Ни для кого не секрет, что довольно часто заработная плата одного работника оказывается гораздо ниже заработной платы другого работника. Причем происходит это  при отсутствии на это объективных причин. Происходит везде и повсеместно, несмотря ни на какую организационно-правовую форму организации, предприятия, учреждения.

Происходит независимо от наличия у работников профсоюзной организации или представителя коллектива рабочих. Давайте же попробуем разобраться, а почему подобное происходит, и, самое главное, почему это живет и продолжает жить?

Для начала нужно понять, откуда, куда и какие деньги направляются для различных выплат работникам.

В своё время, когда я сдавал в юридической академии такой предмет как «Финансовое право» преподаватель подошел к нашим знаниям лояльно. Он сказал: «Юрист и бухгалтерия — вещи несовместимые». Наверное, он в чём-то прав. Но как говорится, в каждом правиле всегда есть исключения. И в качестве такого исключения выступают юристы с пытливым умом, которые всегда хотят добраться до истины. Это я, в том числе и о себе. Скромно и тихо.

Итак, в любой организации, на любом предприятии и в любом учреждении формируется фонд оплаты труда (фонд заработной платы).
Как правило, фонд оплаты труда состоит из:
  1. Тарифного фонда, который включает в себя оплату труда работников по штатному расписанию с учётом выплат за особые условия труда.
  2. Дополнительный фонд для выплаты надбавок за непрерывный стаж работы на данном месте.
  3. Дополнительных фондов за работу в ночное время, праздничные дни, на замену лиц уходящих в отпуск и т. д.
Фонд оплаты труда устанавливается вышестоящей организацией, ведомством и т. д. и  оплачивается из соответствующего бюджета (государственного, либо частного). Помимо этого в организации, на предприятии в учреждении формируется фонд экономического (материального) стимулирования работников, который формируется за счет средств, полученных за счёт экономии фонда оплаты труда (вакантные единицы в штатном расписании, больничные листы, отпуска без сохранения заработной платы и т. д.).

На формировании фонда экономического (материального) стимулирования вышестоящее руководство может направлять дополнительно денежные средства рассчитанные, например, как определённый процент от фонда оплаты труда.

Вот тут-то и начинается самое интересное. На законодательном уровне данный вопрос не урегулирован до настоящего времени. Решение данного вопроса Федерация «сбросила» на региональный уровень. А регионы всё ещё думают.

Например, Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2010 г. N 1088-ПП «О совершенствовании системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы», которым пытались по новому урегулировать данный вопрос до настоящего времени не введено в действие. Исполнение данного Постановления все переносится и переносится. Причем,  данное постановление не было официально опубликовано для всеобщего сведения. Кроме того, в п. 5.2. записано: «Обеспечить контроль за деятельностью руководителей подведомственных государственных учреждений по формированию ими стимулирующей части фонда оплаты труда».

А вот записать в Постановлении про контроль за распределением этой самой стимулирующей части фонда оплаты труда забыли. Как забыли записать и об участии трудового коллектива в распределении того самого фонда. Причем, как я считаю, умышленно забыли записать.

Все вопросы, связанные с формированием, распределением и контролем фонда экономического (материального) стимулирования должны решаться на уровне тех самых организаций, предприятий, учреждений в виде утвержденного локального нормативного акта. Такой акт должен называться Положением об экономическом (материальном) стимулировании работников, которое в свою очередь должно являться составной частью Положения об оплате труда работников и быть одним из приложений к Коллективному договору, заключаемому между работодателем и работниками.

Причем само положение об экономическом (материальном) стимулировании работников, должно состоять из двух Положений: Положение о премировании и Положение о надбавках и доплатах.

Смею утверждать, что даже не все юристы, не говоря уже об обыкновенных работниках,  знают из чего и на основании каких нормативно-правовых актов формируется заработная плата.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ — заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Проследить формирование заработной платы в соответствии с занимаемой профессией (должностью) для работника не представляет труда, т. к. в соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ «при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате».
 
А вот сам вопрос о начислении, определении размера денежных сумм, выплате надбавок, доплат и премий находится практически в единоличных руках работодателя. А тут уж как говорится «Своя рука – владыка».

Выплаты доплат и надбавок работнику предусмотрены ст. 60.2. и ст. 151 Трудового кодекса РФ за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.

При этом работодатель до издания приказа о возложении обязанностей, поручении другой работы обязан получить от работника его письменное согласие на выполнение дополнительной работы, а также заключить с ним дополнительное соглашение об оплате труда за дополнительную работу, в котором четко прописать условия о самой работе, её объёмах, сроках её выполнения и размере оплаты.

Дополнительное соглашение о совмещении не вносит никаких изменений в Трудовой договор работника, о чём необходимо помнить не только самому работнику, но и отделу кадров. При этом следует помнить, что каждая из сторон соглашения вправе расторгнуть данное соглашение, предупредив об этом другую сторону в письменном виде не менее чем за три дня до прекращения дополнительной работы – ст. 60.2. Трудового кодекса РФ.

Для того чтобы избежать злоупотреблений со стороны работодателя в вопросах распределения фонда экономического (материального) стимулирования работники должны самым внимательным образом отнестись к разработке и утверждению в качестве приложения к Коллективному договору такого важного документа как Положения об экономическом (материальном) стимулировании работников.

Для начала начнем с разбора Положения о надбавках и доплатах. В данном положении детально должны быть прописаны пункты – кому (какой штатной единице), за что, в каком размере и на какой период могут устанавливаться различные доплаты и надбавки. Причем, эти положения в отношении различных штатных единиц должны находить свою реализацию при заключении конкретного трудового договора с работником.

Например, если в Коллективном договоре указано, что в случае возложения на работника дополнительных трудовых обязанностей, не предусмотренных его трудовым договором, работнику может выплачиваться надбавка в размере от 40%  до 60% от его тарифной ставки (оклада), то применительно к обязанностям конкретного работника то же положение в Трудовом договоре будет прописано уже следующим образом: в случае возложения на работника дополнительных трудовых обязанностей, не предусмотренных его трудовым договором, работнику будет выплачиваться надбавка в размере 50%  от его тарифной ставки (оклада).

Как Вы думаете, многие ли работодатели, специалисты по кадрам могут похвастаться подобными трудовыми договорами? Наверное, единицы, если они вообще есть. Аналогичным образом должны быть прописаны условия выплаты премии. Сначала они получают свое воплощение в положение о премировании, а затем в конкретном трудовом договоре.

Ну, это как говорится ещё полбеды. В тех же Положениях о надбавках и доплатах, о премировании должен быть определен порядок рассмотрения и  утверждения указанных выплат. Работодатель зачастую игнорирует привлечение к указанной процедуре подчиненных начальников: своих заместителей, начальников управлений, отделов, кадры и т. д., беря распределение данных денежных средств в свои руки.

Подобным решением он лишает руководящее звено возможности экономического стимулирования работников, создает негативную обстановку в среде работников, рост недоверия к себе как к работодателю не только со стороны работников, но и со стороны руководителей высшего и среднего звена. Ведь позволив распределять экономический фонд – экономический стимул — своим подчиненным, работодатель всё равно остается той последней инстанцией, которая вправе либо утвердить либо не утвердить данное решение, либо внести в него коррективы. Причем второй способ распределения фонда экономии оплаты труда как нельзя более соответствует нормам трудового законодательства.

Однако при первом способе работодателю очень удобно устанавливать повышенную зарплату своим родственникам, знакомым и «выгодным» (услужливым) работникам. «Своим» работникам можно устанавливать совмещение до 100%  оплаты по дополнительной работе (в то время как другим работникам такая доплата либо не устанавливается вообще, либо устанавливается по минимальному размеру), устанавливать различные доплаты и надбавки, выплачивать систематические и одноразовые премии.

Например, в  2007 году при подведении итогов проверки, проведенной Департаментом финансов города Москвы в одном из подведомственных Департаменту города Москвы учреждений, был выявлен факт выплаты директором своему подчиненному  одноразовой премии в размере 150 000,00 рублей. Размер этой премии был в несколько раз больше, чем размер заработной платы самого руководителя Департамента(?!).

Как я считаю, происходит это по нескольким причинам, главные из которых — это отсутствие прозрачности в порядке формирования и распределения фонда экономического (материального) стимулирования работников, в том числе на законодательном уровне. При этом приказы о подобных выплатах и сегодня остаются доступными лишь узкому кругу лиц, как правило «своих», «избранных» лиц — это секретарь, кадры, бухгалтер по заработной плате, главный бухгалтер. Вот, пожалуй, и всё.

Причём подобное распределение находится как бы на законном уровне. Ведь для вышестоящего руководства не важно, как и кому распределяет руководитель организации, предприятия, учреждения бюджет учреждения, главное, чтобы он не вышел за его лимит. Вот такая-то у нас в стране Бухгалтерия!

Автор публикации

Юрист Коробов Евгений Алексеевич
Москва, Россия
Личный юрист по гражданским, административным и арбитражным делам. Договоры, трудовые, жилищные, наследственные, земельные споры. Защита интересов руководителей ЮЛ и ИП. Москва и МО, Россия.

Да 9 9

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Коробов Евгений, Морохин Иван, Lika, arbitra, cfip74, Бозов Алексей, Климушкин Владислав, leon, +еще 4
  • 07 Декабря 2011, 13:14 #

    Знакомая ситуация. Еще космаче обстоят дела в госкорпорациях.
    Фундаментальные принципы трудового права равной оплаты труда равной ценности, запрета дискриминации и оплаты по труду, а не «своим» и «верным» — в стране похерены. Причем суды тупо встают на сторону работодателя.
    Давно хочу выложить свое дело на эту тему, но все как-то руки не доходят...
    Но Вы меня стимулировали, Евгений, теперь выложу.

    +5
    • 27 Декабря 2011, 13:16 #

      И меня стимулировало на подачу иска на РД по дискриминации по оплате труда.

      +1
  • 07 Декабря 2011, 13:42 #

    Спасибо модераторам за придания вида статье. Спасибо Ирина за отзыв. Главное в статье-понимание самого механизма, самого принципа формирования и распределения экономии ФОТ. Считаю, что данный вопрос должен быть решен на законодательном уровне. Он должен быть прописан как минимум Постановлением Минтруда.

    +3
  • 07 Декабря 2011, 13:53 #

    Для меня, как человека не занимающегося вопросами трудового права вообще, и формирования фонда оплаты труда в частности, эта статья очень познавательна т.к. я хоть и являюсь руководителем организации, но в коллегии адвокатов нет работников. Адвокаты — самозанятые лица, а помощники и стажеры получают жалование за счет своих адвокатов-наставников.
    Тем более полезно иметь представление о механизмах формирования зарплаты, т.к. эти вопросы имеют первостепенное значение для очень многих людей.

    +4
    • 07 Декабря 2011, 14:59 #

      Действующий механизм прост: «Хозяин — барин».
      И это касается не только фонда экономии оплаты труда, но и Фонда социальных расходов, а главное немалых сумм премий, годового вознаграждения и поощрительных выплат, регламентируемых в Положении о премировании. Поэтому годовая зарплата секретаря и водителя гендиректора много выше, чем менеджера среднего звена и доктора наук. Я уже не говорю о тех немыслимых выплатах и золотых парашютах, которые назначает себе само начальство.
      Например, годовое вознаграждения лишаются уволенные по собственному желанию, и суды это поддерживают, вместо того чтобы исчислить это вознаграждение пропорционально отработанному времени.
      Причем оспорить ЛНА, дискриминирующие те или иные категории работников, невозможно, суд отказывает на том основании, что они не опубликованы.

      +4
      • 07 Декабря 2011, 15:31 #

        Действующий механизм прост: «Хозяин — барин».По моему, проблема в том и состоит, что настоящий хозяин, заботится о своих работниках, т.к. именно они приносят ему доход. А вот всякие разные «хозяйчики», особенно жирующие на бюджетных деньгах, действительно думают только о том, как бы скрысить себе в карман.

        Хорошо, что у меня нет работодателя (smoke)

        +5
  • 07 Декабря 2011, 18:59 #

    Мне в этом плане повезло с работодателем: зарплата и премии «прозрачны», но у большинства друзей и знакомый в этом плане полный хаос, который очень выгоден работодателям

    +1
  • 07 Декабря 2011, 19:01 #

    А некоторые горе-руководители вообще не выдают зарплат, а все доходы предприятия тратят на личные нужды, оставляя порой компанию без оборотных средств и сырья (punch)

    +1
  • 07 Декабря 2011, 23:12 #

    Если финансист и юрист бюджетного учреждения вменяемые — то «Новая система оплата труда» может быть детально и доступно прописана в Положениях о новой система оплаты труда, О стимулирующих и отдельно о премировании. До всех сотрудников доводятся ставки по ПКГ и КУ — профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням, плюс размеры стимулирующих выплат(в общем и по приказам в отношении отдельных работников). В этом случае, требование трудового кодекса в части обязательного указания в договоре условий оплаты труда(ст.57)будет выполнено.
    Но это только если между руководителем, финансовой службой и юристом есть взаимопонимание. Обычно, такого нет.
    В качестве образца прозрачности и доступности советую «бюджетным» коллегам посмотреть сайт юридической службы родного мне Казанского университета.Судя по документам, там что уборщица, что профессор мехмата может разобраться в своей зарплате.
    Конечно, зная эту систему изнутри, могу предположить, что и у них есть таинственные стимулирующие выплаты по НИРам, где никто не разберется что почему и за сколько…

    +3
    • 08 Декабря 2011, 11:03 #

      В 1 из компаний, в которой я работала, мне сказали (в ответ на мой вопрос — почему у юристов, ведущих дела разной сложности, одинаковый размер оклада): «А у нас не Газпром, чтобы делить людей на категории»… Теперь я веду индивидуальную предпринимательскую деятельность :D
      А тема действительно злободневная! К сожалению, реальная российская действительность далека от западных стандартов — разная оплата труда за разный труд. Возможно, именно дискриминация в сфере оплаты труда — одна из не последних причин того, что российской экономике далеко до западной…

      +2
  • 08 Декабря 2011, 11:47 #

    В целом статья полезная, однако жаль, что автор не сделал ссылки на нормы права в которых устанавливается обязанность работодателя иметь какие либо Положения и фонды. Если есть такие НПА, то прописано ли в них что либо об ответственности работодателя за отсутствие таких Положений и фондов? В частности, распространяется ли все это на частные компании?

    +2
  • 08 Декабря 2011, 16:00 #

    Мне кажется, что вышеуказанные нормы мало кто из работодателей соблюдает. Более того, частные компании вряд ли даже о них догадываются…

    +1
    • 08 Декабря 2011, 18:55 #

      НПА, возлагающих на работодателей обязанность иметь Положения и Фонды нет...
      Но есть Конституция РФ, принятая «всенародным голосованием».
      Конституция — Основной закон государства и нормы Конституции имеют прямое действие на территории РФ (ст. 15).
      Согласно п. 3 ст. 37 Конституции каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

      В ст 2 ТК РФ установлены основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, к которым относятся:
      запрещение принудительного труда и дискриминации  в сфере труда;
      обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы.

      В статье 3 ТК РФ (а эта статья распространяется и на частные компании...) раскрыто понятие дискриминации в сфере труда.
      В частности, в ст. 3 ТК РФ сказано, что запрещена дискриминация в виде ограничения в трудовых правах и свободах или получения каких-либо преимуществ независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.Ст. 132 ТК РФ предусматривает, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.  Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

      +1
  • 09 Декабря 2011, 23:24 #

    Представления о неких «фондах» куда направляются средства для последующего перераспределения по «справедливым» мотивам было впервые высказано (дай бог памяти) в 3 или 4 томе «Капитала» К.Марксом. Там говорилось, что социализм суть явление непонятное, но можно предположить, что должно быть три фона: фонд накопления, фонд развития и фонд распределения. Когда эту байду попытались воплотить в практику, то возник военный коммунизм с продразвёрсткой и страна «села» на голодный паёк. Потом НЭП, потом индустриализация-коллективизация, потом ВОВ, потом отмена карточной системы, потом Никита кукурузный и почти догнали САШу… Потом чё-т встали и ни в какую… Пришёл Касыгин и «спусти фонды» на предприятия. Вот с этого времени начали как-бы фонды в предприятиях формировать… Но это отдельная история. К слову, Косыгинские положения о фонда до сих пор не отменяли! :D

    +1
  • 27 Декабря 2011, 13:14 #

    Спасибо Евгений Алексеевич за статью, все стало понятно о распределении финансов в госкорпорациях, наподобие в ФГУ Главгосэкспертиза России, с кем до сих пор идут судебные тяжбы. Ваша статья толкнула на мысль подать еще иск на дискриминацию по оплате труда и быстрее дописать, разместить статью по первому делу.

    0

Да 9 9

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Куда и как исчезает фонд экономии труда работников?» 2 звезд из 5 на основе 9 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации