Ранее, будучи обывателем, я относился к ней соответственно: мог вставить к месту и не к месту; и вообще эта фраза, в период застоя, очень хорошо иллюстрировала отношение граждан к нашей власти.
Потом я поступил на юрфак, где мне подробно объяснили, что всё зависит от юриста и от его отношения к делу. Это было справедливо, так как начинал я свою деятельность в качестве адвоката в далеком 1998 году и тогда, в условиях демократии и всеобщей дозволенности действительно был период верховенства закона.
Эх, блин..!
Но, с переходом в новое тысячелетие (кстати, а вы помните, что произошло в 2000 году?) всё изменилось, и смысл этой фразы снова приобрёл своё первоначальное значение. То есть, покуда всё разрешается так, как ты хотел, всё вроде нормально. Но стоит суду вынести непрогнозируемое решение – и © «замучаетесь пыль глотать» в попытках его обжалования.
К чему это я?
Да к тому, что если все выводы делать в строгом соответствии с законом – не будет у вас успеха.
Потому как, помимо закона, есть ещё такая вещь, как его применение к конкретным жизненным условиям и к конкретной жизненной ситуации.
Возьмём, к примеру, фразу, из сообщения уважаемого Астапова М.С.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, адвокатская деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли.
О, как эта фраза ласкает наши уши! Казалось бы, здесь не о чем спорить: действительно, адвокатов выделили в некую специальную категорию, и наше самолюбие тешится тем, что мы некие особенные, мы не предприниматели, не рвачи, и вообще мы умнее и выше всяких там ИП.
Однако, на самом деле, в обществе имеются всего две категории: наёмные работники, и самозанятые граждане, и, как ни крути, но адвокаты относятся ко второй категории – со всеми вытекающими последствиями.
А эти последствия заключаются в том, что у адвоката, в отличие от наёмного работника, нет гарантированной работы и нет гарантированного заработка. Правда заключается в том, что пока ты не представишь себя обществу, пока не привлечёшь к себе внимание, у тебя не будет ни работы, ни заработка. Соответственно, молодой, начинающий адвокат может выбирать из двух вариантов:
Первый вариант заключается в строгом соблюдении неизвестно кем придуманной мантры о некоем моральном запрете на рекламу. А что – сиди себе на печи, кормись за счёт жены/мужа, родителей, по выходным – на рыбалку, — ляпота!
Второй вариант заключается в том, что адвокат занимается продвижением себя самого и своих услуг. Если это умное продвижение и умная реклама – я двумя руками «за».
Конечно, только полный идиот будет вешать рекламу на мусорные баки (о чем мы как-то на Праворубе уже обсуждали). Только не умный человек будет в рекламе петь себе оды и восхваляться до не приличия.
Но если отбросить все эти крайности, то любая умная реклама адвоката очень важна и очень нужна. По той простой причине, что человечество пока не придумало другого эффективного инструмента распространения сведений о себе и другого инструмента продвижения своих услуг. Да-да, именно услуг: можно сколько угодно кричать о том, что адвокат не оказывает услуг, адвокат оказывает квалифицированную юридическую помощь, но, как известно, сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет.
Теперь о некоем разграничении «рекламы» и «информации». Апологеты запрета на рекламу пытаются разделить эти понятия, мол, информация – это хорошо, а реклама – плохо. Полагаю, что такое разграничение является искусственным и натянутым. Это лукавство. То же сообщение о профессорских званиях и об учёных степенях, о которых пишет Трунов, является информацией, которая формирует интерес, а значит, является по сути, рекламой.
Любая грамотно поданная информация в конечном счёте будет рекламой, и не надо этого стыдиться.
Даёшь рекламу!
В каком виде она может быть?
1. Сайт адвоката. Интернет-представительство. Адвокат без своего сайта в 2014 году – это не есть современно. Это очень важно – идти в ногу со временем.
Вот интересный пример. Я пришёл в адвокатуру в 1998 году. И пришёл со своим компьютером, что в те времена было редкостью. Компьютер был у меня и ещё у одного адвоката, который пришёл годом раньше. И уже тогда мы купили свою первую правовую систему, называлось она «Энциклопедия российского права», диск стоил 500 рублей (для сравнения, стоимость консультации на то время – 30 рублей, иск – 200, представительство – 500-1000). А остальные 6 адвокатов писали от руки или печатали на машинке, вооружившись несколькими кодексами, и появляющимися в то время сборниками судебной практики.
Как вы думаете, было ли у нас двоих преимущество?
Кстати, о сайте, с точки зрения современности. Посмотрите мой сайт. Вот яркий пример фатального отставания от современных технологий. Сайт делался мной на флеш, когда ещё не было айфонов и айпадов. А Надкусанное Яблоко, как известно, технологию флеш – не поддерживает. Вот и пришел пипец моему сайту – половина потенциальных клиентов его просто не видят. Но я всё-таки пытаюсь идти в ногу со временем и сейчас занимаюсь разработкой нового сайта, который делаю исключительно на современном HTML5. Надеюсь, что он будет одинаково корректно отображаться не только на домашних машинах, но и на всех мобильных устройствах. Через месяц заходите, — будет интересно!
2. Доски объявлений.
Сландо. Авито. (кажется, они сейчас объединились). И много-много других.
3. Сайты бесплатных консультаций.
Как-то на Праворубе была разгневанная заметка о том, как достали все эти вновь образующиеся сайты с бесплатными консультациями, присылающие спам с настойчивым предложением зарегистрироваться. Я тогда ответил в комментариях – не надо раздражаться! Надо регистрироваться! Потратьте на это 5 минут. Не важно, будете ли участвовать в работе этого сайта, важно то, что там есть ваши контакты!
Подробно о работе на сайтах юридических консультациях можно почитать здесь.
Я по мере сил и возможностей пытаюсь мониторить: откуда пришёл клиент. Честно скажу: для меня было очень большим удивлением — количество клиентов, пришедших из разных досок объявлений, сайтов с бесплатными консультациями почти равно количеству клиентов, пришедших с моего сайта. Удивительно, но объяснимо. Так что не пренебрегайте этой возможностью.
4. У меня есть ещё рецепты. Но хотелось бы и ваших предложений. Пишите в комментах. Обсудим. Поспорим.
И последнее. Я отдаю себе отчёт в том, что статья А.Иванова подготовлена на основании оценки и систематизации законодательства, суждений выдающихся (хм…) личностей, и пр. А моя статья – сугубо личные наблюдения. Без единой ссылки. То есть, в дискуссии я изначально проигрываю. Но, как говорится, не всё то золото, что блестит….
А главный мой вывод заключается в следующем:
НЕТ надуманным запретам на рекламу адвоката!