В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ.
В целях реализации права, декларированного Конституцией РФ, принят ряд нормативных актов, важнейшим из которых является Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Говоря об охране здоровья, необходимо дать определение здоровью. Согласно статье 2 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Соответственно, охрана здоровья граждан — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Статья 4 вышеуказанного Федерального закона предусматривает основные принципы охраны здоровья граждан:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Приоритет интересов пациента реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения.
Нужно помнить о наличии Этического кодекса Российского Врача, который предусматривает то, что врач должен уважать честь и достоинство пациента. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны врача недопустимы.
Также приоритет интересов пациента подразумевает организацию оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени.
3) приоритет охраны здоровья детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни.
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Принятие медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности.
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
6) доступность и качество медицинской помощи.
Доступность медицинской помощи подразумевает, что организацию оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения. Возможность выбора медицинской организации и врача в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы формирования здорового образа жизни, проводят профилактические и иные медицинские осмотры, диспансеризации.
9) соблюдение врачебной тайны.
Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента.
Согласно статье 13 Этического кодекса Российского Врача, разглашением тайны не являются случаи предоставления или передачи медицинской информации:
— с целью профессиональных консультаций.
— с целью проведения научных исследований, оценок эффективности лечебно-оздоровительных программ, экспертизы качества медицинской помощи и учебного процесса.
— когда у врача нет иной возможности предотвратить причинение серьезного ущерба самому пациенту или окружающим лицам.
— по решению суда.
Глава 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает основные права граждан в сфере охраны здоровья:
1) Право на охрану здоровья;
2) Право на медицинскую помощь;
3) Право на информированное добровольное медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства;
4) Право на выбор врача и медицинской организации;
5) Право граждан на информацию о состоянии здоровья;
6) Право граждан на информацию о факторах, влияющих на состояние здоровья.
Данное право корреспондируется также ч. 3 статьей 41 Конституции РФ, закрепляющей ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Тем самым положения Конституции РФ фактически в принудительной форме обязывают уполномоченных лиц своевременно предоставлять гражданам достоверную информацию, чем может быть обеспечена реализация информационных прав каждого в сфере охраны здоровья.
В настоящее время наиболее актуальной является проблема оказания ненадлежащей медицинской помощи. Говоря о ненадлежащей медицинской помощи, необходимо определиться с понятием медицинской помощи.
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Под качеством медицинской помощи понимается в соответствии с п. 21 указанной статьи совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Итак, при получении медицинской помощи необходимо помнить об основных правах пациента и не бояться их отстаивать, да и не лишне иногда упомянуть о существовании Этического кодекса Российского Врача.