Глава II. Трупное окоченение
Трупное высыхание – дегидратация кожи и поверхностно расположенных слизистых, обусловленная испарением жидкости с поверхности тела умершего. Начинается сразу же после наступления смерти, но, как правило, становится заметным спустя несколько часов после наступления смерти.
Интенсивность высыхания трупа зависит от градиента влажности и температуры между поверхностью трупа и окружающей средой. Так как в период охлаждения трупа его температура постепенно уменьшается во времени, то скорость внутренней диффузии жидкости в тканях также падает. Это приводит к тому, что в стандартных условиях скорость высыхания трупа снижается по мере его охлаждения.
Развитию трупного высыхания способствует как прекращение поступления жидкости к поверхностно расположенным тканям трупа, так и посмертный отток крови и лимфы от выше расположенных частей тела умершего.
На скорость и выраженность высыхания трупа оказывают влияние как многочисленные условия внешней среды (влажность и температура воздуха, скорость ветра, излучение тепла и т.д.), так и индивидуальные особенности трупа (телосложение, обезвоженность, положение трупа, характер одежды и т.д.).
Первыми на трупе начинают подсыхать участки тела, которые при жизни были наиболее увлажненными, а также те места, где эпителиальный слой наиболее тонок — роговица и слизистые оболочки глаз, слизистая оболочка губ, особенно на границе с переходной каймой, кончик выступающего изо рта языка.
У мужчин высыхают кожа мошонки, крайняя плоть, головка полового члена, у женщин — половые губы.
Быстро развивается высыхание участков кожи, которые подвергались сдавлению, например кожа в области странгуляционной борозды на шее при смерти от повешения, а также участки кожи с прижизненными и посмертными повреждениями и пораженные некоторыми видами кожной патологии. Позднее подвергаются высыханию кончик носа, ушные раковины, кончики пальцев.
У трупов новорожденных кожа и слизистые оболочки по сравнению с трупами взрослых подвержены более раннему и сильному высыханию, наиболее отчетливо проявляясь в области губ, ушных раковин, кончиков пальцев и т.д.
Рис. 1. Смерть от повешения. Подсыхание кончика языка.
В конце языка кровоизлияния, образовавшиеся вследствие прикусывания зубами.
Высыхание приводит к высыханию и уплотнению ткани, подсохшие участки приобретают сначала желтый, потом буроватый цвет, с плотной, несколько запавшей поверхностью.
Если после наступления смерти глаза умершего оставались открытыми, то это приводит к высыханию глаз. При этом на склерах глаз образуются желтовато-коричневого цвета участки высыхания, имеющие форму треугольника, вершины которого обращены к углам глаза, а основание к радужке — пятна Лярше (рис. 2). При обычных комнатных условиях пятна Лярше становятся заметными уже через 2-3 часа посмертного периода, однако, при изменении условий, например, при ветреной сухой погоде, вне помещений признаки помутнения роговиц на открытых глазах отмечаются уже через час после наступления смерти.
Рис. 2. Пятна Лярше
Выступающий из полости рта кончик языка становится плотным, бурой окраски.
Переходная кайма губ, вершины складок кожи, слизистая оболочка преддверия влагалища при несомкнутой щели, кожа мошонки в результате подсыхания становятся особенно плотными, имеют буровато-коричневый цвет и могут напоминать обширную ссадину. Строго локализованное появление таких участков без изменения кожи по их периферии позволяет отличить подобное изменения от механических повреждений. При расправлении складок кожи в этих местах обнаруживается, что высохшими являются только верхушки складок, между которыми находится неповрежденная кожа.
Участки прижизненных (ссадины, царапины, расчесы и т.п.) и посмертных поверхностных повреждений кожи, быстро высыхая, делаются более четкими и как бы увеличиваются в размерах, приобретают восковидный, красно-коричневого оттенок. Из-за внешнего сходства с листами старого пергамента такие участки кожи получили название «пергаментные пятна». На их фоне нередко видны ветвящиеся подкожные кровеносные сосуды.
Обнаружение «пергаментных пятен» может указывать на характер и место приложения силы при механических повреждениях. Кожа из области пергаментного пятна может быть восстановлена путем погружения в жидкость Ратневского, смачивания или наложения влажной ваты. Для окончательного определения прижизненного либо посмертного происхождения пергаментных пятен, проводят гистологическое исследование, на которое берутся кусочки кожи с подкожной клетчаткой на границе с неизмененными участками.
Имевшиеся при жизни участки опрелости кожи, (в области половых органов), а также те места, где имелась мокнущая экзема, пемфигус и т.п. в процессе трупного высыхания внешне начинают напоминать ссадины, что может привести к ошибочным выводам об имевшемся прижизненном повреждении.
Если на у углов рта, на коже лица, подбородке или шее умершего имеются потеки рвотных масс, то, из-за наличия в них кислого желудочного содержимого, разрыхляющего роговой покров кожи, они при подсыхании могут имитировать результат действия едких жидкостей. Это обстоятельство иногда может приводить к ошибочному суждению об отравлении.
В ходе подсыхания кожи пальцев происходит некоторое уменьшение объема и западение мягких тканей ногтевых фаланг, в результате чего ногти более отчетливо выступают за пределы своего ложа, что создает впечатление их усиленного посмертного роста. Аналогичные процессы, происходящие при высыхании на коже лица, приводят к отчетливо различимому выстоянию над поверхностью кожи волос, что также может приводить к впечатлению усиленного посмертного роста усов и бороды.
Во внутренних органах подсыхание наиболее заметно на краях легких, прилежащих к сердечной сорочке. Наиболее это заметно при эмфизематозном вздутии а также малокровии легких. Подсохшие места приобретают сухой пергаментообразный вид и бурый оттенок. Иногда наблюдается подсыхание частей перикарда, прилегающих к легким, особенно при легочной эмфиземе. Такие подсыхающие места также приобретают желтовато-бурый цвет и пергаментообразный вид.
При гистологическом исследовании препаратов кожи из области пергаментного пятна, возникшего в результате осаднения, будет наблюдаться полное или частичное его отсутствие эпидермиса, иногда отсутствуют и сосочки. В случаях, если осаднения образовались перед наступлением смерти, наблюдаются реактивные изменения, характерные для прижизненных повреждений.
Если же пергаментные пятна образовались в процессе трупного высыхания, под действием сдавления, то при их микроскопическом изучении отмечается общая сохранность эпидермиса, сочетающаяся с изменением его структуры. Обнаруживается истончение, уплощение эпидермиса. В ряде случаев он выглядит в форме базофильной либо окрашенной в бурый цвет однородной, гомогенной полоски, со слабо контурируемой внутренней границей. Ядра эпителиальных клеток определяется не всегда, местами различаются в виде тонких штрихов, резко уплощены, расположены параллельно поверхности кожи.
Сосочки резко уплощены или совсем не определяются, сливаются с коллагеновыми волокнами сетчатого слоя дермы. Количество соединительнотканных клеток резко уменьшено, местами их совсем не видно. Коллагеновые волокна собственно кожи выпрямлены, сдавлены, близко прилежат друг к другу, не достаточно четко контурируются, бледно, неравномерно окрашиваются эозином, иногда имеют желтоватый или базофильный оттенок. При окраске по Маллори коллагеновые волокна приобретают оранжевый цвет, пикрокармин-индиго-кармином — в голубовато-зеленоватый.
Если пергаментное пятно образовалось в результате посмертного повреждения кожи, то сосуды поверхностных и глубоких сплетений спавшиеся, в виде тяжей, ядра эндотелия вытянутые, гиперхромные. В области трупных пятен сосуды содержат кровь. По мере приближения к неизмененной коже эпидермис приобретает серовато-голубой оттенок, увеличивается количество ядер.
В ходе гистологического исследования роговиц в начальном периоде высыхания отмечаются клетки поверхностного эпителия с вытянутыми, интенсивно окрашенными гематоксилином ядрами и однородной, интенсивно окрашиваемая эозином цитоплазмой. По мере высыхания эпителий постепенно превращается в однородную полоску бурого цвета, а затем десквамируется.
Врач судебно-медицинский эксперт, доцент кафедры судебной медицины Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрва России, кандидат мед. наук, доцент Туманов Э.В.Туманов Э.В., Кильдюшов Е.М., Соколова З.Ю. Судебно-медицинская танатология — М.: ЮрИнфоЗдрав, 2011. — 172 с.