Коллеги, доброго всем времени суток!
Совсем недавно юридическое сообщество обсуждало решение Арбитражного суда Кировской области, которым суд отказал в удовлетворении исковых требований истцу из страны, которая ввела санкции в отношении России.
Но, как оказалось, эта практика не получила распространение в российских судах.
Вот, например, что в похожей ситуации указывает в мотивировочной части решения Арбитражный суд Кемеровской области (дело №А27-10992/2021)
Довод ответчика относительно применимости Указов Президента РФ и иных нормативных правовых актов, принятых в связи с недружественными действиями иностранных государств, к спорам по защите интеллектуальной собственности судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В соответствии с частью 1 ст. 7 АПК РФ правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех организаций перед законом и судом независимо от подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.
Относительно применения Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» суд отмечает, что настоящим Указом определяется порядок продажи, оборота иностранной валюты, акций ПАО, а также право кредитных организаций на открытие банковского счета и перевода денежных средств физических лиц в условиях санкций.
При этом упомянутый выше указ не является федеральным законом или международным договором Российской Федерации, не содержит норм, направленных на ограничение охраны исключительных прав иностранных компаний или иных норм, которые регулируют правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности.
Ни Соединенные Штаты Америки, ни Российской Федерацией не вводились взаимные либо точечные санкции (ограничительные меры) в части использования объектов интеллектуальной собственности — объектов авторского права, товарных знаков.
Постановление Правительства Российской Федерации № 295 от 06 марта 2022 года (далее — Постановление Правительства РФ № 295), принятое во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 81 от 1 марта 2022 года «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации», не применимо в настоящем деле.
Действие Указа Президента РФ № 81 от 01 марта 2022 года распространяется на сделки, связанные с предоставлением кредитов и займов лицам иностранных
государств, осуществляющих недружественные действия, а также сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество.
В свою очередь, Постановление Правительства РФ № 295 распространяется на лиц иностранных государств, осуществляющих недружественные действия, которые осуществляют иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации.
Таким образом, получение одобрения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации не относится к спору о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав. Указ Президента Российской Федерации от 08.03.2022 № 100 также не распространяет своё действие на споры о защите исключительных прав правообладателей. Настоящим указом установлены запреты и ограничения на ввоз (вывоз) сырья и продукции.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В этом деле правда был маленький нюанс.
Истцом выступала Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество».
Почему РАО так печется о выплатах компенсации за нарушение исключительного права на произведения правообладателям из стран, которые ввели санкции против России, остается загадкой.