Что мы имеем на старте: двух взрослых людей с разной степенью осмысления своего собственного существования, и набором характеристик личности, как результат не соответствующих ожиданиям обеих сторон, плюс ребенок, который по их мнению (точнее по оценке их собственного Эго), должен обладать качествами которые присущи себе. На лицо формат недооценки, противоположной стороны и переоценка собственной.
Ребенок принимает роль «разменной монеты» между противоборствующими сторонами. Чаще всего неправильная оценка, точнее непрофессиональная, совместной жизнедеятельности приводит к необоснованным, мелочным претензиям, обеих сторон. Глубинная причина и мотивы для этого утрачиваются и растворяются в самом начале в пылу скандалов и кухонных разборок.
Недостаток образовательных знаний в области психологии семейных и межличностных отношений приводит к стандартной позиции «Я прав, потому что я прав!». Постановка вопроса о воспитании кем-то из таких родителей уже сама по себе не корректна, потому как чаще всего имеет место простое недовоспитание или «педагогическая запущенность» у самих родителей.
Что же такое воспитание?
Это процесс выработки и развития в необходимой степени качеств необходимых человеку для адаптации (выживания) в условиях его существования. Каждый родитель должен четко знать, что именно необходимо его чаду. И как эти качества в нем создать. Здесь не путать с ограничительным воспитанием, которое само по себе таковым и не является, ограничение должно быть достаточно осмысленно мотивированным и тут же предлагать определенные действия взамен. Половинчатые меры либо просто не работают, либо носят временный характер.
Наличие судебного процесса в решении вопроса о «разделении» ребенка, говорит о «запущенности» психологической составляющей. Т.е. «стороны не нашли взаимопонимания, и договоренности по этому вопросу». «Стороны» идут до конца и как в притче о Соломоне, готовы разделить дитя пополам. Лишь бы сохранить свой самостейный статус, лишь бы не пострадало собственное Эго, у которого забрали что-то «моё».
В данном контексте существует прямая необходимость в проведении психологической коррекции собственного поведения для обоих разведенных половинок бывшей семьи. Оценка их нового статуса, определение роли каждого в дальнейшем как для ребенка, так и для друг друга. Бывшие супруги должны не забывать о том, что они также остаются настоящими родителями для своих совместных детей. В этом их статус не изменяется.
Для ограничения контакта ребенка с одним из родителей должны быть очень весомые основания, которые чаще всего являются очень субъективными вопросами «отношения» к тем или иным проявлениям личности родителя. Нужно допустить признание возможности наличие «других» качеств и согласие с индивидуальностью другой половины. Наличие любого из родителей всегда лучше, чем его полное отсутствие.


Развод — это крайняя мера! Делить ребенка, применяя грязные методы — тройное «фу»!
На какие выкрутасы способен родитель, которому приспичило оставить ребенка с собой любыми средствами, иногда сложно представить! На Праворубе есть немало таких историй, вот к примеру одна из ярких, с участием Ивана Николаевича Морохина.
Да, психология — штука тонкая… а вот еще и вторая история…
Уважаемый Станислав Николаевич, начало интересное, мне бы вот хотелось увидеть от Вас публикацию на тему понятий «Общение и воспитание ребенка родителем, проживающим отдельно.»
Уважаемый Станислав Николаевич! Спасибо за публикацию.
В данной статье Вы затронули важную тему о причинаx и мотиваx, которыми руководствуются родители ребенка в споре о месте проживания ребенка после развода.
К счастья, в настоящее время судебная практика склоняется к тому, чтобы провести экспертизы в рамкаx судебного процесса: судебную псиxолого-педагогическую экспертизу, где разрешается вопрос привязанности ребенка к родителю(ям), а также псиxолого-псиxиатрическую экспертизу родителей, где уже разрешается вопрос о мотиваx родителя.
Для ограничения контакта ребенка с одним из родителей должны быть очень весомые основания, которые чаще всего являются очень субъективными вопросами «отношения» к тем или иным проявлениям личности родителя. Нужно допустить признание возможности наличие «других» качеств и согласие с индивидуальностью другой половины.При разрешении вопроса об определении места жительства ребенка при разводе родителей вопрос об ограничении контакта ребенка с одним из родителей не ставится.
Думаю, данный вопрос относится к теме «Ограничение родительскиx прав», «Лишение родительскиx прав».
Скажите, а у Вас в методиках используются разработки психологов Горелик, в частности, предложенная ими психологическая игра «Интрига»?