. Монгольская дань трансформируется в налоги для населения, которую беспощадно собирают баскаки и князья. Иногда вырезаются целые города за неповиновение воле князя, представляющего Хана. Не секрет, что рождение Московского царства связано с тем, что Иван Калита получил право собирать дань со всех земель русских. Что это означает для налогоплательщика? Как это влияет на культурную установку? Откуда наши народные промыслы? Лапти, хохлома? Именно от того, чтобы не иметь в быту ничего ценного, чтобы не отняли. Постоянное сокрытие имущества, обман представителей государства – это историческая традиция, привнесенная методикой управления народом России со времен монгольского владычества. Не забудем и том, что после распада Золотой Орды Московское царство фактически заменило собой Орду, затем была революция, которая так же хищнически относилась к народу (продразверстка, коллективизация), затем годы советского режима, где частной собственности не было вообще. Таким образом, русский народ просто не имеет возможности с начала тринадцатого века осознать, что налоги — это естественное следствие общественной кооперации и сожительства на одной территории в рамках единого государства. Государственная же политика исторической не – правды и современной несправедливости не способствуют изменению указанной исторически обоснованной культурной установки на неуплату налогов.
Переломить ситуацию может только изменение самого государственного устройства. Так, скажем, к примеру, передача бюджетных денежных средств в частное управление по кругу адресных вопросов без участия государства, но при активнейшем деятельном участии народа. Называется это самоуправление, но опять же в России при текущей монгольской традиции власти осуществить невозможно. Никакие реформы в области налогообложения без реформы государственного устройства здесь не будут эффективными.
Ярчайшим примером остается невостребованная и поныне Система страхования уголовной ответственности населения, благодаря которой как раз таки было бы возможно изменить ход уголовной репрессии в отношении самых обычных и простых дел. Суть ее в том, чтобы денежные средства на оплату труда адвокатов по назначению (т.н. «бесплатные адвокаты») брались не из безликого бюджета, распределяясь дознавателем, следователем судом, а были оплачены из фонда, формируемого за счет страховки возможной уголовной ответственности каждого. При этом гонорар адвоката напрямую бы зависел от результата по делу, его участие непрерывно бы обеспечивалось с самого начала, а допуск к такого рода делам имели бы именно специалисты в области уголовной защиты, уголовного права. Понимай сотрудник органа дознания, следователь, судья, что за каждым человеком стоит профессиональный защитник, который кровно заинтересован в выигрыше его дела, путем весомой финансовой мотивации (не как сейчас 900 рублей в день), многие игры с законом бы закончились, даже не начавшись.