Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео
Явка по повестке или как телефоны в кабинетах судей влияют на толкование норм права.

Шума было много, треску, 

Но, прислали в лес – повестку…  

Каждому из нас, хоть раз в жизни, приходили повестки от следователя (дознавателя, суда). Кому-то даже из военкомата. Каждый подставит свой орган в словосочетание «повестка из(от)…». 

Не трудно вспомнить это гнетущее чувство неизвестности, когда Вы, очарованные конвертом с красивыми марками, вскрыли его и вместо поздравительной открытки ко дню рождения от Министра Внутренних Дел увидели повестку.

Ну хорошо. Согласен. Скребли кошки на душе и до вскрытия конверта. Заранее Вы знали, что ничего хорошего из органа «N» по почте не придёт. Но конвертик, конечно же, вскрыли. Ну не выбрасывать же, раз пришёл?! И вот вы стоите, разинув рот в недоумении, и судорожно пытаетесь вспомнить, что же Вы натворили, что вам вот это чудо пришло.

 Как правило, большинство получателей повесток, позанимавшись самокопанием, не находят причин для интереса государственной машины к их персонам. Оставшиеся «самокопатели», причины для повесток находят, но верить в то, что сосед всё-таки узнал о том, что Вы стащили у него канализационную трубу с дачного участка, упорно не желают. Но в любом случае переживают и те и другие. Не переживают только адвокаты и профессиональные юристы, для которых повестки – это часть жизни, которая уже давно не удивляет. Но сейчас не о них. Про военкомат и его повестки тоже не сегодня, а на остальных остановлюсь подробнее.  Ст. 188 УПК РФ. Свидетель, потерпевший вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин.

Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку...
Некоторые юристы, да и просто обыватели, искренне заблуждаются, прочитав приведённую выдержку из УПК, и полагают, что если я за получение повестки не расписывался, то и приходить никуда не надо. Таких сразу разочарую. Не всё так однозначно. Потому что Вы не дочитали до конца. А конец очень неоднозначный.  …либо передается с помощью средств связи. Как видно, законодатель не посчитал нужным уточнить, какие средства связи он имеет в виду, то есть мы можем предположить всё что угодно от телеграфа до интернета. И будем правы. Действительно, всё что угодно. Можно передать повестку по сотовому телефону? Вполне. Это же средство связи и текст повестки можно продиктовать абоненту или отправить в смс. Полагаю это вполне можно толковать как передачу с помощью средств связи. Нигде ведь не написано, что передача повестки должна обязательно быть в бумажной форме. 

Например, на практике, сплошь и рядом следователи звонят и приглашают свидетеля (потерпевшего и т.д.) на допрос по телефону. Да что там душой кривить. Сам, работая следователем, делал то же самое. Очень удобно. Никакого бумагомарательства, конвертов, плохо работающей почты и секретарши твоего начальника тёти Гали, которая пока отправит повестку весь мозг тебе «вынесет». Просто набрал номер и человек уже здесь. Однако, то, что для нас стало вполне обыденным – прийти к следователю или в суд по звонку – не понравилось товарищам из Верховного Суда и вот что они думают по этому поводу.  Телефонограмма о вызове К. в суд в представленных материалах отсутствует. Сообщение по телефону не может являться заменой судебной повестки и рассматриваться в качестве надлежащего вызова в суд для допроса в качестве свидетеля. (Определение Верховного Суда РФ от 23.09.2008 N 81-О08-85)

Читая это решение, у меня возникает ощущение, что в Верховном Суде не дочитали ст. 188 УПК до конца. Даже представляю это себе. Сидит коллегия Верховного Суда, читает ст. 188 УПК РФ …

Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку…


И тут звучит звонок телефона прямой связи с председателем (мне представляется в каждом кабинете в Верховном Суде стоит такой телефон). Председатель говорит, что работать в обеденный перерыв недопустимо и уважаемые судьи, так и не дочитав предложение до конца, убегают в столовую, обедать. А потом, вернувшись с обеда, принимают решение с длинным номером 81-О08-85, забыв дочитать ст. 188 УПК РФ, где была та самая фраза  

…либо передается с помощью средств связи.
 

Только так, по моему, можно объяснить появление в решении фразы: «сообщение по телефону не может являться заменой судебной повестки». Вообще с чего они решили, что сообщение по телефону есть замена повестки? Сообщение по телефону – это всего лишь способ передачи повестки адресату с помощью средства связи – телефона. Ну ладно. На секундочку я предположу, что судьи все-таки (назло мне) осознавали, что пишут в решении и до конца понимали как дух, так и букву закона. Возникает вопрос к чему вот это предложение?   Телефонограмма о вызове К. в суд в представленных материалах отсутствует.   Я решил, что я не до конца понимаю значение слова телефонограмма и полез в словарь. Нашел.  Телефонограмма, служебное сообщение, предназначенное для передачи или переданное по телефону. Т. может содержать приказ, распоряжение, просьбу, извещение и т. д. Принятая и записанная Т. считается документом. (БСЭ. — 1969—1978)Еще больше запутался, пытаясь постичь непостижимое – логику Верховного Суда.

Давайте разбираться.
Телефонограмма – это сообщение, переданное по телефону, которое может содержать всё что угодное, в т.ч. и повестку. Это бесспорно так (для меня, бесспорно, я надеюсь, что Большую Советскую Энциклопедию писали не нынешние судьи ВС РФ). Если суд говорит об отсутствии в деле телефонограммы, то он опосредованно обозначает возможность передачи повестки телефонограммой. И это было бы логично и вполне соответствовало ст. 188 УПК.

Логично (для меня) было бы продолжить предложение про телефонограмму и написать следующее: «…так как в деле отсутствуют сведения о надлежащем вызове К. в суд, признать обоснованным наложение штрафа на последнего не представляется возможным». Но нет. Не всё то, что логично для меня, логично и правильно для суда. 

Суд продолжает и в этом же абзаце пишет о сообщении по телефону, которое не может служить заменой повестки. И хочется крикнуть «Стоп. Ребята!», а как же телефонограмма, об отсутствии которой вы писали предложением раньше и намекали на то, что именно она могла бы всё решить, ведь она и есть передача повестки в виде сообщения по телефону?

Но я не могу кричать судьям Верховного Суда, они очень высоко сидят, а я боюсь сорвать голос, так и не докричавшись.
Автор публикации
Адвокат
jurist23rus
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (29)

      Повестка по телефону — это незаконное действие, т. к. не позволяет достоверно установить, что повестка вручена именно тому лицу, которому она предназначена, а также что передана та или иная информация.
      Повестка, переданная посредством связи-факс, либо на указанный лицом эл. адрес — позволяет установить как получателя повестки, так и тот текст, который был отправлен/получен по повестке, а также позволяет установить дату и время отправки/получения.
      То, что Вы указываете в БСЭ — телефонограмма-есть передача телефонограммы одним связистом другому, который её записывает как представитель уполномоченной государственной организации. В этом случае телефонограмма в конечном варианте отражается работником связи в письменном виде, и в письменном виде доставляется под роспись адресату. Так что она несет в себе все признаки повестки.

      +4
      Свернуть ветку
        15 Октября 2013, 15:34 #

        Повестка по телефону — это незаконное действие
        Спорно. Я другого мнения.

        Свернуть ветку
          16 Октября 2013, 00:07 #

          Интересно, если я сейчас передам телефонограмму о вызове Вас в качестве подозреваемого в СК по ЯНАО, к примеру. побежите билеты покупать? Мне артистических способностей убедить Вас в том, что я следователь-дознаватель-прокурор вполне хватит. 

          Проблема передачи сообщения о вызове по телефону (как и посредством смс-сообщений) осложняется не только сложностью получения доказательств их вручения адресату, но и скорее проблемностью верификации отправителя. Не даром Пленум ВС РФ относительно смс-уведомлений участников судебного процесса требует предварительного получения согласия абонента на такой вид получения уведомлений. Так что приведенная Вами позиция в ссылке на определение ВС РФ совершенно обоснована.

          +4
          Свернуть ветку
            16 Октября 2013, 01:47 #

            если я сейчас передам телефонограмму о вызове Вас в качестве подозреваемого в СК по ЯНАО, к примеру. побежите билеты покупать?
            Конечно нет и 99 из 100 не приедут к Вам, даже если Вы действительно следователь и выслали мне повестку с уведомлением. В Вашем примере (когда ехать нужно за тридевять земель) вопрос верификации отправителя не стоит вообще (или стоит на 10-м месте). Стоит финансовый вопрос: «Кто оплатит поездку?». И именно финансовый фактор сыграет решающее значение. 
            Но даже если привести пример без далёких расстояний (допустим мы в одном городе), опять же, верифицировать абонента нет никакой сложности — это технический вопрос, а не юридический. Например от судов приходят сообщения от абонента (sud N-ска) и я, прочитав такое сообщение, наверняка знаю, что это из суда моего города, а не от мошенников, которые просят положить денег на счёт. При должной хватке и желании можно придумать множество надёжных способов верификации и без бумажного носителя. Другой вопрос, что наши гос. органы никто не спешит оснащать необходимым оборудованием, а граждане не спешат регистрироваться на портале гос. услуг. Но это далеко не юридическая проблема. 

            -1
            Свернуть ветку
              16 Октября 2013, 09:57 #

              В моей практике следователи особо не заморачиваются и вызывают меня звонками с принадлежащих им лично мобильных телефонов. И здесь уже встает вопрос взаимоотношений. Если возникает необходимость формального соблюдения порядка вызова — я требую передачи официальной телефонограммы в коллегию.

              Но даже если звонок проходит со служебного номера, то вопрос законности передачи таким способом телефонограммы физическому лицу является спорным, поскольку физическое лицо не обязано знать все технические возможности верификации и если телефонограмма передана без фиксации ее получения — такая телефонограмма не может быть признана переданной надлежащим образом.

              +4
              Свернуть ветку
                16 Октября 2013, 10:20 #

                Даже сейчас, почти при полном отсутствии технической базы для направления повесток в электронном виде, звонок от следователя с просьбой прийти значительно удобней повестки. И в этом со мной согласится подавляющее большинство практикующих юристов (адвокатов). А если под это еще тех. базу подвести — вообще песня будет ))

                Свернуть ветку
                  16 Октября 2013, 10:26 #

                  И в этом со мной согласится подавляющее большинство практикующих юристов (адвокатов)1. Удобство — тоже не юридическое понятие. И опять же — очень спорно. Все зависит от тактики взаимоотношений. Если мне (или моему доверителю) не выгоден звонок от следователя по тем или иным процессуальным основаниям — мне лично очень неудобно. Ну просто категорически.
                  2. Речь в Вашей статье о вызове гражданина в качестве свидетеля. Причем тут юристы (адвокаты)?

                  +3
                  Свернуть ветку
                    16 Октября 2013, 11:17 #

                    Заговорился  и ушёл от темы. 
                    Насчёт удобства.
                    Да, понятие не юридическое, но это играет не последнюю роль, а по мне так важнейшую. Всё-таки нужно исходить из того, что наш УПК должен быть удобен для применения — практичен, если так можно выразиться. А те моменты, которые прописаны не очень ясно, должен толковать суд в своих решениях.В том решении суда о котором я говорил в статье толкованием закона и не пахнет. Там даже логики особой не просматривается. А это всё-таки высший судебный орган страны. 
                    Ну а про выгоду от таких звонков (выскажусь не в тему) тут всё от ситуации зависит. Иногда выгодно и удобно, иногда нет. А в общем и целом должна быть создана нормальная система оповещения, чтобы ни адвокат, ни следователь не искали сеюминутной выгоды в каждом звонке. Поступил вызов в установленном порядке и в установленной форме. Обязан явиться и никаких рассуждений. 

                    +1
                  22 Февраля 2017, 00:11 #

                  Уважаемый Сергей Владимирович, тут все просто. Телефонограмму можете использовать в случае передачи повестки в государственные органы. Пример, военному следователю нужно вызвать бойца на допрос. Он звонит в часть дежурному по части и зачитывает повестку. После этого спрашивает кто принял. И записывает текст телефонограммы в специальный журнал исходящих, и пишет кто принял данную телефонограмму. В это время дежурный по части записывает текст телефонограммы в специальных журнал входящих и помечает от кого поступила. Все, с этого момента командир части отвечает за обеспечение явки солдата к следователю. Теперь представим что вы гражданский следователь и звоните Васе. У Васи нет журнала входящих телефонограмм. Существо повестки он не фиксирует. Это не говоря уже о том что трубку может не Вася. При этом обжалуя привод, или объявление в розыск Вася вполне может сказать что звонил кто то поздравить его с новым годом. В этом случае детализация ничего не даст. А в случае если вы записали разговор он скажет что это не он. Фоноскопическую экспертизу проводить вряд ли будут. Поэтому лучше избегать таких ситуаций, телефонограммой сообщать гос.органам, остальным повестку на бумаге с распиской о вручении. Неудобно? Как военный я могу сказать что неудобно спать на потолке потому что одеяло сваливается. В остальном жить можно.

        15 Октября 2013, 21:48 #

        Евгений Алексеевич, а я с Вами согласна. Повестка по телефону — очень сомнительное мероприятие. Есть у меня история, когда на мобильный телефон моей подруги позвонил следователь и пригласил ее в суд для дачи показаний. Подруга ничего не поняла, но пришла, т.к. испугалась, что, что-то случилось, да и вообще люди далекие от юриспруденции побаиваются правоохранительных органов. И, каково было ее удивление, когда она узнала на месте, что ее пригласили в качестве понятой по делу о краже. В общем, оказалось, кто-то из женщин-понятых продиктовал следователю неверный номер телефона для связи. Вы спросите, а как же ФИО. Оказалось, что имя-отчество совпало, а вот фамилию и прочие данные следователь почему-то не идентифицировал по телефону.

        +2

        Повестка по телефонуНельзя материализовать  предмет, «повестку» (бумагу) по…телефону…..

        +2
        Свернуть ветку
          16 Октября 2013, 10:26 #

          Нельзя материализовать предмет, «повестку» (бумагу) по…телефону…..
          Пожалуй это и не нужно. На бумаге свет клином не сошёлся. Весь цивилизованный мир давно уходит от бумажного документооборота. И только мы, в России, мыслим категориями 30-летней давности (повестка, телефонограмма, журнал учёта телефонограмм, книга учёта журналов, реестр книг....).

          +1
      15 Октября 2013, 22:53 #

      В каждой приличной организации есть журнал поступивших телефонограмм.
      Телефонограмма считается принятой, если она записана получателем.
      Просто звонок по телефону не является телефонограммой и не может служить доказательством получения сообщения или повестки.
      Поскольку физические лица журналов приема телефонограмм не ведут, то ...:(
      А смс — ки я лично получал и через несколько суток после отправления и не получал вовсе.

      +2
      Свернуть ветку
        16 Октября 2013, 01:58 #

        А смс — ки я лично получал и через несколько суток после отправления и не получал вовсе.
        Опять же вопрос технического оснащения и подготовки. Никто не говорит, что опевещение нужно обязательно организовывать через смс-сообщения. В современном цифровом мире много разных способов. Если Вы мне скажете, что на сегодняшний день мы технически к этому не готовы, то я с Вами соглашусь. Да, близорукость наших партийных боссов поражает, но при всем при этом, я никогда не соглашусь с тем, что мы, при таком развитии науки и техники, еще сто лет должны получать повестки через почтальона только лишь по той причине, что смски часто не доходят вовремя.


        +1
      16 Октября 2013, 12:16 #

      В каждой приличной организации есть журнал поступивших телефонограмм.
      Телефонограмма считается принятой, если она записана получателем.
      Просто звонок по телефону не является телефонограммой и не может служить доказательством получения сообщения или повестки.
      Поскольку физические лица журналов приема телефонограмм не ведут, то ...

      Совершенно согласен с Евгением Шоэлевичем, Причем текст телефонограммы в организацию должен быть зафиксирован как передающей, так и принимающей стороной и долно быть зафиксированы время передачи, должность, ФИО как передающего, так принимающего ответственного лица.

      +1
      17 Октября 2013, 19:06 #

      Дело в том, что на самом деле, телефонограммой является услуга, предоставляемая оператором связи, и имеющая код 032310 по общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН). Иначе она называется «Разговор за абонента». 
      Так вот в данном случае отправитель сообщения должен обратиться в организацию связи с заявкой о предоставлении такой услуги, оплатить ее, передать оператору связи текст телефонограммы, который оператор связи в свою очередь, обязан передать абоненту, после чего оператор связи обязан исполнить данную услугу, выдав квитированное подтверждение передачи телефонограммы. 

      +2
      Свернуть ветку
        17 Октября 2013, 19:16 #

        Спасибо. Очень важная информация. Не знал, что есть такая услуга. И не нужно секретаря, трёх журналов и прочего бумагомарательства.

        +1
        Свернуть ветку

          А я думаю, что не все так просто в 21 веке. Чтобы запросить детализацию, необходимо решение суда, поскольку это вторжение в частную жизнь и ограничение прав. Очень часто звонки идут не со служебного стационарного телефона, секретари могут звонить и с мобильников. Каковы будут основания истребования детализации судом? Даже с судебного телефона? Это во-первых. Во-вторых, даже доказанный факт звонка не доказывает никак содержание разговора, и не доказывает конкретного абонента, поднявшего трубку. Суд позвонил Вам, а телефон подняла Ваша супруга, и ей сказали, что Вам надо тогда-то явиться. Разве будет это надлежащим извещением? В конце концов все люди — супруга заболела, забыла и т.п. и не передала Вам сообщение суда. Разве Вы в этом виноваты? Лично я за то, чтобы в уголовных делах, как и в гражданских сейчас практикуется — оформлялось письменное согласие участников на извещение по СМС или телефону. Без такого согласия вообще об этом разговора быть не должно. Но все же лично я больше за старые добрые письменные извещения либо под роспись нарочным курьером суда, либо по почте с уведомлением. Просто и надежно. Телеграмма — это такая неотложно-срочная вещь, которая подчас почтальонами вручается кому угодно, лишь бы вручить. Принес в коллегию адвокатов к адвокату П., а вручил его коллеге — адвокату М. Цель не достигнута, время затянуто.Телефонограмма как правило на практике составляется судом так как ему надо, без подтверждения согласия абонента с ее текстом. И если ситуация конфликтная, то она явно будет не в Вашу пользу. Хотя, безусловно, что-то положительное в подобных судебных извещениях есть, например, скорость и малозатратность. Они позволяют быстрее и эффективнее корректировать свой рабочий график.

          +1

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам
Рейтинг публикации: «Явка по повестке или как телефоны в кабинетах судей влияют на толкование норм права.» 1 звезд из 5 на основе 6 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сопровождение бизнеса и защита собственников. КИИ, ФСТЭК, IT. Банкротство, субсидиарная ответственность. Экономические и налоговые преступления. 20 лет опыта, 250+ кейсов. Суды, проверки, консультации
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Моя специализация бизнес и финансы.
Защита по сложным уголовным экономическим делам.
Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Специализируюсь на защите и представительстве по уголовным делам.
В рамках адвокатской деятельности оказываю юр. помощь по многим вопросам.
Являюсь также профессиональным медиатором.
Разместить свою визитку
Похожие публикации
ПРО
Расписки, займы, кредиты, долговые обязательства. Можно ли не платить по распискам или как выжить в экстримальных ...
Судебная практика, 08 Октября 2018, 20:19 08 Октября 2018, 20:19
ПРО
Нюансы, новые и не очень, в экспертизах по делам в сфере НОН. Выступление Лизоркина Егора Владимировича ...
Эксклюзив!, 19 Мая 2025, 08:35 19 Мая 2025, 08:35
ПРО
Усы, лапы и хвост – вот мои документы! Или как адвокат доказывал, что бумага, чья надо бумага
Судебная практика, 21 Декабря 2025, 22:39 21 Декабря 2025, 22:39
ПРО
Полицейские войны, или как инспектор ДПС на работе восстановился. Стоило ли?
Судебная практика, 25 Мая 2020, 11:45 25 Мая 2020, 11:45
ПРО
Полицейские войны, или как сотрудник ГИБДД на работе восстановился. Стоило ли? (часть вторая, заключ...
Судебная практика, 28 Октября 2020, 19:26 28 Октября 2020, 19:26
ПРО
Если вы не можете найти родственников, то дайте объявление о наследстве. Или как адвокат искал в прошлом ...
Судебная практика, 01 Июня 2025, 22:29 01 Июня 2025, 22:29
ПРО
Потребительский терроризм или как заработать 260 тыс.руб. на ремонте машины
Судебная практика, 22 Апреля 2021, 19:18 22 Апреля 2021, 19:18
«Казуистика и формализм – наша защита от государства» (или как защититься от произвола местных властей ...
Статьи, 04 Октября 2014, 21:16 04 Октября 2014, 21:16
ПРО
Как получить пенсию по случаю потери кормильца или как государство в очередной раз ставит барьеры
Судебная практика, 31 Января 2017, 01:26 31 Января 2017, 01:26
ПРО
Отмена постановлений и предписаний по ст. 7.13 КоАП РФ или как орган местного самоуправления вышел сам ...
Судебная практика, 12 Марта 2024, 21:26 12 Марта 2024, 21:26