Получили уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении из налоговой инспекции? Нужно ли идти? А если инспектор по телефону говорит, что можно не приходить?
Ситуации конечно бывают разные, об одной из которых расскажу на примере из своей практики.
Жило-было Общество, ответственность которого была ограничена размером уставного капитала (сокращенно «ООО»). Образовано оно было довольно давно – более 10 лет назад, и даже работало без нарушений законодательства России. В небольшом штате отсутствовал бухгалтер – эта функция была передана на аутсорсинг. Все шло своим чередом, пока в связи с увеличением объемов, нагрузка на бухгалтерию не выросла и аутсорсинг перестал устраивать.
Новый бухгалтер был успешно подобран, приступил к приему дел, получению документов от аутсорсинговой компании, существенных проблем с этим не возникло, но как говорится в каком-то древнекитайском проклятье: «чтоб ты жил в эпоху перемен». И вот эта «эпоха перемен» — смена бухгалтера, прошлась по директору ООО.
Естественно, что принимая на бухгалтерское обслуживание новую организацию (или приступая к работе на должности бухгалтера в штате организации) получаешь большой объем документов, который требуется изучить, систематизировать так как привычно тебе, что-то перепроверить, что-то уточнить у директора. На все это требуется время, которого всегда не хватает, поэтому многие вещи делаются в последний момент, на грани срока, отведенного законом.
Так произошло и в этом случае, который закончился привлечением директора к административной ответственности по ст. 15.5 КОАП РФ.
Каждая организация обязана предоставить в Инспекцию ФНС по месту нахождения на налоговом учете расчет по страховым взносам. Расчет за 2020 год должен быть предоставлен не позднее 30 января 2021 года. Казалось бы – указано в законе не позднее 30 января – отправь хотя бы 30-го и не будешь знать бед. Но как уже говорил – время тот ресурс, которого вечно не хватает, всегда возникают какие-то более срочные дела, тем более 30 и 31 января являлись выходными днями.
И вот отсюда потянулась цепочка обстоятельств, каждое из которых вроде бы не существенно, а вместе они образовали так называемый «идеальный шторм».Расчет был направлен вместо 30 января (суббота) – 1 февраля (понедельник). Да так можно, но вот нужно ли?
Расчет был отправлен с ошибкой. Несущественной – технической (счетной), не влияющей на размер взносов. Но тем не менее…ИФНС конечно же ошибку выявило и направило (также по каналам телекоммуникационной связи) уведомление о том, что расчет принят быть не может и у Общества есть 5 дней на исправление ошибки. Расчет был исправлен в установленные сроки, направлен и принят Инспекцией — 3 февраля. На этот раз претензий к нему не возникло.
Инспектор ФНС по каким-то (неизвестным мне причинам) не увидела (не захотела увидеть, потеряла, первый расчет (ошибочный) и посчитала (захотела так считать), что расчет был направлен только 3 февраля.
Спустя время, когда ситуация позабылась, та же инспектор пригласила директора для составления протокола о привлечении ее к ответственности по ст. 15.5 КОАП РФ. Ну как пригласила – прислала уведомление о времени составления протокола. А по телефону пояснила – коронавирус же, приходить не нужно, объяснение присылайте, приобщим его да и все.
Директор, предположив, что действительно в связи с ограничениями из-за пандемии письменное объяснение заменит внесенное в протокол – направил таковое, указав, что расчет направлен был вовремя, исправлен вовремя, срок выпадающий на выходные – переносится, т.е. нарушения то и нет никакого.
Однако пандемия свирепствовала в городе и Инспектор ушла на больничный, вернувшись с которого обнаружила что объяснение не поступило (ну или так получилось как-то, что не обнаружила объяснения, а может завалялось где-то – бумаг то много, всякое бывает).
Ну нет, так нет – Директор не явился, объяснение не представлено. С чистой совестью Инспектор составила протокол об административном правонарушении, а заместитель начальника ИФНС – направила его в суд.
Мировая судья получив стандартный пакет документов – протокол с приложениями, согласно которым расчет был направлен 3 февраля вместо 30 января, назначила судебное заседание, о котором мы узнали практически случайно, мониторя сайт суда. В деле правда есть некая «телефонограмма» Директору, но возможно телеграф опять захватили большевики и она не дошла.
Как бы то ни было, за несколько дней до заседания удалось ознакомиться с материалами дела – действительно, никаких следов объяснения Директора и отправки расчета 1 февраля — в деле не имелось.
В судебном заседании нами были приобщены указанные документы. Но у суда был только один вопрос: «известна ли нам санкция статьи?». Однако какая бы санкция ни была, но это правонарушение будет внесено в полицейские базы данных и безупречная до этого репутация Директора будет несколько подмочена, с чем мы согласиться не могли. Однако суд эти вопросы не волновали, в связи с чем было вынесено постановление о назначении наказания в виде предупреждения (компромиссный вариант? – возможно, но вопрос был не в сумме штрафа).
Я очень ждал, когда суд изготовит постановление, чтобы понять мотивировку – почему суд посчитал, что административное правонарушение все-таки имело место. Однако получив его, я был несколько разочарован. Суд согласился, с тем, что расчет был направлен вовремя, однако указал, что надлежало направить его не только вовремя, но и без ошибок, несмотря на то, что специальная норма Налогового кодекса России устанавливает 5-ти дневный срок именно для исправления ошибок.
Были ли мы удовлетворены тем, что вместо штрафа получили предупреждение? В данном случае нет, поэтому решение суда было обжаловано, так что продолжение следует…