Написав заявление о направлении моего подзащитного в другую колонию для оказания ему квалифицированной медицинской помощи, получила ответ следующего содержания: в настоящее время показаний для обследования и лечения в ОБ ИК № 5 нет.
После этого я обратилась с жалобой на незаконные действия сотрудников администрации в прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, однако проведенная проверка результата не дала.
Тогда я решила написать заявление в ГУФСИН России по Кемеровской области с просьбой принять меры по восстановлению конституционных прав моего подзащитного и направить его в ФКУ ИК № 5 для оказания ему своевременной квалифицированной медицинской помощи. Результат положительный, подзащитный отправлен в ФКУ ИК № 5 для получения квалифицированной медицинской помощи.
Итак, какими нормами закона следует руководствоваться, если возникла аналогичная проблема.
Основополагающая норма содержится в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Ч. 6 ст. 12 Уголовно-Исполнительного Кодекса корреспондирует осужденным право на охрану здоровья.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Что такое охрана здоровья?
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Статья 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает право лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи.
Следовательно, действия сотрудников администрации исправительного учреждения носят незаконный характер, так как они не вправе отказывать в оказании медицинской помощи осужденным, более того исправительные учреждения должны оказывать медицинскую помощь, при этом своевременно.
Исходя из вышеизложенного, необходимо требовать от медицинской части исправительных учреждений своевременное квалифицированное оказание медицинской помощи, так как это право является конституционным и ряд нормативно-правовых актов ему также корреспондируют.