Представитель потерпевшего, знакомый со спецификой, исследуемой в рамках дела и прокурор, который не всегда и с материалами дела знакомится в необходимом объеме, различаются как «божий дар» и «яичница».
Хотелось бы привести сухой анализ ситуации, которая возникает в ходе производства по делам, где потерпевшими являются государственные предприятия и бюджеты различных уровней.
Письмо Федерального Казначейства от 27 июля 2006 г. N 42-7.1-15/9.2-311 «О привлечении представителей органов Федерального Казначейства потерпевшими по возбуждаемым уголовным делам», гласит, что:
«Органы предварительного расследования, наделяя РФ статусом потерпевшего по уголовному делу, расширительно применяют к уголовно-процессуальным отношениям гражданское законодательство. В то же время гражданское и уголовно-процессуальное законодательство по-разному определяют степень участия в соответствующих правоотношениях публично-правовых образований.
Так, гражданское законодательство предусматривает, что в гражданских правоотношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами участвуют также публично-правовые образования: РФ, субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования (ч. 1 ст. 124 ГК РФ). К публично-правовым образованиям, как субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие в этих правоотношениях юридических лиц (ч. 2 ст. 124 ГК РФ). По общему правилу (ст. 125 ГК РФ) от имени РФ приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
При этом финансовые органы выступают в судах ответчиками от имени РФ в случаях предъявления к ней иска о возмещении вреда за счет казны РФ (ст. 1071 ГК РФ).
Уголовно-процессуальное законодательство, напротив, не предусматривает участие публично-правовых образований в уголовно-процессуальных отношениях, в том числе в качестве потерпевших и гражданских истцов.
Так, в соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный либо моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения вреда его имуществу и деловой репутации. В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель (ч. 9 ст. 42 УПК РФ).
Следовательно, ни Российская Федерация, ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не могут быть признаны потерпевшими по уголовному делу. Соответственно, финансовые и иные государственные органы не могут быть в уголовном деле представителями публично-правовых образований.
Защита имущественных интересов Российской Федерации в уголовном процессе осуществляется прокурором, который вправе подать гражданский иск по уголовному делу в защиту интересов государства (ч. 3 ст. 44 УПК РФ)».
Ему же вторит Письмо Минфина РФ от 9 августа 2006 г. N 08-04-14/4048, согласно которому:
«Следственные органы, наделяя Российскую Федерацию статусом потерпевшего по уголовному делу, расширительно применяют к уголовно-процессуальным отношениям гражданское законодательство. В то же время, гражданское и уголовно-процессуальное законодательство по-разному определяют степень участия в соответствующих правоотношениях публично-правовых образований.
Так, часть 1 статьи 124 ГК РФ предусматривает выступление на равных началах в гражданских правоотношениях РФ, субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, а также городских, сельских поселений и других муниципальных образований с иными участниками этих правоотношений — гражданами и юридическими лицами. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 124 ГК РФ к публично-правовым образованиям как субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие в гражданских правоотношениях юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 статьи 125 ГК РФ от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с ч. 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Указанные выше случаи регламентирует уголовно-процессуальное законодательство, не предусматривающее участия публично-правовых образований в уголовно-процессуальных отношениях, в том числе в качестве потерпевших и гражданских истцов.
Так, в соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный либо моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения вреда его имуществу и деловой репутации. В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель (ч. 9 ст. 42 УПК РФ).
В случаях же причинения ущерба государству ущерб причиняется именно публично-правовому образованию — РФ, а не Министерству финансов РФ или его территориальному органу как юридическому лицу.
Следовательно, ни РФ, ни субъекты РФ, ни муниципальные образования, являющиеся публично-правовыми образованиями, не могут быть признаны потерпевшими по уголовным делам.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре РФ» полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.
Часть 3 статьи 44 УПК РФ, не имеющая расширительного толкования, определяет прокурора в качестве единственного лица, уполномоченного на предъявление гражданского иска в интересах государства. Следовательно, привлечение Минфина России в качестве потерпевшего, наделенного в соответствии с УПК РФ правами на гражданский иск, по уголовным делам, связанным с причинением ущерба государству, не основано на законе».
КС РФ не мог не высказаться по данному поводу, но сделал это весьма туманно, в духе японца, наблюдающего цветение сакуры, но «перебравшего» саке. Короче как всегда – «Да, но…»
Так, согласно Определению КС РФ от 4 декабря 2007 г. N 812-О-О:
«Содержащаяся в части первой статьи 42 УПК РФ норма имеет своим предназначением обеспечение в уголовном судопроизводстве защиты нарушенных преступлением прав и законных интересов граждан и их объединений и не регламентирует вопросы, связанные с защитой пострадавших от преступления публично-правовых интересов государства и местного самоуправления, которая обеспечивается публично-правовыми средствами путем осуществления от имени государства специально уполномоченными органами уголовного преследования, включая поддержание государственного обвинения в суде, и не предполагает привлечение к участию в уголовном деле таких субсидиарных обвинителей, как потерпевшие. Это, однако, не означает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления как юридические лица лишены права требовать признания их потерпевшими в случае причинения преступлением вреда непосредственно их имуществу или деловой репутации.
Фактически же заявитель ставит перед Конституционным Судом РФ вопрос, разрешение которого не входит в полномочия Конституционного Суда РФ, как они определены в статье 125 Конституции РФ и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», а является прерогативой законодателя, — о признании государственных учреждений и муниципальных образований в качестве потерпевших в уголовном судопроизводстве, т.е. о внесении соответствующих изменений в статью 42 УПК РФ».
Вывод: Господа, поступайте как Вам удобнее. Прокурор или Представитель. Представитель или Прокурор. Точку ещё никто не поставил.