Глава II. Трупное окоченение
Глава III. Трупное высыхание.
Глава IV Гниение трупа
Глава V Мумификация трупа
Сапонификация трупа (жировоск, трупный воск, омыление трупа, adipocera) – гидролитическое расщепление жира, содержащегося в тканях трупа, с последующим его окислением и образованием солей (мыл) жирных кислот. Один из видов естественной консервации трупов, развивающийся при их пребывании во влажной среде c низким уровнем аэрации.
Жировоск может также развиваться у погибших плодов, которые после посмертно длительно оставались в полости матки, а также в тех случаях, когда погибший при внематочной беременности плод продолжительное время (до нескольких месяцев) находился в брюшной полости.
Образование жировоска нередко наблюдаются при пребывании трупов в увлажненной почве и в воде, захоронении в глинистых почвах, характеризующихся недостаточным притоком воздуха, высоком уровнем стояния и застоем почвенной воды. В подобных условиях гнилостные процессы постепенно останавливаются, развивается мацерация кожных покровов трупа с последующей отслойкой эпидермиса.
Через лишенную эпидермиса кожу ткани и органы трупа диффузно пропитываются водой, в присутствии которой начинается гидролитическое расщепление содержащегося в тканях трупа жира, приводящее к его распаду на глицерин и свободные жирные кислоты.
При температуре 18 – 20ºС растворимость жиров в воде незначительная, что обусловливает незначительную степень гидролиза жиров и, соответственно, низкую скорость образования жировоска. Небольшое каталитическое воздействие на процесс гидролиза оказывают сопутствующие жирам фосфолипиды, моноглицериды и некоторые другие соединения. Гидролиз жира ускоряется при повышении температуры.
По мере гидролитического распада жира происходит освобождение обладающих неприятным запахом летучих низкомолекулярных жирных кислот (масляной, капроновой, валериановой и т.п.).
Накоплению жирных кислот сопутствует происходящий прирост неполных глицеридов – моно- и диглицеридов, а также продуктов частичного гидролиза фосфатидов.
Образующиеся в ходе неферментативного гидролиза свободные жирные кислоты легко окисляются с образованием высокоактивных перекисных соединений, преимущественно гидроперекисного типа, которые вскоре распадаются с образованием промежуточных (спиртов, альдегидов, кетонов) и вторичных продуктов окисления (окси-, полиокси-, эпокси- и дикарбонильных соединений) обладающих резким неприятным запахом. Накопление оксикислот (например, диоксистеариновой) придает жиру более плотную консистенцию и повышает его температуру плавления.
Процесс окисления липидов ускоряют производные миоглобина — гемовые пигменты мышечной ткани, которые проявляют свою активность даже при 0 °С. Выраженным каталитическим действием обладают ионы тяжелых металлов.
Окисление липидов приводит к изменению в соотношении содержания жирных кислот. Снижается уровень низкомолекулярных и ненасыщенных кислот, увеличивается относительное количество олеиновой, стеариновой и пальмитиновой кислот. Последние вступают во взаимодействие с солями щелочных и щелочноземельных металлов (преимущественно натрия, калия, кальция и магния), которые практически всегда находятся в окружающей труп среде, что приводит к образованию солей (мыл) жирных кислот, которые являются составной частью жировоска.
Натриевые соли образуют твердые мыла, а калиевые соли — жидкие мыла.
Омыленные жиры из-за разрушения содержащихся в них пигментов обесцвечены, содержат токсические продукты распада, придающие им антисептические свойства и препятствующие развитию микроорганизмов.
Сапонификация вначале происходит в подкожно-жировой клетчатке живота, молочных желез, ягодиц, конечностей и постепенно распространяется в глубину, охватывая все мышцы и внутренние органы, развиваясь в переднем средостении, вилочковой железе, воротах печени, перикарде, жировом костном мозге.
Внешний вид трупа в состоянии жировоска определяется условиями, в которых находился труп. При судебно-медицинской экспертизе трупов, находящихся в состоянии сапонификации необходимо учитывать, что омыление жировой ткани приводит увеличением ее объема и плотности, в результате чего отмечается увеличение массы трупа и увеличение (порой значительное) его объема, что затрудняет проведение его идентификации.
При пребывании трупа во влажных почвах внешние очертания тела, а также волосяной покров обычно сохранены. При исследовании волосы легко отделяются от кожи без повреждения волосяных фолликулов. Черты лица значительно искажены, что затрудняет идентификацию умершего.
Поверхность тела покрыта легко соскабливающимися, неплотно прилежащими жирными чешуйками серовато-белого цвета, внешне и на ощупь напоминающими стеарин.
При отложении известковых солей поверхность трупа приобретает серовато-бурую окраску, местами с белесоватыми вкраплениям.
На трупах, у которых жировоск образовался во время пребывания в воде, отсутствуют волосы, а также, на некоторых участках тела, — кожный покров Отдельные части тела (конечности, голова) могут быть отделены от туловища. На конечностях мягкие ткани могут полностью либо частично отсутствовать с обнажением костей конечностей, суставные сумки и надкостница нередко отсутствуют, через секционные разрезы легко извлекаются отдельные кости.
Рис. Труп в состоянии жировоска
От поверхности и полостей трупа, находящегося в состоянии сапонификации, исходит резкий, неприятный прогорклый запах.
Кожа в состоянии жировоска мелкозернистая или крупнобугристая, с ее поверхности легко отделяются волосы. Подкожно-жировой слой изменен, плотный, четко контурируемые жировые дольки придают ему бугристый вид.
Цвет кожного покрова и тканей, находящихся в состоянии жировоска во многом определяется от условий образования жировоска и хранения трупа, а также от минерального состава почвы.
При соединении жирных кислот с солями щелочных металлов — натрием и калием образуется студневидный, грязно-серого цвета жировоск
Если происходит соединение жирных кислот с солями щелочноземельных металлов (кальцием и магнием), то формируется плотный, серовато-белого цвета, с выраженным сальным блеском жировоск, имеющий неприятный запах прогорклого сала.
При пребывании трупа в воде его кожный покров и подкожно-жировая клетчатка в состоянии жировоска имеет серо-белый или серо-желтый цвет. Если сапонификация происходила при нахождении трупов в глинистых почвах — желтовато-коричневатый цвет, а после пребывания тела в черноземе ткани трупа под воздействием гуминовых кислот приобретают серовато-бурый, темно-коричневый либо черный цвет.
Если перед образованием жировоска ткани подвергались частичному гниению, то верхние слои жировоска могут иметь зеленоватый цвет, который в дальнейшем может исчезать.
Следует учитывать, что одежда, находящаяся на теле под действием влаги и омыленных продуктов, может линять, окрашивая поверхность трупа.
Ткани трупа в состоянии жировоска умерено твердые на ощупь, легче воды, с некоторым усилием режутся ножом, оставляют на бумаге жирные отпечатки. При воздействии высокой температуры легко плавятся, а в высохшем состоянии горят ярким пламенем. Кусочки сапонифицированных мягких тканей при погружении в спирт, эфир, или хлороформ, полностью растворяются (за исключением соединительно-тканных волокон, выпадающих в осадок).
Мышечная ткань резко уменьшена в объеме, во многих местах не определяется, на месте мышц часто видны полости различных форм.
Внутренние органы уменьшены в размерах, имеют студневидную плотность, либо обнаруживаются в виде комков воскообразной массы. Нередко паренхима внутренних органов вязкая, слизеобразный консистенции, с резким гнилостным запахом.
При изменении условий захоронения, например при эксгумации, жировоск достаточно быстро высыхает с образованием на поверхности упругой пленки. В дальнейшем жировоск затвердевает, легко крошится, достаточно медленно подвергаясь гнилостным воздействиям.
Высыхание жировоска на воздухе происходит вследствие окислительной полимеризации составляющих его полиненасыщенных жирных кислот и образования оксинов. Выражено ускоряют этот процесс ультрафиолетовые лучи и повышенная температура, преимущественно в интервале 40 — 45ºС.
По степени выраженности на трупе жировоска можно ориентировочно судить о давности погребения.
Отчетливо различаемый жировоск местами образуется на трупе уже в первые месяцы после захоронения. Полное превращение трупов в жировоск происходит в среднем через 10 – 12 месяцев и более.
Скорость образования жировоска зависит от влажности, химического состава почвы, в которой пребывает труп, а также индивидуальных особенностей телосложения и характера одежды умершего. Достаточно быстро подвергаются омылению трупы тучных людей, а также трупы лиц, одетых в хорошо впитывающую влагу толстую одежду.
Высокая температура интенсифицирует процесс сапонификации. Так, в тропических условиях уже спустя несколько дней после смерти некоторые части трупа могут находиться в состоянии жировоска. В теплом и тропическом климате сапонификация трупа может полностью завершиться уже через 3 — 6 месяцев.
Относительно быстро развивается жировоск на трупах новорожденных. Первые признаки сапонификации отмечаются уже через 3 — 4 недели, а через 4 — 5 месяцев труп полностью может перейти в это состояние. Во многом это обусловлено составом подкожной жировой клетчатки новорожденного, которая содержит относительно большее количество пальмитиновой и стеариновой кислот.
В связи с тем, что процессу сапонификации предшествует гниение тканей, то при гистологическом исследовании можно различить только те структурные элементы, которые превратилась в жировоск.
При гистологическом исследовании тканей, находящихся в состоянии жировоска, частично можно различить строение кожи, подкожно-жировой клетчатки, стенки артерий, частичное строение скелетных мышц, а во внутренних органах – только соединительно-тканную строму. Структурные элементы и паренхима внутренних органов в состоянии жировоска при гистологическом исследовании не определяются. Органную принадлежность ткани можно определить по направлению соединительно-тканной стромы и крупных сосудов.
Эритроциты не сохраняются, может обнаруживаться грибковая флора в виде округлых безъядерных клеток, расположенных по одиночке или в виде цепочек, которые окрашиваются эозином в розовый цвет, напоминают эритроциты, однако больше их по размеру.
Эпидермис практически полностью отсутствует, поверхность собственно кожи представлена неровно-волнистой линией, в которой могут наблюдаться малозаметные очертания сосочков…
Клеточные элементы в собственно коже и подкожной клетчатке отсутствуют, ядра соединительно-тканых клеток, эпителиальных, потовых и сальных желез, эндотелия сосудов не определяются.
Могут определятся контуры волосяных сумок и сальных желез, соединительно-тканные стромальные элементы, а также очертания сосудов артериального типа Коллагеновые волокна, набухшие, гомогенизированные, сливаются друг с другом, образуя толстые пучки.
Подкожно-жировая клетчатка спаяна в виде единого конгломерата, местами различимы рыхло распространяющиеся тонкие коллагеновые волокна.
Мышечные клетки лишены поперечной исчерченности, ядра отсутствуют, цитоплазма в виде мелкозернистой массы. Большей частью очертания мышечных волокон не видны, миоциты определяются в виде клеточных теней, отмечается лишь соединительно-тканная строма мышечной ткани.
В отдельных полях зрения видны артерии, интима кровеносных сосудов не определяется, в их просвете видны гомогенные массы красно-бурого цвета. Контуры вен и капилляров определяются неотчетливо.
Судебно-медицинское исследование трупа, находящегося в состоянии жировоска позволяет установить обстоятельства, в которых он находился, ориентировочный срок пребывания трупа в условиях нахождения, а также обнаружить следы ранее причиненных повреждений. Пропитанные кровью ткани обнаруживаются в виде масс красно-бурого цвета сохранивших форму повреждений и внешне напоминающих пигментные пятна, интенсивность окраски которых убывает по направлению от центра к периферии.
В случаях огнестрельных ранений на трупах, находящихся в состоянии жировоска нередко сохраняются контуры раневых отверстий. Дополнительные факторы выстрела вследствие происходящего при сапонификации отслоения эпидермиса обнаруживаются не всегда, однако в начальных отделах раневого канала можно обнаружить копоть и, в некоторых случаях, зерна пороха. Следует учитывать, что пороха при длительном нахождении в воде и влажных условиях разрушаются, что, в зависимости от длительности нахождения трупа в условиях повышенной влажности, затрудняет либо делает невозможным их выявление.
Достаточно хорошо в состоянии жировоска сохраняются те участки кожи, которые до начала сапонификации подвергались действию высокой температуры.
Однако следует учитывать, что возможности макроскопической диагностики во время исследования сапонифицированного трупа в ряде случаев являются весьма ограниченными. Причиной этого служит, с одной стороны, происходящее вследствие хрупкости жировоска разрушение имеющихся на трупе признаков повреждений, а также в результате образования артефактов, имитирующих некоторые признаки повреждений.
Тот факт, что в жировоске долгое время могут сохраняться и выявляться некоторые яды, например алкоголь а также соли тяжелых металлов, делает возможным проведение судебно-химического исследование тканей и органов трупа.
Врач судебно-медицинский эксперт, доцент кафедры судебной медицины Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрва России, кандидат мед. наук, доцент Туманов Э.В.Туманов Э.В., Кильдюшов Е.М., Соколова З.Ю. Судебно-медицинская танатология — М.: ЮрИнфоЗдрав, 2011. — 172 с.