Покрышка юриспруденции весома и тяжело осязаема, в ежедневной рутине люди так или иначе вынуждены маневрировать, чтоб от неё увернуться. Когда вес юридических проблем становится непомерным, возникает необходимость в квалифицированной юридической помощи. И человек, не осознавая всей сложности проблемы, но понимая её дороговизну, стремится к решению с минимальными затратами, обратившись за бесплатной юридической помощью, а это значит — что обман может быть скорым. Большая часть сферы оказания юридических услуг, особенно в крупных городах, поражена маркетинговым паразитом, наживающимся на бедах обывателей. Фирмы, оказывающие бесплатную юридическую консультацию, заполоняют рынок, а после того, когда обмануты все, кого можно было ввести в заблуждение, они просто переселяются в другой город. А следовательно присутствие такой компании в нескольких регионах не обязательно говорит о том, что они крупные и надёжные. В статье пойдёт речь: о таких фирмах, о том, как они зарабатывают (обманывают людей), рушат их жизни, будет также приведён механизм обмана во всех подробностях.
Как всё начиналось…
У читателя может возникнуть вопрос откуда автору статьи обо всём этом известно. Не понимая всей мерзости подобных организаций, мне довелось поработать в одной из них короткое время, а после послать их куда подальше в очень грубой форме и уйти не получив ничего за свою работу. Если статья найдёт достаточный отклик, выложу эпическую аудиозапись своего увольнения. По окончанию университета в Казани, решил подыскать работу, для чего разместил вакансию на Хантере. Через день получаю звонок о том, что нужен юрисконсульт, надеваю костюм и иду в компанию «Авангард». Компания располагалась в центре в превосходном офисе. Офис блестел и сиял. Заполняю анкету, сажусь на диван и начинаю ждать, попутно разглядывая интерьер. Минут 20 спустя взгляд упирается на фотографии сотрудников с красными дипломами и кучу благодарственных писем, написанных одним и тем же каллиграфическим почерком. Многовато показухи, подумал я и начал отзывы в интернете изучать, вижу, что они мошенники и полное дно, после чего ухожу не дожидаясь, когда меня позовут.
Кстати, в подобных фирмах зачастую большие очереди на приём. Так создаётся искусственный ажиотаж вокруг услуги.
Вернувшись домой, понимаю, что пока особо работать желания нет, документы в магистратуру подал и денег достаточно. Открываю компьютер, а там дота. Проходит 2 месяца…
В поисках работы снова открываю Хантер, раскидываю отклики. Через день получаю приглашение от ООО «Статус», гуглю компанию, и не найдя особой грязи, отправляюсь на собеседование. Как позже узнал, большого количества негативных отзывов о них не нашёл, так как клиентам они представляются «центром правовой помощи», попутно втирая дичь о том, что они работают по государственной программе оказания бесплатной юридической помощи населению. Но в то время об этом не знал к своему стыду и отправился на собеседование. Особой надежды в этот раз не возлагал, костюм не стал надевать. Накинул джинсы, клетчатую рубашку и поехал на велосипеде. Офис был в центре, оформление непритязательное, стены обшарпаны, мебель разваливающаяся. Видимо арендовали офисы у центра обучения английскому. Закралась мысль, что может хоть эти люди честные. Собеседование прошёл легко, попутно взяв на пол ставки it работы по разработке системы менеджмента отношений с клиентами на Битрикс24, за это, кстати, тоже ничего не получил кроме жалких 3 тысяч рублей аванса на вторые сутки. На следующий день приступил к обучению и работе, однако понимание того, что компания – грязь, а я только порчу себе карму, приходило постепенно. Успокаивала меня мысль, что можно работать честно, просто меньше зарабатывать, однако в данной организации при существующих подходах, это было невыполнимо. Далее я подробно опишу этапы работы и как вижу бизнес модель организаций, занимающихся оказанием «бесплатной» юридической помощи.
Получение контакта и навешивание лапши по телефону
Юр. фирма может заниматься привлечением клиентов самостоятельно или просто выкупить готовые базы. Как пополняются эти базы? Через все каналы рекламы, а также непосредственно через формы помощи юристов на сайтах или через фишинговые (мошеннические) страницы. К примеру, человек набирает в поисковике «Роспотребнадзор», переходит по первой ссылке и не понимая, что это фейковая страница государственного органа, звонит по телефону в кол центр организации ООО «Статус-Куятус», где ему говорят, что то вроде этого «Это центр правовой помощи, Роспотребнадзор (Прокуратура, Пенсионный Фонд, Следственный комитет, Минздрав) в связи с высокой нагрузкой перенаправил Вас к нам. Да, мы работаем по государственной программе оказания бесплатной юридической помощи. Расскажите о Вашей проблеме. Теперь я задам Вам пару уточняющих вопросов из методички, чтобы показать свою компетентность, после чего обработаю ваши возражения и запишу к нам на приём или продам Ваши данные другой организации, где Вас обуют и разденут, так как Вы нам не подходите». Не подходить для обработки человек может только в случае, если его проблема никак к юриспруденции не относится или город не подходит. Отказать в связи с нехваткой денег у клиента или дешевизной вопроса для подобных паразитирующих фирм — нонсенс, деньги клиент может всегда занять, а переубедить человека, что решение его вопроса стоит больших денег уже задача опытного «развешивателя лапши». Самые лакомые кусочки для бесплатной юридической помощи – это пенсионеры и социально-незащищенные люди. Ехал я как-то с директором филиала покупать оборудование по it. Завязался разговор. Я говорю – Не хотел бы обрабатывать пенсионеров, социально-незащищённые группы. Директор – Не оценивай никогда внешне, у них всегда есть куча денег. Я ответил, что проблема в том, что они изначально слабая сторона и мне не хотелось бы вводить их в заблуждение и ломать им жизнь решением, которое было им навязано; на что директор рассмеялся.
Навешивание лапши лично
Что ждёт в бесплатной юридической помощи? Клиент приходит, если конвейер «простачков» уже налажен, то ждёт часа 2 пока его примут. Так решается сразу несколько проблем; фирма показывает свою значимость, отсеиваются те, кому решение вопроса не так интересно; на подсознательном уровне человека подготавливают отдать свои деньги после долгого ожидания.
Навешивание лапши лично проходит в несколько этапов: 1) знакомство, 2) выявление потребностей, 2.1) подведение итога, 2.2) согласование требований 3) презентация, 4) завершение сделки.
Типичное знакомство
«Здравствуйте, меня зову И.О., давайте уточним ваше ФИО и номер телефона для обратной связи. Ранее к юристу обращались? Давайте нашу беседу построим следующим образом. Я детально проанализирую Ваш вопрос в рамках действующего законодательства. Исходя из данных, которые Вы мне предоставите, я определяю пути, определяю методы решения Вашего вопроса. Если ситуация решаема, то я сразу Вам об этом сообщу, чтоб не вводить Вас в заблуждение и не тратить наше с Вами совместное время. Первичный приём осуществляется на безвозмездной основе, однако если в ходе консультации вы поймёте, что Вам нужна квалифицированная юридическая помощь, то это осуществляется уже в рамках договорных отношений. Вы обращаетесь по своей проблеме? Решение по данному вопросу принимаете самостоятельно?».
Бесплатно, конечно, никто Ваш вопрос в рамках действующего законодательства анализировать не будет. И о том, что Ваша ситуация нерешаема, Вы услышите, когда консультирующий поймёт, что из Вас не выжать ни копейки.
Выявление потребностей (слабостей)
Здесь Вас попросят максимально подробно рассказать о Вашей ситуации. После чего начнут задавать уточняющие вопросы, чтоб показать свою компетентность и выявить Ваши слабые места, на которые можно будет давить, показывая необходимость юридической помощи. Например: «Ваш ребёнок инвалид вынужден страдать, потому что Вы не желаете решать Вашу проблему…» или «Вы слишком нерешительны, поэтому Вас и бьёт Ваш муж, так давайте действовать…», «Вас провели как лоха, Вы вообще мужик…», «За Вас жена всё решает…», «Вы слабая женщина, с мужчиной так бы не поступили…» и т.п. Не сомневайтесь, спросят обязательно: где Вы работаете, где живёте, есть ли дети, кредиты, какое семейное положение.
Подведение итога
Это как раз то, ради чего приходят за бесплатной юридической помощью, однако даже если решение проблемы на поверхности и известно консультирующему, он никогда Вам об этом не сообщит. Вместо этого он повторит всё то, что Вы сказали ранее, но только в другой последовательности и с добавлением юридических терминов.
Согласование требований
Тут клиента спросят, чего бы он хотел получить из данной ситуации? Клиент ещё раз скажет, что ему нужно. После чего клиенту покажут, что он может получить якобы в 10 раз больше. Подробнее расскажут обо всём что ему светит, подсчитают на калькуляторе, а затем на листке напишут огромными цифрами сумму, которую он может получить. По факту в большинстве случаев сумму он получит не в полном объём, а останется в большом минусе и это если ситуация разрешится. Например: «Что мы можем из этого получить? Вам вернут Ваши деньги 5 000 рублей. Мы потребуем компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, всю сумму в 50 000, конечно, Вам не получить, но мы будем использовать это требование в качестве рычага давления на контрагента. Вам возместят все иные расходы, включая наши услуги».
Презентация
Этап, на котором клиенту будут обосновывать стоимость работы и показывать юридический механизм. При этом на этом этапе клиента выставляют героем боевика. Пример: «Мы составляем претензию, жалобу в Роспотребнадзор, жалобу в прокуратуру и проект искового заявления. Изначально мы направляем претензию и даём им ровно 10 дней чтобы на неё ответить. Чтобы наша претензия сработала максимальное эффективно, к претензии мы прикладываем жалобы и проект искового заявления тем самым запуская механизм воздействия или юридический ШАНТАЖ. Что им остаётся? У них всего 10 дней чтобы ответить и в любом случае их ждут огромные убытки, тем самым мы даём им выбор без выбора. Если они ответят отрицательно, то мы направляем все жалобы по инстанциям и им грозят убытки в размере от 500 000 рублей…».
Завершение сделки
Пока клиент не успел подумать, у него спрашивают готов ли он работать? Если да, то дальше, если нет – происходит повторение презентации продукта, показывая при этом что будет, если его ситуация не решится в самых мрачных тонах. Далее перечисляются документы, которые якобы решат его проблему и сколько всё это стоит (примерно от 5 т. до 100 т. рублей, в зависимости от того сколько денег можно получить с клиента). Упоминается о том, что за эту сумму он также сможет всегда позвонить и дополнительно проконсультироваться, а все расходы ему обязательно вернут, приложив чек к проекту искового заявления, что далеко от правды.
Далее следует вопрос об оплате наличкой или картой. После чего Ваши деньги исчезают.
Методы воздействия на сознание
Основными методами являются: наведение транса, запугивание, перегрузка информацией, давление на чувство вины, задевание самолюбия, пробуждение жадности, пробуждение мести.