Во Франции существует исторически сложившаяся тесная взаимосвязь всех звеньев финансовой системы, что проявляется в едином нормативно- правовом регулировании, единой структуре компетентных органов государственной власти.
В отличие от Французской Республики в Российской Федерации формирование рыночной экономики началось сравнительно недавно, отчего законодательство разрозненно и малоэффективно.
Вместе с тем правовые институты Франции во многом схожи с российскими аналогами, поэтому изучение опыта именно этого государства имеет немаловажное значение для решения многих теоретических и практических вопросов, связанных с иностранными инвестициями в России.
Мировой экономический кризис продемонстрировал взаимозависимость национальных финансовых систем и указал на необходимость совершенствования международных рычагов регулирования экономических отношений. Сегодня в условиях глобализации для эффективного развития каждой конкретной страны необходимо свободное обращение факторов производства, товаров, инвестиций и рабочей силы.
В случае, когда инвестирование осуществляется физическим или юридическим лицом одного государства на территории другого государства или резидент вкладывает капитал за границу (нерезидент — на национальную территорию), инвестиции приобретают международный характер. Такие отношения урегулированы двумя группами норм: национального и международного права.
В.М. Шумилов в работе «Международное финансовое право» отмечает: «Международное инвестиционное право в значительной части не прямо регулирует сферу перемещения инвестиций, а опосредованно — задавая рамки внутригосударственному праву, содействуя внедрению в национальные системы права унифицированных норм».
Источники, регламентирующие деятельность иностранных инвесторов, многочисленны, однако все их многообразие характеризуется отсутствием единых подходов к определению основополагающих правовых категорий.
Каждое современное государство располагает собственным внутренним законодательством в области капиталовложений, что позволяет устанавливать контроль над последними с целью защиты собственной экономики и финансовой системы, причем как в форме простого надзора, так и полного запрещения любого передвижения денежных средств. Вместе с тем национальное регулирование большинства развитых стран достаточно либерально, что объясняется необходимостью предоставления максимальной свободы для перемещения инвестиций в целях привлечения иностранного ссудного капитала.
Этапы становления законодательства в России и Франции
Законодательство Франции принадлежит к романо-германской правовой семье, которая наиболее близка к российской правовой системе, а правовые институты Франции во многом схожи с российскими аналогами, поэтому изучение опыта именно этого государства может иметь большое теоретическое и практическое значение.
Финансово-правовая наука во Франции формировалась в течение продолжительного периода, и к настоящему времени правовое регулирование финансовых отношений с зарубежными странами представляет собой две ветви, которые постоянно перекрывают друг друга: с одной стороны, речь идет о регламентации валютных отношений, с другой — о регламентации инвестиций.
Контроль над инвестициями в стране впервые был установлен в форме закона, принятого правительством decret-loi, от 09 сентября 1939 г. (в начале Второй мировой войны). Указанным актом ограничивались операции экспорта капитала, а торговля золотом запрещалась вовсе. Но уже Законом № 48-178 от 02 февраля 1948 г. разрешались держание, перевозка и продажа золота на территории Франции.
Подлинную эпоху либерализма в области капиталовложений открыл до сих пор действующий Закон № 66-1008 от 28 декабря 1966 г., нормы которого были кодифицированы с принятием в 2000 г. Валютно — финансового кодекса Франции (Code monctaire et financier)4 (ВФК). Документ признал необходимость соответствия инвестиционного законодательства Франции ее международным обязательствам.
Ст. 1 Закона от 28 декабря 1966 г. был введен принцип свободы финансовых отношений между Францией и иностранными государствами. Ограничения могут налагаться лишь Правительством Франции, которое в целях соблюдения национальных интересов в форме декретов Совета министров и по предложению министра финансов вправе принимать любые регулирующие меры, как то: установление обязательного порядка декларирования валютных и инвестиционных операций, введение разрешительного порядка инвестиционной деятельности и пр.
Подобные действия основывались на Декрете № 67-78 от 27 января 1967 г., а также Декрете № 68-1021 от 24 ноября 1968 г., регламентирующих финансовые отношения с иностранными государствами.
В мае 1981г. после победы на выборах левой коалиции, ведущей борьбу с утечкой средств из страны, была введена новая серия ограничений в отношении иностранных капиталов. Начиная с 1984 г. французское правительство неоднократно их смягчало с целью соблюдения требований общего рынка и для привлечения иностранных инвестиций.
Декреты № 67-78 от 27 января 1967 г. и № 68-1021 от 24 ноября 1968 г. впоследствии были отменены, а вместо них введен новый Декрет № 89-938 от 29 декабря 1989 г., согласно которому разрешительный порядок в отношении инвестиций из стран Евросоюза отменялся.
В 1996 г. целый ряд нормативных актов завершил реформу законодательства в области либерализации иностранных инвестиций во Франции:
• Закон от 14 февраля 1996 г. № 96-109, дополняющий Закон № 66-1008 от 28 декабря 1966 г., который был позднее кодифицирован;
• Декрет от 14 февраля 1996 г. № 96-117, вносящий изменения в Декрет от 29 декабря 1989 г. № 89-938;
• Ордонанс правительства от 14 февраля 1996 г., вносящий уточнения в применение регламентации.
В то же время ограничения продолжают существовать. Закон от 09 декабря 2004 г. № 2004-1243 и Декрет от 30 декабря 2005 г. № 2005-1739 изменили правила инвестирования в стратегические сектора экономики Франции.
В России определенный опыт правового регулирования иностранных вложений был накоплен еще в 1920-е гг. в условиях НЭПа, хотя долгое время советские финансовые институты развивались в условиях нерыночной экономики.
В 1920 г. Совет Народных Комиссаров утвердил Декрет «Об общих экономических и юридических условиях концессий», который подчеркивал намерение заключать концессионные соглашения с ведущими зарубежными промышленными обществами и организациями.
Советское законодательство того времени допускало наряду с концессиями создание смешанных обществ с участием иностранных компаний, прежде всего торговых, а также продажу акций не только второстепенных по важности, но и транспортных, угольных, металлургических, нефтяных, ткацких предприятий при сохранении за государством «неоспоримого господства».
Последующий «советский период» развития государственного регулирования инвестиционных отношений с иностранным элементом характеризовался абсолютным контролем со стороны государства в силу его монополии на внешнюю торговлю и валютные операции.
Настоящие преобразования правовой регламентации произошли в период перестройки. 19 августа 1986 г. были приняты два Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР: № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» и № 992 «О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами», которые предусмотрели возможность создания совместных предприятий (СП) и стали первым шагом к реформам во внешнеэкономической области.
Но первыми нормативными актами, регулирующими иностранные инвестиции, стали: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления»; Постановления Совета Министров СССР № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» и № 49 «О создании на территории СССР совместных предприятий с участием фирм капиталистических и развивающихся стран», которые определили правовое положение совместных предприятий на территории государства.
Тогда же были заключены различные двусторонние соглашения между СССР и ведущими экономически развитыми державами о поощрении и защите инвестиций.
Инвестиционная политика России начала 1990-х гг. стала более открытой в отношении зарубежных инвесторов, о чем свидетельствуют Закон РСФСР от 04 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР»2 и Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами», создавшие правовую базу для частных иностранных капиталовложений.
Но комплексный Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» был принят только 9 июля 1999 г.
В отличие от Франции, где законодательство об иностранных инвестициях активно развивалось в послевоенный период, в России в силу исторических особенностей развития этот процесс происходил гораздо позднее, в 1990-х гг.
Правовые режимы для иностранных инвестиций
Законодательные нормы, регулирующие положение иностранных инвесторов во Франции, носят императивный характер, и местная судебная практика рассматривает соглашения, направленные на их игнорирование или обход, как недействительные.
По общему правилу зарубежные капиталовложения во Франции осуществляются свободно и подлежат простому декларированию в административных органах. Исключение — инвестиции в так называемые уязвимые сектора экономики, находящиеся под особым государственным контролем.
В настоящее время во Франции существует четыре самостоятельных правовых режима для иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции, подлежащие декларированию
Согласно параграфу 1 ст. R 152-5 ВФК Франции при осуществлении любых иностранных инвестиций на территории Франции необходимо предварительно представить соответствующее заявление в администрацию. Документ носит исключительно уведомительный характер, однако несоблюдение правила наказывается штрафом в размере 750 евро (ст. R 165-2 ВФК Франции и ст. 131-13 Уголовного кодекса Франции).
Под осуществлением инвестиций во французском праве понимается любая операция, которая материализует соглашение сторон, в частности заключение договора, публикация предложения о покупке или обмене акций или облигаций, а также приобретение активов компании; используются понятия «резидент» и «нерезидент».
В соответствии со ст. R 151-1, 2 и 3 ВФК Франции резидентами являются физические лица, имеющие основной центр интересов (на практике, постоянное место жительства) во Франции, чиновники французской администрации и прочие лица, работающие за границей, а также французские и иностранные юридические лица, имеющие представительство во Франции.
Нерезидентами признаются физические лица, имеющие основной центр интересов за границей, чиновники администрации и прочие лица иностранных государств, работающие во Франции, а также французские и иностранные юридические лица, имеющие представительства за пределами Франции.
Таким образом, для определения международного характера инвестиций используется критерий не гражданства, а места жительства.
По мнению известных французских ученых-финансистов Д. Карро и П. Жюйара, это обусловлено необходимостью сохранения национального суверенитета, как в экономическом, так и в политическом плане. Французская регламентация инвестиций проявляет меньшую заинтересованность в прямых французских инвестициях за рубежом, нежели в прямых иностранных инвестициях во Францию.
Гражданин Франции, имеющий основное место жительства за границей, обязан декларировать инвестиции, которые он намерен осуществить в республике, в то время как иностранный гражданин не будет иметь такого обязательства, если центр его интересов находится во Франции. Любая иностранная компания должна заявить о своих инвестиционных проектах во Франции, даже если акции этой компании принадлежат французским гражданам.
Заявление подается иностранным инвестором в Министерство экономики Франции в следующих случаях:
• создание нового предприятия;
• участие в капитале французского предприятия;
• любые сделки, связанные с капиталом французского предприятия, если в результате их совершения совокупная сумма капитала, принадлежащего иностранным предприятиям или гражданам-нерезидентам, превышает 33,33% от его общей величины.
Указанные выше операции признаются прямыми инвестициями и подлежат декларированию, если они осуществляются французским предприятием, капитал которого или право голоса, в котором принадлежит в размере 33,33% одному или нескольким иностранным предприятиям или одному или нескольким физическим лицам, не являющимся резидентами во Франции.
Сделки, реализованные за пределами Франции, также подлежат декларированию как непрямые инвестиции, если в результате изменяется контроль над предприятием, не являющимся французским резидентом, но которому принадлежит капитал или акции французского предприятия.
Кроме того, рассматриваются как иностранные инвестиции и подлежат декларированию такие операции, как: предоставление займов или гарантий, приобретение патентов или лицензий, покупка коммерческих контрактов или оказание технической помощи, которые влекут за собой взятие иностранным предприятием или физическим лицом — нерезидентом Франции контроля над французским предприятием.
Необходимость декларирования иностранных инвестиций в таком широком понимании играет важную роль в осуществлении финансового контроля за движением капиталов внутри государства и за его пределами.
Операции, не подлежащие декларированию (ст. R152-5 ВФК Франции):
• создание или расширение уже существующего французского предприятия, капитал которого прямо или опосредованно принадлежит иностранным предприятиям или физическим лицам, не являющимся резидентами Франции;
• увеличение участия в капитале французского предприятия, которое прямо или опосредованно принадлежит иностранным предприятиям или физическим лицам, не являющимся резидентами Франции, если эти операции осуществляются инвестором, владеющим до проведения операции более чем половиной капитала предприятия;
• участие в увеличении капитала французского предприятия, которое прямо или опосредованно принадлежит иностранным предприятиям или физическим лицам, не являющимся резидентами Франции, при условии, что доля их участия не будет увеличена в связи с этой операцией;
• прямые инвестиции, которые осуществляются между организациями, принадлежащими одной и той же группе компаний, 50% долей в уставном капитале которых прямо или опосредованно принадлежит одним и тем же акционерам;
• займы, авансы, финансовые гарантии, слияние капитала или отказ от уплаты долгов, субсидии или дотации на филиалы, предоставляемые французскому предприятию, которое прямо или опосредованно принадлежит иностранным предприятиям или физическим лицам, не являющимся резидентами Франции;
• прямые инвестиции во французские предприятия, которые занимаются деятельностью в области недвижимости, за исключением связанной со строительством жилых домов, предназначенных для продажи или для сдачи в аренду;
• прямые инвестиции в пределах 1,5 млн. евро, осуществленные в следующие французские предприятия: ремесленное производство, розничная торговля, гостиничное дело, общепит, предприятия, оказывающие мелкие услуги частным лицам или исключительно занимающиеся эксплуатацией карьеров;
• приобретение сельскохозяйственных земель.
Освобождение от необходимости подачи заявления об инвестициях действительно только в отношении регламентации иностранных инвестиций во Франции. Для ведения деятельности в подконтрольном секторе необходимо выполнить особые условия, как то: получение лицензий, разрешений, наличие дипломов и т.д.
Предварительное разрешение на осуществление иностранных инвестиций
В некоторых секторах экономики Франции, считающихся «уязвимыми», то есть касающихся основных публичных интересов, зарубежные капиталовложения не могут осуществляться без специального разрешения министра экономики, даже если речь идет об инвестициях из стран Евросоюза.
Согласно ст. L 151-3,1 ВФК Франции к ним относятся:
• инвестиции в деятельность, которая связана с функциями публичной власти, даже если она носит непостоянный характер;
• инвестиции в деятельность, которая может повредить общественному порядку, общественной безопасности или интересам государственной обороны, а также вложения в сектор, связанный с исследовательской деятельностью, производством или торговлей оружием, боезапасами, пороховыми и взрывчатыми веществами.
Получения предварительного разрешения требуют инвестиции:
• осуществляемые инвесторами из стран Евросоюза (то есть физическим лицом с гражданством одной из стран Евросоюза или другой страны, члена соглашения о Европейском экономическом пространстве, которая заключила с Францией конвенцию о сотрудничестве между административными аппаратами, либо предприятием, юридический адрес которого находится в одном из этих государств, либо физическим лицом с французским гражданством, которое проживает на территории этих государств);
• осуществляемые физическими или юридическими лицами, выходцами из других государств или проживающими в них.
Независимо от происхождения капитала предварительному разрешению подлежат:
• получение иностранным инвестором контроля над предприятием, юридический адрес которого находится во Франции;
• приобретение иностранным инвестором, прямо или опосредованно, всего (или части) предприятия отрасли, юридический адрес которого находится во Франции.
Инвестиции, осуществляемые инвесторами из стран Евросоюза во Францию, требуют получения предварительного разрешения, если происходит превышение порога прямого или опосредованного держания капитала (в размере 33,33%) предприятия, юридический адрес которого находится во Франции.
По мнению Еврокомиссии, французская регламентация зарубежных капиталовложений является недостаточно либеральной и не отвечает положениям Соглашения о свободном передвижении товаров, капиталов и граждан в рамках ЕС, так как препятствует иностранным инвестициям предприятий, расположенных на территории Евросоюза, акционеры которых проживают в третьих странах (Сообщение Еврокомиссии IP/06/1353 от 12.10.2006). Однако до настоящего момента Еврокомиссия не обращалась в Суд Европейского Союза с иском о несоблюдении условий указанного Соглашения.
Процедура получения предварительного разрешения на осуществление зарубежных вложений во Франции начинается с подачи письменного запроса в Министерство экономики. Результатом обращения становится заключение о необходимости прохождения разрешительного порядка для иностранного инвестора или ее отсутствии. Разрешение считается выданным по истечении двух месяцев с момента поступления заявления в министерство.
Документ, выдаваемый иностранному инвестору, как правило, содержит условия осуществления инвестиции на территории Франции в целях недопущения нанесения ущерба национальным интересам.
Они могут касаться в основном сохранения инвестором постоянства своей деятельности, промышленных мощностей, проектно-конструкторской работы или связанных с ней знаний и умений; безопасности; исполнения договорных обязательств предприятием, юридический адрес которого находится во Франции, в качестве контрагента или субподрядчика в рамках частноправовых сделок, заключаемых государственной организацией, или контрактов, связанных с общественной безопасностью, интересами государственной обороны или исследований, производством или торговлей оружием, боезапасами, пороховыми и взрывчатыми веществами.
Министерство экономики Франции обладает контрольными полномочиями в области соблюдения иностранными инвесторами законодательства. В случае выявления нарушений в их деятельности министерство выносит обязательные для исполнения предписания.
В соответствии со ст. L 151-3 ВФК Франции неисполнение предписаний Министерства экономики влечет наложение на иностранного инвестора штрафа в двукратном размере суммы неправомерно осуществленной инвестиции.
Кроме того, отсутствие соответствующего разрешения по французскому законодательству является преступлением и карается тюремным заключением сроком до пяти лет, штрафом в двукратном размере суммы незаконных инвестиций; запретом ведения коммерческой деятельности или замещения должностей государственных служащих (ст. L 165-1 ВФК Франции).
Заявление об осуществлении иностранных инвестиций в целях статистического учета
Иностранные инвесторы, осуществляющие капиталовложения на территории Франции, обязаны информировать Центральный банк Франции (Banque de France) в течение 20 рабочих дней после осуществления операций, имеющих следующие особенности:
• сумма иностранных инвестиций превышает 15 млн. евро;
• в результате иностранные инвесторы приобретают, по крайней мере, 10% долей в уставном капитале предприятия-резидента (или увеличивают такое участие свыше 10%);
• заключаются сделки (независимо от их вида) между взаимозависимыми предприятиями, одно из которых признается иностранным инвестором: займы, прямые вклады и т.д.;
• инвестиции в недвижимость.
Инвесторы также обязаны предоставлять информацию о совершении финансовых операций в Отдел государственных финансов (Tresor Public) при Министерстве экономики и финансов Франции в случае:
• создания или расширения деятельности французского предприятия, которое прямо или опосредованно принадлежит иностранному предприятию или физическим лицам — нерезидентам Франции, если сумма сделки превышает 1,5 млн. евро;
• приобретения иностранными инвесторами недвижимого имущества во Франции, если его стоимость превышает 1,5 млн. евро;
• ликвидации прямых иностранных инвестиций во Франции;
• реализации инвестиций, на которые было получено разрешение Министерства экономики;
• приобретения сельскохозяйственных земель для ведения винодельческой деятельности;
• любого уменьшения иностранного участия в капитале французского предприятия, которое прямо или опосредованно принадлежит иностранным лицам, а также любого изменения, касающегося деятельности предприятия (прекращение работы, смена наименования или адреса и т.д.).
Предоставление иностранными инвесторами информации в Банк Франции и Отдел государственных финансов в вышеуказанных случаях является обязательным. Неисполнение влечет привлечение к уголовной ответственности в виде тюремного заключения сроком до пяти лет, наложение штрафа в двукратном размере суммы незаконных инвестиций, а также запрет на ведение коммерческой деятельности или замещение должностей государственных служащих (ст. L 165-1 ВФК Франции).
Четкая законодательная регламентация положения инвесторов обеспечивает гарантии сохранности и возвратности иностранного капитала во Франции.
Правовые режимы деятельности иностранных инвесторов в стране призваны обеспечивать эффективное соотношение внутригосударственных интересов и открытой внешней инвестиционной политики. Установление обязательного декларирования инвестиций и предоставление информации иностранными инвесторами в компетентные органы в целях статистического учета позволяют контролировать инвестиционные потоки как внутри страны, так и за ее пределами, то есть в полной мере реализовывать фискальную функцию государства.
За совершение правонарушений в области инвестиций предусмотрены градуированные меры финансово-правовой и уголовной ответственности. На современном этапе французское законодательство четко структурировано в рамках единого кодифицированного источника — ВФК Франции, что обеспечивает эффективное регулирование инвестиционных отношений.
В отличие от Франции формирование рыночной экономики и либерализация инвестиционных отношений в России происходили в более поздний период, отчего законодательство разрозненно и малоэффективно.
С принятием в 1991 г. Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» были оставлены попытки формирования единой основы правового регулирования инвестиций (несмотря на его несостоятельность), контролируемых, в том числе на уровне федеральных законов.
Принципы деятельности иностранных инвесторов в России закреплены Федеральным законом от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции» и др.
Во Франции существует исторически сложившаяся более тесная взаимосвязь звеньев финансовой системы (банковской, системы страхования, инвестиций), что проявляется в едином нормативно-правовом регулировании, единой структуре компетентных органов государственной власти.
Ирина Сидорова, Barreau de Paris
Михаил Шаповалов, к.ю.н.
Для написания данной статьи были использованы следующие источники литературы:
1. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 2002.
2. Козырин А.Н., Ялбулганов А.А. У истоков финансового права. М.: Статут (в серии «Золотые страницы российского финансового права»), 1998.
3. Шаповалов М.А. Финансово-правовые основы банковской деятельности: сравнительный анализ опыта России и Франции // Правоведение. 2010. № 3.
4. Шумилов В.М. Международное финансовое право. М.: Международные отношения, 2005.
5. Imbert L. «Relations financieres avec l'etranger», Juris-Classeur Administratif. 1996. V. 08.
6. Lamy Societes Commerciales, Editions Lamy, 2010.
7. Societes Commerciales, Memento pratique Francis Lefebvre, Editions Francis Lefebvre, 2010.
Первая публикация