Тоже самое я утверждал в комментариях к этой статье, приводя следующие доводы:
Раньше марихуана с 6 до 100 грамм именовалась крупным размером, теперь тот же вес стал называться значительным. За хранение без цели сбыта от 6 до 100 грамм марихуаны как давали 3 года так и будут давать.Открываем новый Список 1 и видим что 880 гр. героина относится к крупному размеру (с 1 января 2013 г.). Теперь смотрим УК и видим, что ранее ему назначили наказание от 8 до 20 лет, а в связи с изменениями за крупный размер должны назначить от 10 до 20 лет. Ну и где вы тут увидели основания для применения ст.10 УК РФ?Каюсь, был не прав. Извините меня за поспешность выводов и недостаток в образовании. Поверьте, злого умысла не имел, сам заблуждался и далее объясню почему.
Кстати. Заблуждался не только я но и судьи ВС РФ. Но, в отличии от них, я сам сумел увидить в чем суть моей ошибки, тогда как они, даже увидив ошибку, не рискнут признать это.
Так, недавно, были опубликованы Ответы на вопросы судов о применении отдельных положений Уголовного кодекса Российской Федерации (Утверждены Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «13» февраля 2013 года).
В частности в этих Ответах утверждается следующее. В силу требований ст. 9, ч. 1 ст. 10 УК РФ не подлежат переквалификации действия осужденных:
— с ч. 1 ст. 228 УК РФ в прежней редакции на ч. 1 ст. 228 УК РФ в новой редакции;
— с ч. 2 ст. 228 УК РФ в прежней редакции на ч. 2 ст. 228 УК РФ в новой редакции;
— с ч. 2 ст. 228.1 УК РФ в прежней редакции на ч. 3 ст. 228.1 УК РФ в новой редакции;
— с ч. 3 ст. 228.1 УК РФ в прежней редакции на ч. 4 ст. 228.1 УК РФ в новой редакции.
И далее следует пояснение почему не подлежат: «поскольку диспозиции указанных статей отличаются лишь словами «в крупном размере» и «в значительном размере», величины которых в граммах, как и санкции в прежней и новой редакциях, идентичны».
Как видите ВС РФ дал тоже толкование, что и я ранее. Так в чем же ошибка подобного толкования закона и почему она стала возможной?
Полагаю, что суть ошибки в предвзятости и инертности мышления. Ведь СМИ нам постоянно говорили, что ответственность усиливается и мы именно этого ожидали, следовательно уже были предвзяты в своих толкованиях. Нам трудно предположить, что при усилении борьбы с наркоторговлей может появиться закон который фактически смягчает ответственность ранее осужденных граждан.
Другую причину ошибки я вижу в сформировавшемся типе мышления юристов, которых учили что “бытие определяет сознание”, что экономика это базис, а право лишь надстройка. Другими словами мы не верим в Право, мы приняли на веру материалистическую модель мира в которой экономические отношения первичны и именно они определили наше сознание.
Экономический тип мышления оперирует понятиями количества и качества, и через их призму смотрит на мир. Для экономиста все можно измерить в трех измерениях и оценить в условных единицах.
Такой подход никак не годится для юриста, поскольку юристам приходится давать толкование законам не только с весами в руках, а еще и учитывать четвертое измерение – время. Ибо законы, будучи созданными человеком, имеют свое начало и свой конец.
Если вы обратите внимание на то как я и ВС РФ подошли к толкованию, то это чисто экономическое толкование. Мы смотрели на граммы вещества в старом постановлении, сравнивали с весом в новом постановлении, а потом соотносили с размерами наказания старой редакции ст.228 и ст.228.1 УК РФ и новой редакции.
Тогда как юридическая логика диктует совсем иной подход, не связанный со сравнением в граммах, а связанный с темпоральным свойством закона.
Отмена закона, признание его утратившим силу, означает смерть закона, конец его существования. В уголовном праве смерть закона называется декриминализацией. Последствием декриминализации является освобождение от уголовной ответственности.
То есть закон утративший силу не подлежит применению не только на будущее, но и устраняет последствия его применения в прошлом. Такова особенность уголовного закона.
Если помните на днях я писал о бланкетных нормах в УК РФ и обратной силе уголовного закона. Фактически та статья была своего рода введением, необходимым для правильного понимания настоящей статьи.
Итак, ниже я предлагаю вам проделанную мною работу над ошибками. Свою позицию я специально изложил в двух вариантах в расчете на интересную дискуссию. А посему любая критика приветствуется.
“Радикальная” правовая позиция
Обвинение предъявленное всем осужденным, совершившим преступления до 1 января 2013 года, содержит ссылку на Постановление Правительства РФ № 76 от 07 февраля 2006, как на основание уголовной ответственности за незаконный оборот наркотического средства или психотропного вещества в крупном или особо крупном размере. Но, согласно п.2 и п.3 Постановления Правительства РФ № 1002 от 01 октября 2012 года Постановление № 76 признано утратившим силу с 1 января 2013 года.
Нормативно-правовой акт утративший силу не подлежит применению. Следовательно, ссылка на Постановление № 76 подлежит исключению из обвинения. Равно подлежат исключению из обвинения указания на крупный или особо крупный размеры, поскольку они определялись утратившим силу Постановлением №76.
При этом суды должны руководствоваться правовой позицией выраженной в Определении КС РФ от 10 июля 2003 г. N 270-О согласно которой «декриминализация тех или иных деяний может осуществляться не только путем внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности, к которым отсылали бланкетные нормы уголовного закона, либо ограничения объема уголовно-правового регулирования в результате законодательного признания какого-либо деяния не представляющим общественной опасности, свойственной именно преступлениям, и влекущим на данном основании административную или иную более мягкую ответственность».
Таким образом все приговоры по любой из частей ст.228 УК РФ подлежат пересмотру в целях прекращения уголовного преследования в связи с декриминализацией. Все приговоры по любой из частей ст.288.1 УК РФ также подлежат пересмотру в целях переквалификации на ч.1 ст.228.1 УК РФ (поскольку размер наркотика не имеет значения).
«Умеренная» правовая позиция
С 1 января 2013 года вступило в силу Постановление № 1002, которым утверждены новые размеры наркотических средств и психотропных веществ, для целей ст.228 и 228.1 УК РФ. Согласно этого Постановления установлены новые величины в граммах крупного и особо крупного размеров, а также появилась новая категория «значительный размер».
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции РФ «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон». Поскольку Постановление №1002 фактически смягчает положение осужденных, то оно является таким новым законом.
Что касается ст.228 УК РФ и ст.228.1 УК РФ в новой редакции, вступившей в действие с 1 января 2013 года, то они напротив не подлежит применению, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 54 Конституции РФ «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет».
Таким образом, на основании ст.54 Конституции РФ и ст.10 УК РФ приговоры в отношении осужденных, должны быть изменены. Действия осужденных надлежит квалифицировать с применением Постановления №1002 и по соответствующей части ст.228 или ст.228.1 УК РФ в старой редакции.
Любое иное толкование противоречит Конституции РФ, а суд обязан руководствоваться законом и совестью, а не разъяснениями вышестоящих судебных инстанций.
Что интересно, то мое толкование по сути не ново. В аналогичных обстоятельствах, но по другим бланкетным статьям УК РФ, уже давалость научно-правовое заключение другим нашим коллегой — адвокатом, кандидатом юридических наук, доцентом, членом экспертных советов, действующих при комитетах по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам в Совете Федерации и Государственной Думе РФ - Костановым Юрием Артемьевичем.