Почему нужно уделять большое внимание содержанию искового заявления? Дело даже не в том, что наша цель- добиться быстрейшего возбуждения гражданского дела.

В каком-то фильме, кажется, «Гражданский иск», была фраза: «Предъявляя иск, вы объявляете войну». Если не придираться к слову «война», то на самом деле это так. И по исковому заявлению, тому первому документу, который вы отправляете в суд, и судья, и самое главное — ваша «противная» сторона, даже не видя вас, может сделать кое-какие выводы об уровне вашей подготовки к делу и уровне интеллекта вообще.

Поэтому считаю принципиально важным, чтобы «объявление войны» было грамотным, если только ваша стратегия не предусматривает ношение маски «дурачка» для введения противной стороны в заблуждение до определенного момента.

Ошибки в исковых заявлениях можно условно поделить на 2 большие группы: ошибки, которые влекут за собой определенные процессуальные последствия, и ошибки, которые законом не наказуемы, но все же нежелательны, поскольку показывают вас не с лучшей стороны.
Итак, первая группа: прямое нарушение требований ст. 131-132 ГПК РФ.

Ошибки в тексте искового заявления.
Ошибка 1: указание несуществующих адресов истца или ответчика. Часто организация не вносит изменения в учредительные документы, меняя место нахождения. И затем не заботится о том, чтобы кто-нибудь забирал поступающую по юридическому адресу корреспонденцию. Последствия вашего собственного неуведомления о времени и месте разбирательства, неявки ответчика в судебное заседание по этой же причине — всем понятны, комментариев не требуют. Отсюда вывод: если вам известно, что фактический и юридический адрес организации не совпадают, указывайте оба. То же относится к месту регистрации и фактического проживания гражданина. Допускаю указание в исковом заявлении т.н. адреса для почтовых отправлений, который следует подкрепить просьбой к суду направлять корреспонденцию именно туда. В этом случае риск неизвещения о начавшемся процессе минимален.

Ошибка 2: не указано, какие права истца нарушены действиями ответчика, конкретного ответчика. Иной раз исковое заявление представляет собой «жалобу на жизнь», а в чем конкретно виноват ответчик, на основании каких норм закона- непонятно.

Ошибка 3: формулирование исковых требований. Есть простой тест на адекватность просьбы к суду: представьте, что суд решил дело именно так, как вы просите в исковом заявлении после слов «прошу суд». То есть, резолютивная часть решения в идеале должна совпадать на 100% с тем, что вы просите после этих слов в исковом заявлении. Проверьте себя: возможна ли такая резолютивная часть решения в принципе, и будет ли ее достаточно для того, чтобы решить вашу проблему. И немаловажно: реально ли будет исполнить такое решение суда, если исполнение пойдет принудительно (этот совет годится и для проверки адекватности мировых соглашений, испытано не раз). Иногда после такой проверки выясняется, что подача иска совсем не решит проблему, из-за которой планировали обратиться в суд, а значит, надо искать другой способ.

Ошибки в списке прилагаемых к иску документов.
Ошибка 1: копии иска и письменных доказательств приложены в недостаточном количестве. Очевидно, что в силу прямого указания закона нужно прикладывать столько экземпляров, чтобы хватило тем, у кого эти документы отсутствуют. Формально- для всех. Но иногда в этом действительно нет необходимости, а документы громоздкие, копировать некогда или просто жалко бумагу. Вы прикладываете строго столько копий, сколько необходимо для тех, у кого копий нет. И получается меньше, чем «количество ответчиков и третьих лиц». В принципе, суд может оставить иск без движения, поскольку ему неведомо, какие копии у кого имеются. Допустим, тот же трудовой договор, если вы судитесь с работодателем. Да, формально и ежу понятно, что копия есть у противной стороны, но суд догадываться об этом не должен! Я вообще исхожу из того, что суд ничего не должен, так гораздо проще с этим субъектом процесса взаимодействовать. Так вот, если вам жалко копировать документы для того, у кого они есть- указывайте прямо в списке приложений, сколько экземпляров вы прилагаете и почему. Например: «трудовой договор от 01.01.10 г.- 1 экз. (у ответчика имеется копия)». Все, вопросы по количеству копий будут сняты, повода оставить иск без движения не будет.

Интересный вопрос возникает с копиями документов для прокурора. По закону вы не должны их для прокурора делать, хотя я встречала определения суда об оставлении таких исков без движения, по мотиву того, что прокурора «обделили». Отменяются такие определения вышестоящим судом, железно. Но есть ли смысл в обжаловании, если прокурор все равно, скорее всего, попросит у вас копии в судебном заседании или на этапе подготовки дела к разбирательству? Вы рискнете ответить ему, что не дадите копий, потому что по закону не обязаны? ;-)… Поэтому в случае предъявления иска в деле, где заведомо будет участвовать прокурор, я делаю копии и для него, с аналогичной оговоркой- «в т.ч. для прокурора». Тогда все ясно и понятно, почему копий больше, чем надо.

Ошибка 2: документ о госпошлине. Вроде всем понятно, что подлинник. Но есть и здесь нюанс, который я прочувствовала на себе. Квитанция о госпошлине, уплаченной наличными, очень скромна размером. У меня однажды был случай, когда эта мааааленькая квитанция не была замечена судом. Оставили иск без движения, попросили заплатить. Но я Богом клянусь, что заплатила. Приезжаю в суд, прошу секретарей поднять исковой материал. Конверт формата А4, и в нем действительно лежит эта квитанция. Маленькая, не заметили, не вытащили. С тех пор рекомендую клиентам квитанции об уплате госпошлины прикреплять степлером к исковому заявлению. Тогда точно не потеряются.

Ошибка 3, «на грани» нарушений, так сказать. Расчет цены иска как отдельный документ. Честно, не понимаю, зачем законодатель установил это требование. Понятно, что лучше он будет отдельно, если громоздкий (достаточно иски банков посмотреть- на 2-3 страницы штрафы- пени расписывают), а если скромный и короткий? Однажды нарвалась на оставление иска без движения, когда расчет (объемом в 1 строчку текста) был только в иске, в приложениях не было. Потребовали отдельный документ. Зачем, если расчет в 1 строчку, а копии иска все равно для всех приложены? Обжаловать абсурдное определение суда было лень, поэтому тупо скопировала эту 1 строчку на несколько листов А4, и отправила вдогонку к иску.

Вторая группа: ошибки неявные, ненаказуемые, и прочие не вошедшие в первую группу рекомендации по оформлению.

Ходатайства в тексте искового заявления. Допускаю, что поступившие в суд материалы не особенно внимательно читают (суд мне ничего не должен, ага, исхожу из этого, и потому без претензий, хотя слегка бесит). Если есть ходатайства, которые крайне важно чтобы прочитали и выполнили- лучше не в самом тексте иска, а после просительной части, и чуть отступив, но ДО приложений к иску. Эта часть иска с точки зрения «к чему придраться»- самая важная, поэтому полагаю, что фактически только ее внимательно читают, а следовательно, расположив ходатайства именно в этом месте, больше вероятность, что их увидят и что-то по ним решат.

Возмещение судебных расходов. Повторю комментарий к одному из не своих постов: считаю, что крайне неграмотно просьбу о возмещении расходов суммировать с просьбами об удовлетворении иска определенным образом, располагая ее в просительной части иска.Разве это требование- исковое? Исковое требование основывается на материальном праве, о возмещении судебных расходов- на процессуальном, это раз. Второе-если в иске просят взыскать госпошлину, то  ее суд взыскивает и без требований об этом, «на автомате», так зачем просить? Однако, если мне надо поставить вопрос о взыскании судебных расходов в иске (например, возмещение расходов на адвоката, который готовил иск), я это делаю отступив немного от собственно исковых требований, и никогда не объединяя с исковыми (т.е. если исковые под пунктами 1 и 2, то неисковые- без номера вообще и чуть ниже).
И еще… я все-таки немного суеверна, и предпочитаю, как это говорят… не бежать впереди паровоза. То есть, сначала выигрывать дело (причем вплоть до вступления решения суда в силу), а потом уже в отдельном заявлении валить в кучу все понесенные по делу расходы, во всех инстанциях. Для клиентов я делаю такие заявления бесплатно.

Любые расхождения со стандартным вариантом приложений или оформления иска оговаривать лучше отдельно. Например, манипуляции с подсудностью: когда она договорная. Если иск предъявлен в «нестандартный» в такой ситуации суд, а оговорка о подсудности- в договоре, лучше ее продублировать в тексте иска, чтобы у суда не возникло желания послать ваш иск куда подальше со ссылкой на ст. 135 ГПК. Проблем лучше избежать, чем потом обжаловать определение о возвращении иска, не правда ли? То же самое касается соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, или еще каких-то аналогичных моментов, о которых суд может догадаться, только внимательно прочитав ваши документы. Еще раз подчеркиваю: допускаю, что на этапе принятия иска внимательно его не читают.

Видела, как некоторые «продвинутые» истцы распечатывают целые главы из упомянутых в иске законов, и включают в список приложений. Формально это нарушение ст. 132 ГПК, поскольку доказательствами тексты законов не являются, прикладывать их нет необходимости. Или кто-то сомневается, что у судей есть актуальные правовые базы? :-)))) С другой стороны, из дела эти документы убрать никак нельзя, поэтому подшитые они становятся «мусором», который вызывает в лучшем случае недоумение. В худшем-… наверное, кого-то и раздражает. Пожалейте пальчики секретарей! А вот что касается судебной практики- по той же причине я ее прикладываю. Вроде как и не доказательство, но выбросить нельзя, подшита будет, а суд ее, может быть, и не найдет самостоятельно, зато в деле будет «на блюдечке», и проигнорировать сложно.

Наверное, не стоит говорить о том, что ошибки в русском языке- недопустимы. Текст должен быть грамотным и читабельным. Перед отправкой документа в печать  проверьте текст на наличие описок. Не относитесь по- хамски к суду, который вам ничего не...(повторяюсь).

Оформление иска в целом.
Отступ слева должен быть побольше, иначе текст будет «съеден» при прошивке материалов дела.

Логические куски текста отделяю не абзацами, а интервалами, так более читабельно.

Как лучше расположить фактическую часть иска и юридическую- сказать однозначно нельзя, потому что иски бывают разные. Если объем иска большой, то придерживаюсь правила: располагать текст несколькими логическими кусками, в каждом из которых сначала идет изложение фактических обстоятельств, а потом ссылка на закон. И так несколько раз. А если иск небольшой- то же самое, только логический кусок будет один.

Размер шрифта имеет значение. Видела, как у коллеги слова «исковое заявление» были сделаны чуть не 25-м шрифтом, и аналогично- просительная часть иска. Зачем? Прочитают и 12-м, «веса» это иску не придаст, и в любом случае, это не те части иска, которые категорически надо выделить для того, чтобы на них обратили внимание.
Акценты в иске можно расставить и другим, менее агрессивным способом: например, выделяя курсивом или жирным шрифтом отдельные слова или фрагменты предложений. Абзацы целиком выделять не рекомендую, иначе может показаться, что важен только выделенный абзац, а остальное- фигня, не стоящая внимания.

Фактически данная статья является кратким изложением лекции, которую я читаю на 3 курсе юрфака. Не уверена, что все вспомнила, если что еще надумаю- в комментах напишу.




Автор публикации

Адвокат Ромашко Елена Александровна
Архангельск, Россия
Люблю свою работу за то, что могу принести реальную пользу людям, за общение, за разнообразный опыт. Уверена, что безвыходных ситуаций не бывает!

Да 32 35

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Более 20 участников...
  • 24 Мая 2011, 17:43 #

    Вполне доходчивое разъяснение!:)
    Думаю, что многие вопросы, у наших потенциальных клиентов, после прочтения этих рекомендаций, отпадут сами собой.

    Кстати и для себя сделал выводы, пошел исправлять свои шаблоны:D

    +3
  • 24 Мая 2011, 17:46 #

    Елена Александровна, интересная статья! Думаю, она как «шпаргалка» многим поможет.Кое-что из неё возьму себе на вооружение. Спасибо!

    +2
  • 24 Мая 2011, 18:01 #

    Интересный анализ, спасибо за полезную информацию. Отдельно хотел отметить момент, связанный с использованием различных маркеров, жирного и иных нестандартных шрифтов, подчеркивания и т.д. Практика свидетельствует о том, что злоупотребление такими средствами способно вызвать прямо противоположную желаемой реакцию. Проще говоря, это сильно раздражает Высокий суд и провоцирует его сделать хоть что-нибудь вопреки указанному. Поэтому представляется предпочтительным использовать официальные правила делопроизводства, разбивая текст на логические абзацы, а выделять что-либо только в исключительных случаях.

    +5
    • 24 Мая 2011, 18:06 #

      согласна. Я иной раз сдерживаюсь, чтобы смайлов не наставить...(rofl)

      +3
    • 26 Мая 2011, 16:06 #

      Также считаю недопустимым в официальном документе применять логическое выделение в виде курсива, подчеркивания, жирного текста. Создается впечатление, что лицо, которому адресован документ, полный дурак, и пока ему не укажешь главное место в тексте, он не разберется. Полагаю это проявлением неуважения.

      +2
      • 26 Мая 2011, 16:25 #

        Но, например, выступая в суде, мы же выделяем важные места в своей речи- интонацией, паузами, и т.п. Текст по сути- та же речь, только письменная. И выделения здесь- не потому, что есть сомнения в интеллекте читающего, а та же самая попытка выделить то, что мы, именно мы, считаем в нем важным.
        Оговорюсь: я редко это делаю, не в каждом иске, и если делаю, то  не больше 1-2 раз в одном документе. Не призываю злоупотреблять ни в  коем разе.

        +2
      • 26 Мая 2011, 16:31 #

        Я бы не стал так категорично отвергать возможности использования специальных шрифтов — в объемных текстах это вполне уместно. Тут ведь главное соблюдать меру.

        +1
      • 05 Декабря 2012, 22:19 #

        ну и иногда и картинки не помешают. Было у меня дело, в апелляции выиграл недавно, 25 листов с картинками и текстом. Но с учетом 40 фактов не уведомления и отсутствия нескольких протоколов, моя взяла.

        +1
  • 24 Мая 2011, 18:05 #

    Уважаемая Елена Александровна! Спасибо! Честно говоря, не ожидал, но лично мне кое-что из статьи точно пригодится!

    +5
  • 24 Мая 2011, 18:08 #

    Прямо-таки букварь для первоклассников! Главное в содержании иска мы ещё худо-бедно знаем, а вот ошибки неявные, ненаказуемые — это те грабли, на которые мы постоянно наступаем.

    +3
  • 24 Мая 2011, 18:21 #

    Огромнейшее спасибо за такую ценную шпаргалку!

    +3
  • 24 Мая 2011, 18:23 #

    Мне кажется, что теперь с исковым даже я справлюсь!

    +2
  • 24 Мая 2011, 18:26 #

    Елена Александровна, заодно Ваша статья помогает автору искового поправить свой русский :) Спасибо за ценнейший материал! :*

    +2
  • 24 Мая 2011, 18:33 #

    Такие ньюансы, которые Вы указали, по неопытности и не заметишь!

    +2
  • 24 Мая 2011, 18:39 #

    Вот с такими педагогами даже слабенькие студенты могут стать хорошими юристами — так все четко и доходчиво!

    +2
    • 24 Мая 2011, 18:41 #

      было б желание… а у многих желания нет, потому что перспективы дальнейшей работы — никакие. Я насильно на лекции не заставляю ходить, кстати.

      +2
      • 24 Мая 2011, 18:44 #

        А почему перспективы никакие? Я давно размышляю о юрфаке, но очень пугает, что придется опять после получения образования начинать с нуля: с низкой должности и за копейки… Неужели мои опасения оправданы?

        +2
  • 24 Мая 2011, 19:38 #

    Спасибо за ликбез! Скопировал и сохранил у сердца)))

    +3
  • 24 Мая 2011, 19:52 #

    Юристов выпускается много, но… положа руку на сердце — юристов мало, а хороших — совсем мало… По профессии не работают выпускники? Так ведь очень сложная профессия, не для всех… Да и не денежная, неблагодарная. Мне понравилась статья, но много хочется добавить. Сейчас, например, на всех сайтах судов вывешены образцы исковых заявлений, заявлений, жалоб и т.д. — если придёте в этот суд со своим  «оригинальным» документом, то это будет небольшим,  но минусом для Вас. Излишне умных везде не любят. Это касается как содержания, так и оформления.
    Ульяновские суды всегда требуют копии всех документов по числу  фигурантов — причём, если фигурант не заявлен истцом, а привлечён по инициативе суда, то судьи требуют  максимально быстро обеспечить «новичка» полным комплектом. Иногда вместо заказного письма приходится отправлять заказную бандероль.
    Возмещение судебных расходов (включая пошлину, но исключая представительство) пихаю в просительную часть, может и не очень грамотно, но у нас такая практика (и не только у нас). И ещё хочется сказать про объём — я всегда «ужимаю» заявление до двух страниц (три иногда бывает — но это уже критическая масса!). Краткость — сестра таланта и  порождена пониманием нечитаемости больших объёмов.
     

    +8
    • 24 Мая 2011, 20:08 #

      я однажды писала иск, новый для себя… образец нашла на сайте одного из судов не помню какого города. Увы и ах- суду иск не понравился. Значит, и на сайтах судов бывают ошибочные образцы? Кто их пишет?
      Насчет излишне умных: если я каждое исковое заявление буду проверять на соответствие образцу, имеющемуся на сайте суда, то мне некогда будет работать. Закон един для всех судов, и понимать его везде должны одинаково. Поэтому если вижу, что в определении об оставлении иска без движения явно цепляются к ерунде, то обжалую его (если клиент не против потерять месяц на частную жалобу).
      В остальном- причуды, конечно, в разных регионах есть, но всем не угодишь. И насчет «излишне умных» у меня есть приемчик, но использую я его уже в судебном заседании. Если судья категорично требует дополнительных обоснований иска, а я уже сказала все, что могла, или, что грустнее, пытается «наезжать» за якобы неграмотную позицию по делу, я просто говорю следующее: «Уважаемый суд, я свою позицию обозначила, на ней настаиваю. Сюда пришла именно для того, чтобы выяснить- правильная эта позиция или нет. Если я не права- пусть суд меня поправит» (а про себя думаю: если я права, а решение меня не устроит- то, возможно, уважаемый суд «поправит» вышестоящий суд ;)). И все, «наезды» обрубаются на корню.

      +8
    • 29 Мая 2011, 08:45 #

      «Сейчас, например, на всех сайтах судов вывешены образцы исковых заявлений, заявлений, жалоб и т.д. — если придёте в этот суд со своим «оригинальным» документом, то это будет небольшим, но минусом для Вас. Излишне умных везде не любят. Это касается как содержания, так и оформления».


      Вот фраза из образца, который висит практически во всех мировых судах России. Кем то, когда-то составленный и перекочевывающий из одного суда в другой и практически всеми претендентами на получение алиментов переписываемый.


      И что всем ее переписывать дабы угодить судье? Я, например, никогда ее не напишу в том виде, котором она изложена в образце. Так как считаю ее не совсем корректной и грамотной.

      +4
  • 24 Мая 2011, 20:43 #

    Людям свойственно ошибаться. Спасибо большое за статью. Будем надеяться что все заявления будут написаны удовлетворительно закону.

    +3
  • 24 Мая 2011, 22:51 #

    Действительно очень четко и ясно написанное мини-пособие для начинающих юристов, а также для граждан, желающих восстангвить справедливость через суд.

    +2
  • 25 Мая 2011, 00:07 #

    Интересно и поучительно. На мой вкус, конечно, нужно было бы пояснить, что такое иск и какие бывают иски, полагаю от этого многое зависит. Один мой коллега говорит, что тут всё «тупо» (это характерный для моего коллеги метод стараться преподнести ситуацию в максимально понятном виде, чтобы даже спорить с этим было трудно), так вот, он говорит, что бывает только три типа исков: о взыскании, о признании и об обязании. Я лично не совсем с ним согласен, так как, например, признание сделки недействительно может быть отдельным иском, а применение последствий недействительности — другим и тоже отдельным иском. Возникает вопрос: Каковы эти иски по классификации моего коллеги? Многие иски имеют сложную природу, например, иск об установлении сервитута, или вообще отличаются от приведённой классификации, например, негаторный иск. Но в общем, полагаю, можно «тупо» признать, что эта классификация верна. Остальное придёт с учёбой и опытом.

    +5
    • 25 Мая 2011, 00:15 #

      Владислав Александрович, так может статью напишите по типологии/классификации исков? Лично мне это точно будет интересно и полезно почитать, думаю и другим тоже.

      +1
    • 25 Мая 2011, 00:25 #

      Владислав Александрович, статья имеет исключительно практическую направленность, а классификация исков и понятие иска- сугубо теоретические вопросы. К тому же, у меня была цель рассказать именно про нюансы и собственные проф. секретики, а не чьи-то теории изложить. Кстати, я сама до сих пор не понимаю- зачем нужна классификация исков, какой с нее прок. У студентов регулярно спрашиваю на экзамене исключительно потому, что программой положено…

      +3
      • 25 Мая 2011, 00:30 #

        Смею предположить, что в силу диспозитивности регулирования, иск может быть о чем угодно, кроме того, что прямо запрещено! А все остальное от лукавого.

        +1
        • 25 Мая 2011, 00:45 #

          Воистину смелое предположение! Что-то дышать стало трудно! Воздуха дайте! Воздуха! (А то иск предъявлю!) :P

          +1
        • 25 Мая 2011, 00:47 #

          так вот я студням своим задаю вопрос: что первично- предмет иска или его классификация? Естественно, предмет. А зачем тогда классификация, если иск уже таков, какой он есть?
          Терпеть не могу теорию, которая ни о чем.
          Вот здесь
          refal.net/zashchita.html
          чудная пьеса на эту тему.

          +1
          • 26 Мая 2011, 02:10 #

            Надо же людям шанс научную карьеру себе на построении классификации исков дать сделать. Ведь литературы по этой теме для продолжения и развития схоластических прений более чем достаточно.
            С Алексеем Анатольевичем соглашусь, поскольку мысль верна, хотя несколько и грубовата или, как заметили, «воистину смелая».

            +1
  • 25 Мая 2011, 05:07 #

    Спасибо Елена Александровна за хорошую публикацию, помоему каждому из нас, из рекомендованного Вами, что-то пригодиться. Как говорят: «Нет предела совершенству».

    +1
  • 25 Мая 2011, 05:39 #

    Елена Александровна спасибо за статью. Просто, понятно, доходчиво, пригодится как опытному юристу, так и молодому специалисту. Нас Иван Николаевич учит, пользоваться своим умом, а не шаблоном, т.к. нет шаблонных, одинаковых ситуаций.

    +2
    • 25 Мая 2011, 06:17 #

      И правильно учит.
      По крайней мере его, да и все «Цитадельские» документы, приятно в руки взять.

      P.S. В его документах не бывает смайликов, и орфография всегда на высоте.

      +4
  • 25 Мая 2011, 08:40 #

    Статья (Y)! Особенно понравилось про «и уровне интеллекта вообще». (giggle)

    +1
  • 25 Мая 2011, 08:41 #

    За статью спасибо автору! С интересом прочитал, поскольку: повторение — мать учения!
    А вот моя практика приложений к иску:
    — во-первых, все документы/приложения нумерую, также указываю копия это или оригинал, указываю количество страниц в документе, квитанцию ГП прикрепляю степлером к чистому листу и ставлю номер «1» — он идет всегда первым в приложениях.
    — во-вторых, приложения формирую в виде копий искового заявления с приложениями по числу сторон в деле, т.е. пакет искового заявления состоит из нескольких «полновесных», т.е. готовых к отправке исков. При таком оформлении иска — подача его в суд дело пяти минут.

    +5
    • 25 Мая 2011, 11:12 #

      Владимир Михайлович, вторая идея понравилась. А Вы уверены, что судьи отправляют участникам процесса именно Вами сформированный пакет? По идее, именно суд решает, кому и что отправить, и Вы им указывать не имеете права, а сформированный пакет- это как бы указание, кому и что отправлять. И потом, если для каждого участника пакет индивидуален (с учетом того, у кого какие документы уже есть и копировать для него не надо), как суд разберется — кому какой пакет?
      И что значит «подача в суд»? На личном приеме каждый раз? Никогда так не делаю, только почтой.

      +2
      • 25 Мая 2011, 12:28 #

        Сформированные иски порой даже нравятся и секретарям и судьям. Ни разу не было возражений. Зачем суд заморачивать вопросом кому и что отправлять? — делаю всем копии (простые) всех приложений, за исключением платежки госпошлины. А кому какой — в шапке, где указываются стороны — ставлю карандашиком птичку на адресата. Т.е., облегчаю труд судопроизводства.
        По почте отправляю редко — если в этом имеется действительная необходимость, а так всегда лично — отметка (вход. номер) на своем экземпляре — это вещь, которая «греет». Как правило, такие иски без движения не оставляют — ведь его уже проверил секретарь.))) (angel)

        +1
        • 25 Мая 2011, 12:34 #

          а вот у нас как раз наоборот! Если идешь в суд лично- обязательно к чему-нибудь придерутся. Сама 2 раза только ходила, и то как представитель организации: очень надо было, чтобы дело попало к тому судье, который ведет прием. Но с тех пор много воды утекло, судьи уж сто лет приемы не ведут. Плюс там дикие очереди, и если идет сам клиент, то ему «мозги запудрить», что все неправильно написано (не буду говорить, зачем это делается, да?)- легче легкого. А вот если почтой отправишь- то словесно уже не послать подальше, надо определение писать, которое и обжаловать могут.

          +1
  • 25 Мая 2011, 09:21 #

    Елена Александровна! Хотела бы узнать Ваше мнение.
    В соответствии со ст. 340 ГПК РФ кассационная жалоба, и, приложенные к ней, письменные доказательства подаются в суд с копиями, число которых должно соответствовать числу лиц, участвующих в деле.
    У нас в суде требуют лишний экземпляр кассационной жалобы для адвоката второй стороны.
    Правильно это или нет?

    +7
    • 25 Мая 2011, 10:25 #

      адвокат+противная сторона- по сути ОДИН субъект процесса, потому что представитель- не самостоятельная фигура, и даже в ст. 34 ГПК не поименован. Поэтому требование о предоставлении копии для него- незаконно. Кроме того, даже если игнорировать это элементарное соображение, ведь далеко не факт, что представитель будет участвовать на дальнейшем этапе рассмотрения дела, и получается, что направляя жалобу представителю, суд навязывает ему для ознакомления документ, к которому, он, возможно уже и не имеет отношения.

      +1
      • 25 Мая 2011, 12:31 #

        Добавлю еще одну подстраховку: если более двух сторон по делу — просто исковое делаю в экземплярах на один больше (на всякий случай). Может быть и еще кто-нибудь в суде почитает. (angel)

        +1
  • 25 Мая 2011, 09:31 #

    Думаю, что называть ошибками искового заявления тот или иной вариант, который выбрал тот, кто его составляет не совсем правильно.
     Полностью согласна с тем, что исковое заявление это штучная (ручная) работа – эксклюзив.
    В различных ситуациях он может быть составлен и подан по-разному.
    На мой взгляд, ошибочно (с тактической точки зрения) излагать ВСЕ и сразу, и очень грамотно и точно. Гораздо эффективнее (эффектнее), подать исковое заявление в общих чертах и «прощупать» судью и противоположную сторону, а уж затем доставать «рояли из кустов»…

    +8
    • 25 Мая 2011, 09:48 #

      Лучше «прощупывать» до подачи иска, тогда понятнее как писать и когда подавать.

      0
      • 25 Мая 2011, 10:06 #

        Не всегда есть такая возможность. Да и не все сразу карты раскрывают. Умных очень много среди нашего брата. Об этом всегда помню и никогда не делаю расчет «на дурака»

        +2
    • 25 Мая 2011, 09:57 #

      Чувствуется мастерство и профессионализм — заготавливать, расставлять, а потом в нужный момент выкатывать «рояли в кустах», это уже не конвейерная штамповка  ремесленничество, к которому неизбежно скатываются «массовые производители» исковых заявлений и жалоб «всего за 500 рублей», а настоящее искусство!

      +4
    • 25 Мая 2011, 10:33 #

      Цитата: «На мой взгляд, ошибочно (с тактической точки зрения) излагать ВСЕ и сразу, и очень грамотно и точно».

      Наталья Руслановна, допускаю, что так и надо делать. Но с другой стороны, если нести дополнение к иску в основное судебное заседание, не ознакомив предварительно с ним противную сторону, она в заседании обязательно заявит, что не ознакомлена, надо откладывать дело, подготовиться, и т.п. А если Вы были в арбитражном суде, то там такое вообще недопустимо, суд может и не принять документ, который заранее не направлен (нарушение порядка раскрытия доказательств). И еще надо учитывать, что наши судьи, например, очень тяжело «въезжают» в документ, который им представили непосредственно в процессе. Не все, но многие. И есть риск, что так и не «въедут» к моменту вынесения решения, а это уже риск проиграть дело…

      +3
      • 25 Мая 2011, 10:41 #

        Почему бы не отложить? Куда торопиться?
        С арбитражем другая тактика и обсудить ее можно в отдельной теме.

        +1
        • 25 Мая 2011, 10:46 #

          так а толку? ну отложат. И противная сторона подготовится! У нас только чиновники отзывы на иск приносят к концу рассмотрения дела, когда уже откладывать некуда, причем даже в единственном экземпляре (рррррррррррррррррр), и все им простительно...(punch)

          +1
          • 25 Мая 2011, 10:50 #

            Я редко беру одноходовые гражданские дела. Поэтому, в том, что противоположная сторона будет готовиться, тоже есть свой смысл…

            +1
            • 25 Мая 2011, 10:55 #

              развлекайтесь, в крупных городах есть из чего выбирать. И потом… Вам ли не знать, что часто простое дело оборачивается таааааакими сложностями, что забываешь, с чего начали разбираться…

              +2
              • 25 Мая 2011, 11:07 #

                Шахматная закалка не дает мне забыть, для чего делался тот или иной ход.

                 Я очень далека от мысли навязывать кому-то свое видение гражданского процесса и роли адвоката в нем. Это не более чем обмен мнениями.
                Последнее время делаются попытки приблизить его к арбитражному. Это с одной стороны хорошо и полностью соответствует навязываемому шаблонному образу мышления, жизни и образования. С другой, плохо. Так как, на мой взгляд, гражданский процесс потеряет свою красоту, и творческая составляющая в нем сойдет на нет.

                +1
                • 25 Мая 2011, 11:16 #

                  Мы вроде не играем в судах и не фигурки из глины лепим? Нам важно, чтобы решение было таким, каким нам надо. А судьям не всегда понятно «творчество».

                  +1
                  • 25 Мая 2011, 11:27 #

                    Мое внутреннее убеждение основано на том, что адвокат в гражданском процессе, и не только, как раз и нужен для того, чтобы помочь судье вынести единственно верное решение, основанное на ее внутреннем убеждении, которое по ходу процесса он и помогает ей (ему) формировать …

                    +1
                    • 25 Мая 2011, 11:37 #

                      Так и пусть формирует на здоровье, но надо исходить из реальности, а реальность такова, что судьи редко готовы «на ура» принимать письменные дополнения к иску, поданные непосредственно в процессе. Мы ведь об этом говорим? А остальные доказательства в общей юрисдикции заранее и не примут даже, поскольку порядок другой, нежели в арбитраже. Если совсем уравнять арбитражный и гражданский процесс (зря боитесь), то можно докатиться и до письменных свидетельских показаний, представлять которые также обяжут заранее, а это уже абсурд.

                      +1
      • 25 Мая 2011, 12:38 #

        В зависимости от ситуации, готовлю письменный документ под названием правовая позиция. В одном случае — заявляю сразу, т.е. оглашаю и приобщаю, в другом случае придерживаю — и с ним — в прения. Каждое дело сугубо индивидуально. Иногда даже пишу речь в прениях заранее (после предвариловки или даже беседы). ИМХО, еще не разу не переделывал в связи с отложениями с/з. Но это вопросы тактики.

        +1
        • 25 Мая 2011, 12:43 #

          я такое делаю после отложения дела, чтобы не нарываться на «наезд» за подачу дополнений к иску без предварительного ознакомления противной стороны, или даже если просто не хочу знакомить ее с этим документом. И называю «пояснения в протокол судебного заседания от...(число)».

          +1
        • 27 Мая 2011, 21:28 #

          А что такое беседа, в чем ее отличие от предварительного заседания?

          0
          • 27 Мая 2011, 21:43 #

            Во, хороший вопрос для студентов на экзамене в понедельник- среду! Вопрос, который убивает наповал, ибо ни в кодексе, ни в учебниках ответа на него нет (rofl)
            Практика показывает, что это такое непроцессуальное действие, не предусмотренное ГПК, когда судья приглашает «пагаварить»:D. Цель разговора угадать заранее сложно, но меня приглашения на беседу очень настораживают: как правило, сие означает, что судье что-то непонятно. Или судья хочет что-то такое сказать, что нужно сказать до процесса и без протокола. Или вместо процесса. У нас практикуется. Студенты когда у меня спрашивают- ходить или не ходить (не заседание ведь и даже не подготовка!), я всегда отвечаю: можно не ходить. Но чревато. Неизвестно какими последствиями. Поэтому лучше сходить, и на беседе поменьше говорить, а побольше слушать. И решений никаких в процессе беседы не принимать. Так спокойнее будет.

            +2
  • 25 Мая 2011, 10:02 #

    для себя ничего нового не увидел.
    НО1 — узнал другой взгляд на некоторые моменты.

    Статья очень хорошая.

    Пару критических замечаний можно ?? ну как же мне без них))

    1. Отсутствие ссылок на правовые нормы — не является нарушением ГПК РФ и оставить иск без движения суд не может.

    2. в иске нужно указывать в начале прежде всего проблему — то есть с какой «бедой» человек пришел в суд — это сразу ориентирует судью и «аппаратных»

    3. возмещение суд расходов основание также на материальном праве. процессуальное право — это лишь правила процедуру удовлетворения субъективных прав и законных интересов, регулируемых материальных правом.

    4. в случае освобождения истца от уплаты госпошлины желательно это обосновывать в начале перечня приложений

    5. изготовление иска печатным текстом и шрифт 14 Таймс Нюроман ))

    6. не использовать курсив и жирный шрифт, подчеркивание — я очень много раз встречал когда адвокаты (юристы) начинаю заниматься этим не понимая алгоритмов использования данных приемов — и выходило просто смешно))

    7. лучше указывать контактные телефоны в реквизитах сторон

    8. в случае необходимости стоит прикладывать к иску распечатки справочных данных с указанием источника (например, индекс инфляции, потребительских цен, ставки рефинансирования и т.д.)

    пока все ))

    спасибо за статью

    +5
    • 25 Мая 2011, 11:06 #

      А вот отвечу...(спасибо за спасибо:)).
      п. 1.- у нас оставляют.
       п.2.- я не спорю, я лишь о том, что в описании проблемы некоторые забывают сказать, чем не угодил конкретный ответчик, такие вопросы слышу от суда к противной стороне регулярно, когда представляю интересы ответчика.
      п.3. И какая это норма  материального права?
      п.4 Да, но я делаю не в приложениях, а в тексте. И это входит в рекомендацию «Любые расхождения со стандартным вариантом приложений или оформления иска оговаривать лучше отдельно».
      п.5. Я предпочитаю 12й, как раз на те самые 2 (максимум 3) страницы хватает, о которых написал г-н Варламов.:)
      п.6. во всем нужна мера, совершенно согласна, я использую, но- отдельные слова.
      п.7.Вот не люблю. А то появляется соблазн телефонограммой в суд вызвать, а я предпочитаю чтобы все-таки заказным с уведомлением..
      п.8. согласна.




      +4
      • 25 Мая 2011, 11:42 #

        Елена по поводу п. 3 открою страшную тайну!!! страшную!!! — ст. 15 ГК РФ
        только вот спорит не стоит (КС РФ давно «отспорил»)

        -1
      • 25 Мая 2011, 11:55 #

        Денис, я просто никогда на эту статью не ссылаюсь в заявлениях о возмещении расходов, да и судам хватает норм ГПК, не в каждом определении ее упоминают:)

        +1
        • 25 Мая 2011, 17:27 #

          то что судьи не обосновывают данной статьей — это говорит об их квалификации
          то что вы в своих заявлениях не ссылаетесь — эт напрасно )))

          0
      • 25 Мая 2011, 12:39 #

        Тогда еще момент: почему заявление о взыскании судебных расходов не называется «исковым»? И почему не платится госпошлина?

        0
        • 25 Мая 2011, 17:30 #

          вы прямо поставили меня в тупик таким вопросом (giggle)
          не расстраивайте уж меня…
          какое значение имеет название обращения в суд и не уплата госпошлины для определения существа (правовой природы) требований ???

          об этом вопросе в интституте рассказывают — а вы Елена навреное в это время были влюблены в кого-то и не внимательно слушали… или не хотите вспоминать 8-|

          -3
          • 25 Мая 2011, 17:43 #

            когда я училась в институте- сплошь и рядом заявления о возмещении судебных расходов назывались «исковыми», и никто о природе не задумывался. И пока не ввели в действие ГПК 2002 г.- сие безобразие продолжалось. Если это требование исковое, приведу простой пример. Вы выиграли дело по иску. У вас был представитель. Подаете в суд заявление о взыскании расходов на оплату услуг представителя. При рассмотрении этого вопроса в суде у вас тоже присутствует представитель. Взыскивают расходы по оплате услуг представителя при рассмотрении иска. А потом снова возникает повод подать в суд заявление о взыскании расходов на представителя, возникших при рассмотрении вопроса о взыскании расходов по оплате услуг представителя. И так- до бесконечности?
             Если уж я «плохо училась в институте»- соблаговолите мне разъяснить, почему требование о взыскании судебных расходов- исковое. Или хотя бы ссылочку киньте на литературу, авось сама прочитаю.

            +1
            • 25 Мая 2011, 17:47 #

              разве я написал что вы плохо учились в институте ???
              разве я говорил, что требование о взыскании расходов исковое ???

              совсем растроили…

              0
            • 25 Мая 2011, 22:34 #

              Парой сообщений выше вы спрашивали коллегу про литературу, хотя и в другом контексте. Тем не менее, применительно к вопросу о судебных расходах и их компенсации (на примере арбитража) настоятельно рекомендую вам ознакомиться со следующим изданием, которое сейчас сам «жадно поглащаю»: Практика рассмотрения коммерческих споров: анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума ВАС РФ. Вып. 15 / Рук. проекта Л.А. Новоселова, М.А. Рожкова; Иссл. центр частного права. М.: Статут, 2011.
              В одном из вошедших в это издание комментариев также дан очень полный и всестронний анализ понятия и правоприменительной практики, в том числе ЕСПЧ, «гонорара успеха».

              +3
        • 25 Мая 2011, 22:24 #

          Елена Александровна, заявление о взыскании судебных расходов не называется исковым, поскольку таковым не является в принципе. В данном случае слово «заявление» следует рассматривать как синоним понятия «просьба» (или «требование»), а не «искового заявления», которая (просьба, требование) может содержаться как в тексте последнего или же быть оформлена отдельным документом. Впрочем, как разъяснялось высшими судебными инстанциями, возможна также подача и, так сказать, специального искового заявления о взыскании (компенсации) судебных расходов, но это уже совсем другая история.

          -2
          • 25 Мая 2011, 23:57 #

            То есть, грубо говоря, «заявление»- это просьба, и потому называется «заявлением». А «исковое заявление»- не просьба? Как так, если требования излагаются после слов «прошу суд»? Неувязочка получается.

            +1
            • 26 Мая 2011, 00:24 #

              Если следовать вашей логике до конца, то между ходатайством и исковым заявлением также никакой разницы не обнаружится, т.к. первое не что иное как тоже просьба суду. Но, думаю, что между ходатайством и исковым заявлением вы знак равенства ставить, конечно, не будете.
              Кстати в п. 1 ст. 100 ГПК речь идет именно о «ходатайстве» стороны на возмещении затрат на услуги представителя по делу, что даже с точки зрения буквы закона не позволяет говорить о самостоятельном характере данного требования, но лишь о его дополнительной (субсидиарной) сути.

              +1
              • 26 Мая 2011, 00:57 #

                Это не моя логика, а Ваша. Из Ваших слов я поняла, что
                -«заявление»- это просьба, и потому называется «заявлением». А «исковое заявление»- не просьба
                Или я неправильно поняла?

                -1
                • 26 Мая 2011, 02:04 #

                  И исковое заявление и заявление о возмещении судебных издержек и ходатайство — все это просьбы суду по разным поводам. Ваши же вопросы были о том, «почему заявление о взыскании судебных расходов не называется «исковым»? И почему не платится госпошлина?». Вот собственно на них я и отвечал.

                  0
          • 26 Мая 2011, 07:56 #

            Все правильно сказали.
            Можно взыскивать расходы как подачей ходатайства так и подачей иска.
            Сама по себе форма обращения — не влияет на существо требования и его правовую природу.

            В принципе такие вещи и объяснять не хочется.
            Как говорится «Элементарно Ватсон» ))

            0
            • 26 Мая 2011, 11:55 #

              Тем не менее, в судах общей юрисдикции нередко настаивают на решении вопроса о возмещении судебных расходов в рамках, так сказать, основного судебного разбирательства и к самостоятельным искам по данному поводу относятся с недоверием.
              Доблю также о действии ст. 15 ГК РФ в данном случае, а именно то, что общее правило о полном возмещении убытков применяется если иное не предусмотрено законом, в том числе процессуальным. Здесь-то и появляются дополнительные требования о разумности и обоснованности понесенных по делу расходов, а принимая во внимание низкий уровень жизни и отсутствие определенных расценок на юридические услуги, судьи существенно ограничивают их возмещение. Поэтому нередко добившись положительного разрешения той или иной спорной ситуации клиент юриста в материальном плане остается ущемленным.

              0
              • 26 Мая 2011, 12:01 #

                «в судах общей юрисдикции нередко настаивают на решении вопроса о возмещении судебных расходов в рамках, так сказать, основного судебного разбирательства»

                Это как «настаивают»?! Читаю некоторые комментарии, и просто радостно становится за судей в нашем регионе, насколько они адекватные…

                0
                • 26 Мая 2011, 19:58 #

                  Знаете, у меня коллега ездил на кассацию недавно, которой решение суда первой инстанции было «затверждено», о чем в его присутствии была провозглашена соответствующая резолюция. Потом выяснилось, что дело отправляется в суд первой инстанции для устранения недочетов (необходимо привлечь при новом рассмотрении дела свидетелей как третьих лиц?!), а производство в суде кассационной инстанции прекращается. «По второму кругу» — решение суда в кассации изменили, наплевав на первую устную резолюцию.
                  После этого беспредела я уже ничему не удивляюсь…

                  0
              • 26 Мая 2011, 12:03 #

                один нюанс — процессуальным законом не может ограничиваться размер убытков — эту роль выполняет ГК в частности ст. 10 и 393 (вроде, лень смотреть)

                +1
                • 26 Мая 2011, 19:48 #

                  Почему нет, оснований для ограничения может быть много, главное, чтобы установлены они были законом, т.е. по терминологии ГК РФ, нормативным правовым актом юридической силы не ниже федерального закона, к каковому относится и ГПК РФ.

                  0
                  • 27 Мая 2011, 06:58 #

                    тот же ГК указывает, что нормы гражданские в других законах — только в соответствии с ГК

                    -1
  • 25 Мая 2011, 10:53 #

    Елена Александровна, спасибо за статью, обязательно возьму на заметку (тем более, что опыта составления искового заявления у меня еще нет)!
    Думаю, что эту ценнейшую информацию не каждый преподаватель готов изложить в таком доступном формате! Еще раз спасибо!!!!

    +2
    • 25 Мая 2011, 10:56 #

      мне просто хочется, чтобы они шишек поменьше набивали, когда сами работать начнут. В учебниках такого не найти (разве что у Шугриной). Допускаю, что у них будет и свой взгляд на мои рекомендации, но это со временем и с опытом только.

      +2
  • 25 Мая 2011, 11:12 #

    Про Шугрину впервые слышу. Надо будет глянуть. Всегда по Шакарян М.С. учился. (hi)

    -1
  • 26 Мая 2011, 11:31 #

    Статья замечательная. Однако, я отношусь именно к тем людям, которые в просительной части указывает просьбу на взыскание судебных расходов. Делаю это потому, что отдельное ходатайство суд, иногда, может попросту забыть рассмотреть или отразить результаты его рассмотрения в Решении. когда требования в просительной части, суд хочешь не хочешь а в Решении вопрос судебных расходов разрешит.
    Мало того, когда мне нужно «кровь из носа» решить вопрос о наложении ареста (ведь судья или помощник может дальше исковых требований и не глянуть в первый день поступления им иска), то я требование об обеспечении иска указываю вообще первым пунктом в просительной части иска. тогда уже точно вопрос об обеспечении иска будет разрешен в день поступления иска, а не через неделю. Или вообще, не увидят сразу ходатайство об обеспечении иска, а затем будут «задним числом» выносить определение об отказе в удовлетворении ходатайства.

    +1
    • 26 Мая 2011, 11:42 #

      получается, что мы вынуждены поступать юридически неграмотно только потому, что наши документы плохо читают?(N)

      +1
      • 26 Мая 2011, 13:50 #

        Нельзя говорить о том, что указание в просительной части на взыскание судебных расходов или применение обеспечительных мер есть юридическая неграмотность. ст. 131, 132 ГПК РФ не указывает в какой части и какие требования можно писать, а какие нельзя или как будет юридически правильно или неправильно. Мало того ГПК РФ вообще не имеет такого понятия как просительная часть, в связи с чем, иск можно составлять сплошным изложением текста перемешивая основания и требования. Другой вопрос, что некоторым образом страдает юридическая техника письма (но это не говорит о юридической неграмотности). Кроме того, ч. 2 ст. 131 ГПК прямо указывает на то, что заявлении могут быть указаны… иные сведения имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а так же изложены ходатайства истца.
        В связи с чем, не соглашусь, что указывать в просительной части на необходимость взыскания судебных расходов, на обеспечение иска и т.д. есть юридическая неграмотность.
        Это повторюсь относится к технике юридического письма и тактике (например, чтоб не забыли про арест или про судебные расходы). Я всегда указываю и требование о взыскании госпошлины с указанием суммы. Последнее позволяет истцу не переспрашивать у меня сумму госпошлины, а посмотреть ее в иске.
        Другой вопрос, когда некоторые юристы, перечисляя судебные расходы включают их в сумму иска и затем еще несчастные клиенты с этих сумм уплачивают госпошлину. Вот это есть юридическая неграмотность. А я с парой таких исков за свою практику сталкивался.
         

        +4
      • 05 Декабря 2012, 22:34 #

        Да… иногда суд заставляет поступать неграмотно. Например «КРАТКАЯ КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА»:D Всем известно, что подавать ее было принято на всякий случай, чтобы срок не ушел, а сроки часто уходили из-за хитрости или глупости суда (да простит меня суд). Так вот были случаи когда мне при приеме «краткой» кассационной жалобы прям доказывать пытались, что в шапке я забыл написать слово «краткая», а не писал я его намеренно, так как ГПК не содержит такого документа. Кстати писал, в этих кратких все что угодно, их точно не читали:D

        +1
    • 26 Мая 2011, 14:23 #

      Когда-то я защищала интересы одной гражданки по иску от МТС о взыскании с нее долга в размере около 100000 руб. В своем исковом заявлении МТС написали – «дело рассмотреть в наше отсутствие, взыскать судебные расходы -…., исполнительный лист направить почтой по адресу указанному в реквизитах Истца».
      Фразу «взыскать судебные расходы в сумме -…» я очень успешно использовала в суде (такая самоуверенность и «скромность» впечатлила не только меня, но и судью тоже...).
       Дело они проиграли, но расходы с них мы взыскивать не стали…

      +5
  • 07 Июня 2011, 15:14 #

    Суд вообще не связан с грамматической составляющей искового заявления, в том числе и правовой. С первой минуты судье понятно суть требований. Дальше начинается игра для дураков — я тебя буду отфутболивать, пока сам не откажешься от услуг правосудия…

    0
    • 03 Июля 2011, 21:20 #

      Очень верно! Судья, особенно в делах, решения по которым могут побудить многих других начать бороться за свои права, заранее знают, какое им надо принять решение. Например, у меня Иск составлен профессиональным адвокатом, всё понятно и убедительно. Но судья в целях обеспечения базы для принятия нужного решения спокойно пошла на неисполнение положений ГПК, и даже на искажение, т.е. на фальсификацию текста Закона. Уверен, что суд второй инстанции оставит решение в силе. Их уверенность базируется на том, что такая дана отмашка и ничего им за это не будет. И ещё на то, что в ЕСПЧ не каждый обратится, да и сроки.

      +3
    • 05 Декабря 2012, 22:42 #

      не соглашусь. Настойчивость и правовая грамотность в процессе, заставляют судью думать. У меня одно из последних, дважды в кассации отменял решения суда, отправляли на новое тому же служителю закона, но после второй отмены он полностью удовлетворил мой иск, и решение полностью состояло из моего письменного пояснения. А потом его помощник прямо сказал, что надо было сразу полностью проработать весь вопрос с изложением судебной практики и успех пришел бы в первом решении. Правовой бред… но реален

      +1
  • 17 Июня 2011, 18:09 #

    Извените заранее, это Ваш труд, время… может такой ликбез для студентов или людей далеких от юриспруденции и нужен… а для уважающего себя, как адвоката, профессионала в глазах своего доверителя и суда… это бред человека, не ценящего свое время. На этом сайте компетентные в юридичеких вопросах люди.

    -5
    • 17 Июня 2011, 18:27 #

      На этом сайте компетентные в юридичеких вопросах люди.Перечитайте раздел с вопросами посетителей сайта. И после этого будете утверждать, что здесь общаются исключительно юристы?
      Для размещения статьи на этом сайте у меня были причины, Вам их знать не обязательно. Все, что достойно публикации в печатной юридической прессе, публикую в первую очередь именно там.

      +5
    • 11 Декабря 2012, 20:43 #

      Напрасно вы так, sofi. Вам опыт передают. Всеобщая неграмотность. Несмотря на существование нескольких ГОСТов на эту тему (ГОСТ Р 6.30-97 Требования к оформлению документов, и др) пишущие пишут как бог на душу положит. Затруднительно читать и понимать неграмотно оформленные документы.
      А вот ещё на эту тему: стилистика изложения. Документ оформлен грамотно, по ГОСТу, а прочитав, не понимаешь, — о чём же в нём написано. Помнится, у гр.Ульянова были пятёрки по риторике и стилистике. Жаль что этому не учат уже 90 лет.

      0
  • 04 Июля 2011, 10:58 #

      приведу простой пример. Вы выиграли дело по иску. У вас был представитель. Подаете в суд заявление о взыскании расходов на оплату услуг представителя. При рассмотрении этого вопроса в суде у вас тоже присутствует представитель. Взыскивают расходы по оплате услуг представителя при рассмотрении иска. А потом снова возникает повод подать в суд заявление о взыскании расходов на представителя, возникших при рассмотрении вопроса о взыскании расходов по оплате услуг представителя. И так- до бесконечности?Действительно, как быть в похожих ситуациях с возмещением судебных издержек? Вопрос обсуждался вот здесь pravorub.ru/personal/12079.html и повис в воздухе, так сказать :)


    +1
  • 21 Июня 2012, 23:16 #

    Добрый вечер!

    Подала исковое заявление (первый раз допустила ошибку). В номере статьи допустила опечатку (вместо 13, указала 17) — хотя суть и все остальное указала правильно.

    Подскажите пожалуйста как мне ее устранить? Исковое подано, уже назначено судебное заседание

    Заранее всем спасибо за ответ

    0
    • 21 Июня 2012, 23:55 #

      Вам наверное стоит обратиться в раздел консультация онлайн.

      +1
    • 22 Июня 2012, 00:00 #

      Это не смертельно. Могли вообще номера статьей не указывать.

      +1
  • 02 Декабря 2012, 16:25 #

    Решил написать заявление в суд (как физлицо), чтобы обжаловать решение.
    Дело специфическое, поэтому искал советы в интернете, ничего хорошего не нашел, пока случайно не наткнулся на вышенаписанную статью адвоката Ромашко Е.А. Прочел, и в этой небольшой статье получил ответы на ВСЕ вопросы, которые были у меня под сомнением. Большое Вам спасибо.

    +2
  • 06 Декабря 2012, 10:47 #

    Уважаемая Елена Александровна!
    Легкость восприятия и связность изложения хвалить нахожу излишним.Странно ожидать иного от остепененного преподавателя университета.
    -.Я,02.12.2012г. отослал жалобу в КС РФ с копией квитанции, и письменным обязательством, прдставить оригинал в заседании.Обжалую ст 199 п.2 ГК РФ.
    -ошибка 2.
    Далее-2группа ошибок-… кто-то сомневается, что у судей есть актуальные правовые базы. Я, практическим путем пришел к убеждению, что судьи всех уровней обеспечены контрафактным компьютерным обеспечением.
    В перснальных -посмотрите «Фигуранты с верхних этажей».

    -1
  • 20 Июля 2014, 14:00 #

    Действительно, ходатайство лучше изложить на отдельном листе и прикрепить к комплекту документов перед приложением. Взял на вооружение. Ходатайство, расположенное по тексту искового заявления или после просительной части, в большинстве случаев судьями остается незамеченным.

    +3
  • 12 Августа 2016, 21:19 #

    Большое спасибо автору. Нашёл в этой лекции несколько моментов, которые буду использовать в своей практике — и удивляюсь, как они сами не пришли мне в голову. Как-то: копии для прокурора, место в тексте для ходатайств (хотя я важные ходатайства всегда подаю отдельным листом), квитанции об оплате наличными, прикреплённые к иску. Что касается договорной и иной нестандартной подсудности, то не знаю, как обстоит это дело в СОЮ, а в АСах иногда встречается оставление иска без движения ввиду отсутствия в иске обоснования выбранной истцом подсудности. Хотя «в иске» она у меня обычно есть, если нестандартна, но я её не выделял и не делал отдельным приложением. А сейчас, получив в АС СПб и ЛО очередную обездвижку, полез в правовые базы и с удивлением узнал, что судейское сообщество считает такую практику допустимой (хотя она противоречит АПК). В частности, Обобщение практики применения норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о подсудности, опубликованное на сайте АС Свердловской области http://www.ekaterinburg.arbitr.ru/.../files/userfiles/CT/pr36.htm, разъясняет, что Если при принятии искового заявления к производству у суда возникнут сомнения, относительно правильности определения подсудности, суд может оставить иск без движения, предложив истцу обосновать подсудность дела, а впоследствии при отсутствии соответствующих доказательств возвратить его. Даже если это незаконно, всё равно это живая практика, поэтому желательно до возврата иска не доводить, а стараться предупредить.

    +1
  • 20 Декабря 2019, 12:02 #

    Уважаемая Елена Александровна, огромное спасибо за рекомендации. Тем более, что они написаны лаконично, грамотным и понятным языком, ласкающим взгляд. С Вашего позволения, хочу добавить свои «пять копеек» к теме ходатайств в исковом заявлении. Бывают случаи когда,  лучше, некоторые из ходатайств, прикладывать к исковому заявлению отдельным документом. Например, это касается ходатайства об обеспечении иска. Не раз сталкивался с тем, что судьи не замечают его, если оно находится в тексте искового заявления.

    +1
    • 20 Декабря 2019, 12:06 #

      Уважаемый Сергей Владимирович, этой публикации уже больше 8 лет, и если бы я писала на эту тему сейчас- многое было бы иначе. 
      Касаемо обеспечительных ходатайств- их в любом случае игнорируют: хоть в тексте иска пиши, хоть приложением к нему делай (giggle)
      Банальщину вроде запрета на сделки с имуществом, являющимся предметом спора, в расчет не берем- суды и без ходатайств это делают.

      +1
      • 20 Декабря 2019, 12:15 #

        Уважаемая Елена Александровна, прошу прощения за позднюю реакцию. Только сейчас увидел эту публикацию. Она, так сказать, о наболевшем. В любом случае спасибо.

        0

Да 32 35

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Типичные ошибки в исковых заявлениях» 5 звезд из 5 на основе 35 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации