Государственная защита прав и свобод человека гарантируется ст. 45 Конституции РФ.
Одним из проявлений государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность является обеспечение безопасности гражданина в остроконфликтной сфере уголовного судопроизводства [1].
Институт свидетеля в уголовном процессе в современный период приобретает все большее значение. Обеспечение безопасности участников уголовно-процессуальных отношений становится определяющим: вектором реформирования уголовного судопроизводства. Раскрытию преступления, применению к виновному соответствующих мер наказания способствуют получение и закрепление объективных, правдивых показаний свидетелей.
Последствия лжесвидетельства очевидны: ставится под угрозу вопрос о достижении истины, затягиваются сроки расследования преступлений, виновные уходят от ответственности, нередки случаи осуждения невиновных, попранными остаются законные интересы и права потерпевших от преступления лиц, в конечном итоге дискредитируется закон в глазах граждан, подрываются основы правосудия.
По действующему ранее уголовно-процессуальному законодательству процессуально — правовое положение свидетеля как участника уголовного судопроизводства не определялось. В теории уголовного процесса его называли: участником уголовного процесса, субъектом уголовно — процессуальной деятельности, участником уголовно-процессуальных отношений.
Правоприменительная практика последних лет свидетельствует об участившихся фактах противоправного воздействия на участников уголовного процесса, в том числе и на свидетелей.
Опасаясь за свою жизнь и безопасность своих родных и близких, свидетели по-прежнему неохотно сотрудничают с представителями правоохранительных органов, под любым предлогом они стараются уклониться от участия в производстве по уголовному делу, все чаще наблюдаются случаи изменения или отказа их от ранее данных показаний.
В значительной мере это обусловлено отсутствием: реального механизма обеспечения безопасности свидетеля, неоднозначным толкованием положений о свидетельском: иммунитете, недостаточной разработанностью криминалистических аспектов работы со свидетелем [1].
После принятия УПК РФ в 2001 г. созданы все необходимые условия для реализации прав и свобод личности в единстве с ее обязанностями. Однако с момента вступления нового уголовно-процессуального закона еще нельзя однозначно констатировать высокую эффективность системы юридической защиты лиц, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства в качестве свидетеля.
С точки зрения практического применения многие нормы отечественного уголовно-про- цессуального законодательства, регламентирующего участие свидетеля в уголовном процессе, до сих пор нуждаются в совершенствовании [1].
Следующим шагом должна стать ратификация Россией Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. Ст. 24 «Защита свидетелей» предписывает каждому государству-участнику принимать, в пределах своих возможностей, надлежащие меры, направленные на обеспечение эффективной защиты от вероятной мести или запугивания в отношении участвующих в уголовном производстве свидетелей (и потерпевших, поскольку они являются свидетелями), которые дают показания в связи с преступлениями, охватываемыми Конвенцией, и в надлежащих случаях в отношении их родственников и других близких им лиц.
Свидетеля «рождает» событие преступления, поэтому он незаменим и не подлежит отводу, в частности, по причине его заинтересованности в деле.
Вызов свидетелей и их допрос осуществляются в порядке, установленном ст. 187-191 УПК РФ*.
Право явиться с адвокатом распространяется не только на тех свидетелей, в отношении которых предприняты какие-либо процессуальные действия по их уголовному преследованию. От свидетеля не требуется объяснять причины, по которым он явился с адвокатом.
Явка с адвокатом ни в коем случае не должна рассматриваться следователем как факт, уличающий вызванное лицо в* совершении преступления. Свидетель не может быть принудительно подвергнут судебной экспертизе или освидетельствованию, за исключением случаев, предусмотренных частью первой ст. 179 УПК РФ. В случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу.
Защита и восстановление нарушенных прав и законных интересов свидетеля обеспечивается путем обжалования действия (бездействие) должностных лиц прокурору и в суд. Меры безопасности, предусмотренные УПК и Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ [4, ст. 25] также является фактором, гарантирующим права, свободы и законные интересы свидетеля. В целях реализации названного закона утверждено Постановление Правительства РФ «Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 27.10.2006 г. № 630 [5, ст. 4708] и определены органы, осуществляющие меры безопасности.
Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за принуждение свидетеля к даче показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание (ст. 302 УК РФ), а также за подкуп свидетеля в целях дачи им ложных показаний (ст. 309 УК РФ).
Физическое и психологическое воздействие на свидетелей, потерпевших, членов их семей с целью недопущения дачи ими правдивых показаний приводит к тому, что преступники уходят от ответственности и, чувствуя свою безнаказанность, продолжают заниматься противоправной деятельностью, совершают новые преступления с еще большей жестокостью и цинизмом.
Именно поэтому проблемы обеспечения безопасности свидетелей находят отражение в национальном законодательстве большинства стран мирового сообщества [2, с. 23].
Обеспечение адвокатом прав и законных интересов свидетеля в уголовном процессе
В УПК РФ предусмотрены меры безопасности (ч. 3 ст. 11 УПК РФ). Данные меры не только один из способов осуществления государством своей конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, но и средство более эффективного осуществления самого уголовного судопроизводства.
Меры, обеспечивающие безопасность свидетеля, закреплены в УПК РФ в следующих статьях: ст. 11, ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2, 3 ст. 241, ч. 5 ст. 278.
Меры представляют собой комплексный межотраслевой институт, который включает в себя уголовно- правовые, уголовно-процессуальные, административные, социально-правовые меры, направленные на выявление и предупреждение преступлений.
Н. Р. Федоровская/Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. — СПб., 2008. — N 12(85): Общественные и гуманитарные науки (философия, история, социология, политология, культурология, искусствоведение, языкознание, литературоведение, экономика, право).-С.369-372.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДВОКАТОМ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ СВИДЕТЕЛЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Работа представлена кафедрой государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.
Научный руководитель — доктор юридических наук, профессор Э. П. Григонис
В статье рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением адвокатом прав и законных интересов свидетеля в уголовном процессе. Обеспечение безопасности участников уголовно-процессуальных отношений становится определяющим вектором реформирования уголовного судопроизводства. Раскрытию преступления, применению к виновному соответствующих мер наказания способствуют получение и закрепление объективных, правдивых показаний свидетелей.
Ключевые слова: свидетель, уголовный процесс, адвокат, преступление.
ЭКОНОМИКА, ПРАВО
N. Fedorovskaya
MAINTENANCE OF WITNESSES' RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS BY A COUNSEL IN CRIMINAL PROCEEDINGS
The article deals with the issues related to counsel rights and legitimate interests of a witness in criminal proceedings. Ensuring of participants 'safety in criminal proceedings becomes a decisive thrust of reforming of the criminal procedure. Detection and application of corresponding punishment to perpetrators are promoted by acquisition and consolidation of objective and truthful testimony of witnesses. Key words: witness, criminal proceeding, counsel, crime.
ЭКОНОМИКА, ПРАВО
ПРИМЕЧАНИЕ
* Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2004 г. № 44-0 положение, содержащееся в части третьей статьи 56 УПК РФ, не может служить основанием для воспроизведения в ходе судебного разбирательства содержания показаний подозреваемого, обвиняемого данных в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника и не подтвержденных им в суде, путем допроса в качестве свидетеля, дознавателя или следователя, производившего дознание или предварительное следствие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антошина А. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: становление правового института // Российская юстиция. 2002. № 8.
2.Каковкин М. С. К вопросу о свидетельских показаниях // Рос. следователь. 2007. № 7. С. 23.
3.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
4. СЗ РФ. 2004. № 34, ст. 3534; 2005. № 1 (ч. 1), ст. 25.
5. СЗ РФ. 2006. № 45, ст. 4708.


Мне кажется, что свидетелей чаще нужно защищать не от «преступников», а от самих милиционеров. Мне пришлось однажды быть на допросе, так следователь все время пытался мне напугать, грозил сделать соучастницей, и записывал все не совсем так, как я говорила. Хорошо, что у меня хватило ума позвонить знакомому адвокату, после прихода которого, старый протокол выбросили, а в новом я отказалась от дачи показаний по ст. 51-й Конституции.
По моему мнению, принятие нового уголовного кодекса кардинально не изменило
механизм обеспечения безопасности свидетеля.
Согласна, свидетелями многие быть бояться: это не только риск пострадать от преступников, но и, как говорит уважаемая glav-buh, стать обвиняемым… А сколько ложных показаний выбивается милицией!!! Лучше любые переговоры с представителями порядка проводить в присутствии адвоката.
да это точно! а еще у нас в россии если ты оказался на скамье подсудимых то процентов 95 тебя признают виновным. и по показанием все тех же лжесвидетелей меня так осудили по 166 ч 1 на 1 год по показанием одного свидетеля котороя видела в окно человека «похожего на меня» а суд дальше разбираться не стал.а кто то срубил галочку!
seregasub, не всегда свидетель хочет прямо опорочить обвиняемого. Чаще наблюдается добросовестное заблуждение (т.е. когда все твердят это он — преступник, свидетель начинает додумывать и приходит к выводу: да — похож). Это называется психологическое воздействие на свидетеля. Правда, Вам от этого не легче.
По моему мнению, обеспечение прав граждан, являющихся свидетелями в уголовном деле, еще не скоро можно будет наблюдать в российском уголовном процессе. Мне довелось однажды побывать на судебном заседании, где допрашивался свидетель, чья личность, якобы, была засекречена. В итоге, как только суд начал допрос данного свидетеля, находившегося за ширмой, (его имя также было изменено), подсудимый сразу закричал «А, Колян, так это ты что ли?»… Вот так все и происходит в действительности.
Законодательство, может и содержит нормы защиты свидетеля, только в большинстве своем это люди, незнакомые с системой правосудия. Права их объявляются только в части отказа от свидетельствования против себя и своих близких. Хорошо, когда есть нормальный адвокат. Периодически попадаются защитники, которые сами могут сдать и противной стороне, и правоохранительным органам. Особенно в небольших городках, где рынок услуг для свобожных юристов не так велик. Вот подсказали бы еще, как оценить своего адвоката.
Наличие в Законодательстве норм, защищающих свидетеля, безусловно, дело хорошее, но только при условии их реального соблюдения. К сожалению, случаи, когда показания «выбиваются» или наоборот, свидетелей заставляют молчать, увы, не так редки в нашей стране. И пока не будет создана система защиты свидетелей, существующая фактически, а не на бумаге, принятия даже десятка хороших Законов будут бесполезны.
Наталья Руслановна, наконец-то добрался до изучения данного материала.
Все ясно и доходчиво, однако, в реальной жизни наличие адвоката у свидетеля при допросе последнего приводит не только к абстрактной негативной реакции следователя и дознавателя, но и к конкретной предвзятости к показаниям данного свидетеля.
Нередко протоколы допросов свидетелей с участием адвоката следователь просто не приобщает к обвинительному заключению.
Защищать свидетелей, к сожалению, у нас некому. Да к этому никто и не готов — ни наша милиция, ни законодательство, ни общество, ни тем более сложившаяся экономическая ситуация. Проще говоря, нет ни денег, ни условий. Должно пройти немало времени с момента принятия закона, прежде чем этот механизм будет нормально функционировать.