Законопроектом регламентируется процедура выделения судом в отдельное производство уголовного дела в отношении подсудимых, возражающих против рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.
В пояснительной записке к законопроекту сделана ссылка на ренешие КС РФ.
* * *
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 236 и 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 8-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части второй статьи 30 и части второй статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — Постановление).
Постановлением признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации положения пунктов 2 и 3 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК) в части, исключающей из подсудности суда с участием присяжных заседателей уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205 «Террористический акт», 278 «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти» и 279 «Вооруженный мятеж» Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что при проведении предварительного слушания суд правомочен разрешить вопрос о выделении уголовного дела в отдельное производство в отношении подсудимых, возражающих против рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей. Установление оснований и порядка принятия судом решения о раздельном рассмотрении уголовного дела относится к полномочиям федерального законодателя.
В этой связи законопроектом в статьи 236 и 325 УПК предлагаются изменения, закрепляющие полномочие суда по решению вопроса о выделении в отдельное производство уголовного дела в случае заявления обвиняемыми (подсудимыми) ходатайств о рассмотрении уголовного дела разными составами суда, а также механизм реализации данного полномочия.
Так, законопроектом часть первая статьи 236 УПК дополняется пунктом 7, предусматривающим полномочия судьи принять по итогам предварительного слушания решение о выделении или о невозможности выделения в отдельное производство уголовного дела, если по уголовному делу, в котором участвуют несколько обвиняемых, один или несколько обвиняемых отказываются от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.
Часть вторая статьи 325 УПК излагается в новой редакции, предусматривающей, что при решении вопроса о выделении уголовного дела в отдельное производство в случае отказа одного или нескольких подсудимых от рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей судом должно быть установлено, что выделение уголовного дела не будет препятствовать всесторонности и объективности разрешения соответствующих дел.
* * *
Теперь давайте представим себе последствия принятия этого закона и как он будет реализован на практике.
Возьмем гипотетическое дело по ч.2 ст.105 УК РФ с двумя обвиняемы, один из которых заявил о суде присяжных, а второй наоборот возражает против суда присяжных.
По новому закону судья может на предварительном слушании выделить материалы дела в отношении одного из обвиняемых и направить их на рассмотрение по существу другому судье. Допустим это так и произошло. Что дальше?
А дальше одни и теже фактические обстоятельства дела и одни и теже доказательства получат оценку двух разных судей и не факт что позиции этих судей совпадут. Но они просто обязаны совпасть, в противном случае любое из этих двух дел подлежит пересмотру в связи с преюдицией созданой в паралельном судебном процессе.
__________________________________________________
Преюдициальность (от лат. praejudicialis - относящийся к предыдущему судебному решению) — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу. Преюдиция установлена ст.90 УПК РФ.
Следовательно, что бы избежать подобной проблемы, судьи просто обязаны будут постоянно согласовывать свои решения друг с другом, либо будут рассматривать дела последовательно.
Очевидно, что при первом варианте нарушается принцип независимости и тайны совешательной комнаты. Тогда как при втором варианте лишь первый суд можно считать независимым, а второй суд вынужден будет идти по накатаной колее без права куда либо отклониться в сторону.
Вот такие вот новые задачки нам подкидывают наши избраники. Ваше мнение?