Экономический потенциал туристической отрасли показан следующими статистическими данными: общие расходы на туризм составляют 12% мирового валового национального продукта; на долю международного туризма приходится 6% общего объема мирового экспорта и 25 – 30% мировой торговли услугами; ежегодный прирост международного туризма составляет около 4%, что представляет туризм ведущей экспортной отраслью в мире.[1]
Следовательно, каждый желающий имеет широчайшие возможности организовать индивидуальное международное путешествие от традиционных маршрутов до самых экзотических туров. Сейчас многие россияне организуют туристическое путешествие в зарубежные страны самостоятельно, минуя российские туристические компании.
Этому есть вполне обоснованные причины: многочисленные банкротства российских туроператоров и основного чартерного авиаперевозчика «ТРАНСАЭРО», правительственный запрет на поездки в Египет и Турцию, обсуждаемая самими туроператорами ущербность российской бизнес – модели международного туризма, отсутствие действенной защиты имущественных интересов туристов.[2]
Самостоятельная организация заграничного путешествия является доступным и распространённым занятием, как благодаря развитию Интернета и расширению числа иностранных интернет – туроператоров, так и благодаря открытости мирового сообщества по отношению к туризму. Признание социального и экономического потенциала туризма и общие международные подходы к туристическому обслуживанию подробно урегулированы нормами публичного права более тридцати лет назад на уровне Всемирной Туристической Организации ООН. [3]
Вопросы международного частного права нашли своё отражение в правоотношениях между потребителем и перевозчиком по договорам перевозки благодаря положениям Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 1999). Поэтому, обращаясь к иностранному туроператору, российский турист становится участником частноправовых отношений, регулируемых нормами национального законодательства страны местонахождения этого туроператора как исполнителя по договору.
О чём следовало бы позаботиться при покупке тура от иностранного оператора, расположенного в Евросоюзе? Турпакет является самым распространённым продуктом и включает перевозку, размещение, питание и экскурсии. Как правило, цена на Турпакет значительно ниже, чем на отдельное бронирование гостиницы, прежде всего, из-за меньшей стоимости чартерного авиарейса.
Правила Евросоюза таковы, что цена Турпакета для местного Туриста должна быть одинакова цене, предлагаемой для российских туристов. Договор с Туристом подлежит обязательному заключению в письменной форме, а Туристу обязательно выдаётся копия такого договора.
Никакое враньё Туристу о содержании тура со стороны Туроператора не допускается.
Туроператор обязан сообщить туристу подробные сведения о Туре до заключения договора, в том числе:
— место назначения и размещения, вид и категория места проживания;
— признаки и класс транспортного средства;
— маршрут поездки, промежуточные стоянки, вид и категория проживания в них;
— все виды питания, в том числе во время переезда;
— указание о требованиях к паспорту и визе во время поездки и на месте размещения;
— указание о полицейских и медицинских формальностях;
— указания о страховании, в том числе на случай невыезда, аварии или болезни;
— контактные данные местного представительства Туроператора на месте размещения.
Цена Тура должна оставаться неизменной, за исключением заранее обусловленных возможных расходов, связанных с изменением курсов валюты, цены на топливо, сборов и пошлин, взимаемых с перевозчика. Повышение цены, объявленное менее чем за 20 дней до даты отъезда, является недействительным.
В разумные сроки до начала Тура Турист может заявить о передаче прав и обязанностей по заключённому договору на третье лицо. В этом случае это третье лицо и Турист отвечают как солидарные должники перед Туроператором за оплату тура. Туроператор может отказать в такой замене лица, если это противоречит условиям договора или нормам национального закона.
До начала Тура Турист может отказаться от договора в любой момент с возмещением Туроператору произведённых им расходов для исполнения данного договора.
Если по каким-либо причинам до начала Тура Туроператор не может обеспечить существенные условия договора, включая цену, он уведомляет Туриста, который вправе отказаться от договора или согласовать иные приемлемые письменные условия Тура. При отказе Туриста от договора в этом случае, ему предлагается иной Тур, а в случае несогласия Туриста незамедлительно возвращается оплаченная стоимость Тура.
Если по каким-либо причинам во время Тура Туроператор не может обеспечить существенные условия тура, он обязан организовать доставку Туриста до места отправления и возместить Туристу оплаченную стоимость Тура и причинённые неудобства в разумных пределах.
Если содержание Тура существенно не соответствует качеству, предусмотренному договором, Турист незамедлительно предлагает Туроператору эти недостатки устранить в разумный срок. При невыполнении этого требования Турист может самостоятельно устранить эти недостатки, потребовать от Туроператора возмещения расходов и уменьшения цены Тура или расторжения договора.
При расторжении договора в таком случае Туроператор обязан организовать доставку Туриста на место отправления и лишается права на оплату стоимости Тура, за исключением возмещения произведённых расходов.
Турист также имеет право на следующие законные гарантии:
— возмещение оплаты Тура полностью, если Тур не состоялся по причине неплатёжеспособности Туроператора или открытия такой процедуры неплатёжеспособности;
— возмещения необходимых расходов для возвращения на место отправления в этом случае.
Эти гарантии выполняются Туроператором в форме страхового полиса правомочного страховщика или платёжного обязательства правомочного банка перед началом Тура. Выполнение этой обязанности Туроператор подтверждает вручением Туристу Гарантийного свидетельства, составленного названным гарантом, до начала Тура. Туроператор может требовать от Туриста полной оплаты тура только при условии передачи этого свидетельства. [4]
В отдельных странах, например в Германии, широко распространена полезная практика страхования Тура в разнообразных видах:
— на случай болезни или аварии при прекращении Тура до его завершения;
— на случай утраты, порчи или кражи багажа;
— на случай болезни при национальном или заграничном Туре;
— на случай отмены Тура или отказа от Тура;
— на случай ответственности перед третьими лицами во время Тура;
— на случай возникновения проблем юридического характера;
— и иных страховых случаев.[5]
В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий договора Туроператор обязан возместить туристу причинённые убытки в пределах стоимости оплаченного Тура, за исключением случаев форс-мажора или неполной оплаты Тура. Ответственность Туроператора ограничена отдельными положениями международных конвенций о перевозках и размещении.[6]
Ограниченным пределами одного месяца является срок предъявления туристом требований Туроператору, связанных с некачественным обслуживанием. Но срок исковой давности для предъявления туристом иска в суд составляет два года.
Теперь о практике взимания задатка, полной цены и санкций за отмену Тура. Немецкие суды часто обращают внимание на восстановление нарушенных прав и охрану интересов Туристов – потребителей, в том числе благодаря активной деятельности Центров потребителей. Например, отдельные Туроператоры предлагали Туристам внести значительный задаток в размере 40 % сразу после бронирования Тура и полную оплату за 45 дней до начала Тура.
При отказе Туриста от Тура за месяц до начала Туроператоры требовали санкции в размере 40 % стоимости Тура, за 14 дней до начала – 60 % стоимости, за отказ менее 14 дней – 90 % стоимости Тура. Однако Федеральный Суд Германии объявил правильным применение принципа договора «Zug um Zug Leistung», так хорошо известных в российском праве правил встречного исполнения.
Лицо, обязанное по двустороннему договору, может отказаться от лежащего на нём исполнения до осуществления встречного исполнения, за исключением случаев, когда оно обязано предоставить исполнение первым. Суд посчитал достаточными санкции за отказ от Тура в размере 20 % от стоимости Тура.
Именно в таком размере задаток покрывает возможные расходы Туроператора по организации поездки. Что же касается оплаты полной стоимости Тура, то Туроператоры вправе её требовать не позднее, чем за 30 дней до начала Тура.
Суд посчитал недоказанным утверждение Туроператоров о преждевременных значительных расходах по организации Тура. [7]
При разногласиях с Туроператором возможно использовать новые правила Альтернативного разрешения споров с участием потребителей (Alternative Dispute Resolution for Consumer Disputes – ADR). [8] Тем более, что с 15 февраля этого года эти процедуры будут происходить on-line на специальной Интернет – платформе (ODR platform).[9]
Прежде всего, такой порядок разрешения споров с участием потребителей дешевле, проще и эффективнее, чем судебный порядок. Альтернативный порядок распространяется на любые споры по договорам купли-продажи товаров (работ, услуг) между потребителями и предпринимателями, возникшими как на национальном, так и на международном рынках.
Туристу, да и любому потребителю нужно заполнить электронную форму заявления на ODR platform, приложить документы, выбрать предмет договора и направить заявление по электронному указателю ODR platform.
Заявление Туриста автоматически через ODR platform направляется правомочному государственному органу, который рассматривает дело без участия сторон в течение 10 дней. Но Компания (предприниматель), продавшая товар (работу, услугу), уведомляется о рассмотрении дела и обязана направить свой отзыв также электронный формой в указанные сроки.
Решение правомочного органа по делу принимается и обжалуется по нормам национального права названной компании.
Разумеется, что безусловной причиной отказа от поездки в определённую страну является угроза безопасности туриста. Позволю напомнить лишь недавние трагические события, которые произошли в следующих странах: Синай (Египет), Стамбул (Турция), Сусс (Тунис), Париж (Франция) и Брюссель (Бельгия). Единственно правильным решением является отказ от поездки в эти места до нормализации обстановки.
Однако, многие европейские страны остаются безопасными и благополучными.
Поэтому если Вы не готовы путешествовать по России, отправляйтесь на пляжный отдых на Кипре, Мальте, в Италии и Испании; лыжный спорт в Германии, Австрии, Чехии, Словакии и Польше; винные туры во Франции, Испании и Венгрии; пивные фестивали в Германии, Бельгии и Чехии; концерты, футбол и музеи в Германии и Голландии; лечебные туры в Австрии, Германии и Чехии. Путешествия на разнообразный вкус и кошелёк и с правовой защитой.
Данная публикация является информацией общего характера и не заменяет юридической помощи в конкретном случае. Использовать эти материалы допускается при условии упоминания имени их автора. Адрес почты anwalt.kartashov@gmx.de 06.04.2016
[1] Декларация межпарламентской конференции по туризму (Гаага, 1989)
[2] Треть клиентов, половина доходов: чего стоил 2015 год туристическому бизнесу
URL: http://www.rbc.ru/.../2015/567ab2409a7947d7e7dd779f
[3] Декларация мирового туризма (Манила, 1980), Глобальный этический кодекс туризма (Сантьяго, 1999), Декларация межпарламентской конференции по туризму (Гаага, 1989), Билль о правах путешественников и кодекс туриста (София, 1985)
[4] Richtlinie des EG Rates vom 13. Juni 1990 über Pauschalreisen (90/314/EWG) URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31990L0314:de:HTML; Bürgerliches Gesetzbuch Deutschlands Titel 9 Untertitel 2 § 651k URL https://www.gesetze-im-internet.de/bgb/
[5] URL: http://www.reiseversicherung.com/index.html
[6] См.: Конвенция о международных перевозках по железной дороге (КОТИФ) (Берн, 1980); Конвенция об унификации определённых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 1929); Конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа (Афины, 1974); Конвенция об ответственности владельцев гостиниц за личные вещи постояльцев (Париж, 1962)
[7] URL: http://juris.bundesgerichtshof.de/...-12&nr=69633&linked=pm&Blank=1
[8] Directive on consumer – ADR Directive 2013/11/EU
URL: http://eur-lex.europa.eu/...EN/TXT/?uri=CELEX:32013L0011
[9] ODR platform URL: http://ec.europa.eu/consumers/odr/index_en.htm
Автор – Михаил А. Карташов
Адвокат, к.ю.н. Kanzlei Dr. Kartashov
anwalt.kartashov@gmx.de
Публикация 34 – 2016