Часто сталкиваюсь с мнением, что в государственных учреждениях, правоохранительных органах все заранее предопределено, «рука руку моет», жаловаться бесполезно – все равно останешься виноватым, а начальство всегда прикроет своих сотрудников. Так ли это? И да и нет.
Конечно, в работе с обжалованием решений различных государственных органов, говорить о 99-100 % процентах «побед» не приходится, но зачастую удается донести до вышестоящих начальников абсурдность решений, принятых их сотрудниками. Об одном из таких случаев, расскажу в этой публикации.
Всегда ли исполнение требований НК РФ гарантирует, что организация не будет привлечена к налоговой ответственности? Хочется конечно ответить что да, естественно, разве может быть иначе? Однако правильный ответ – нет, ибо закон применяют живые люди, у которых свое, ведомое только им понимание того, как закон должен применяться (поэтому они и называются – «правоприменители») и зачастую применение закона настолько искажает его суть, будто у тебя один кодекс (свод законов), а у правоприменителей — свой.
п.7 ст. 431 НК РФ установлена обязанность плательщиков, указанных в пп.1 п.1 ст. 419 НК РФ (в том числе – Обществ с ограниченной ответственностью), представить расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Расчет может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), через личный кабинет и в таком случае, день отправки считается днем предоставления.
При этом у плательщика есть право на ошибку – даже в этом случае расчет будет считаться поданным своевременно, если ошибка будет исправлена и верный расчет направлен повторно в течении пяти дней с даты уведомления Общества налоговой инспекцией о выявленной ошибке.
Это по закону. В жизни все бывает вариативнее, непредсказуемей и многогранней, причиной чему – человеческий фактор, усмотрение конкретного чиновника, показатели, которые необходимо выполнять, если хочешь получать премии, либо просто халатное отношение к своим обязанностям.
Расскажу подробнее, как это происходило с одним Обществом в Санкт-Петербурге.
Общество подало путем ТКС расчет по страховым взносам в последний (да, в последний, но такое право установлено НК РФ) день, установленный для его отправки. Расчет не был принят из-за допущенной технической ошибки, о чем ИФНС в тот же день уведомило Общество. В течении трех дней ошибка была исправлена, расчет был направлен повторно, принят Инспекцией.
В связи с незначительностью «происшествия» директор и бухгалтер Общества благополучно забыли о нем уже через несколько дней и полагали что никаких проблем с ИФНС у них нет.
Однако «бдительный» инспектор думала иначе и спустя пять с небольшим месяцев Общество получило решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, по п.1 ст. 119 НК РФ, за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок расчета по страховым взносам в налоговый орган по месту учета.
Удивленный директор Общества дозвонившись до инспектора, которая являлась инициатором вынесения решения, узнал о том, что расчет по страховым взносам был направлен на три дня позже установленного законом срока, т.е. в день направления «исправленного» расчета, а про направление «ошибочного» расчета в установленную законом дату она ничего не помнит (в отпуске была, потом болела и т.п.). И вообще – штраф 1000 рублей, что жалко что ли?
1000 рублей было не жалко, поэтому штраф был уплачен, хотя «осадочек остался», но с инспектором было решено не ссориться – не тот повод, чтобы «портить отношения».
На этом ситуация и закончилась бы. Но инспектор, почувствовав «слабину» и решив доработать ситуацию с показателями до конца, уведомила директора о том, что в отношении него по тем же основаниям будет составлен протокол об административном правонарушении, но «тут тоже ничего страшного – штраф еще меньше, всего 500 рублей». После уже оплаченной 1000 скидка в 50% и правда могла показаться довольно привлекательной, но…
Если налоговое правонарушение допущенное Обществом – это один вопрос, в конце концов одно ООО может закрыться, другое открыться. Хотя конечно неприятно – у Общества более чем 10 летняя безупречная репутация.
А вот вопрос с привлечением конкретного человека – директора, уже нес репутационные издержки и становиться налоговым правонарушителем, ничего не нарушив, было обидно. Здесь подробнее писал о привлечении директора к административной ответственности по ст. 15.5 КОАП РФ.
Поскольку вопросы привлечения Общества к налоговой ответственности и директора к административной были неразрывно связаны и как бы «узаконивали» в глазах суда одно другое, было решено обжаловать решение ИФНС, благо срок обжалования пропущен еще не был.
Жалоба с приложением всех документов была отправлена вышестоящему руководителю, который как оказалось читает НК РФ именно так, как он написан. Директор был приглашен в Инспекцию и в результате недолгой беседы – принял неожиданное решение – жалоба была им отозвана.
А что же с решением о привлечении Общества к налоговой ответственности? Оно было отменено Управлением ФНС – вышестоящим по отношению к ИФНС органом. Сами проверили решение, сами установили его незаконность, сами отменили. Сами-сами, мы тут вообще и не причем и даже не жаловались.
Ну мы не против, главное результат.