Стенограмма выступления Р.П. Чернова на Всероссийской научно- практической конференции «Право обвиняемого на защиту и презумпция невиновности», посвященной 125 –летию со дня рождения д.ю.н. Строговича М.С., Москва, Центральный дом ученых РАН,3.10.2019
Тимур Викторович Соколов: Слово предоставляется Рустаму Павловичу Чернову, адвокату Адвокатской консультации № 1 Межреспубликанской коллегии адвокатов для выступления с докладом с интригующим названием «Презумпция невиновности, как форма реализации права на защиту. Людологический обзор». Я правильно ударение сделал?
Адвокат Чернов Рустам Павлович: Да, все правильно.
Тимур Викторович Соколов: Заинтриговали.
Адвокат Чернов Рустам Павлович: Да. Ну, я сразу расшифрую: Ludo- играю, Logos – знание, поэтому людология…
Тимур Викторович Соколов: А я думал про людей...
Адвокат Чернов Рустам Павлович: Никак не связанно. Ну, вот есть такая контора, «Люди права», можно это двояко понимать, как игры права (Ludi права) и люди права.
Так… Значит презумпция невиновности, как форма реализации права на защиту. Прежде всего, мы вынесли это утверждение как тезис, да, хотя это, в принципе результат моего доклада. Могу сказать следующее, моя убежденность состоит в том, что презумпция невиновности, к сожалению, это не принцип уголовного процесса. Я Вам сейчас это попытаюсь графически доказать, что все-таки это принцип взаимодействия Уголовного процесса с лицом, называемым подозреваемым, обвиняемым, подсудимым. Иными словами, это, скажем так, форма реализации права на защиту, но не принцип Уголовного процесса в целом.
Почему? Потому что, все-таки у нас, скажем так, область применения, реализации норм уголовного права, процесса, имея в виду, что право -это бытие возможности государства, а государство -это бытие в действительности права, так вот, область реализации норм уголовного процесса, который связан с нормами уголовного права она вот, допустим, вот такая (чертит круг). При этом, человека касается она здесь (выделяет внутри круга небольшой сектор), это вот все, что касается прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. Все остальное можно поделить на несколько секторов. Первое — это оперативно- розыскная деятельность. Ну, вот мы говорим, презумпция невиновности, то есть предположение лица невиновным, ну кто в рамках оперативно — розыскной деятельности, разрабатывая вот того самого участника, четвертый статус, называется фигурантом, объектом разработки, полагает лицо невиновным? Ну, никто.
Потом у нас есть еще такая стадия, как доследственная проверка, которая совершенно неотличима от стадии оперативно-розыскной деятельности. ОРД у нас вообще, скажем так, не выделяется ни в какую отдельную стадию уголовного процесса, хотя, собственно говоря, органы дознания, которые ею занимаются, они же у нас фигурируют и в качестве органов предварительного расследования. Поэтому здесь у нас законодатель сливает государственную тайну, предусмотренную в ОРД, с тайной следствия. Итак, у нас тут еще есть органы предварительного расследования, которые на стадии доследственной проверки вправе играть в общеизвестный так называемый «Баскетбол», то есть сначала отказывать в возбуждении, потом это отменять, потом они опять отказывают, идет такая вот стадия собирания доказательств, это вот такой сектор(выделяет еще один сектор внутри круга). Здесь лицо не появляется еще. Вообще. Потому что здесь подозреваемый — это мыслительная деятельность органов дознания, предварительного расследования. Лицо может и не знать, что оно — подозреваемый. Ну и, наконец, вот этот сектор — это дела в отношении неустановленных лиц, , то есть когда никакие гарантии законодательные, в частности презумпция невиновности, не действуют. Таким образом, у нас три огромных сектора, в рамках которых наше государство фактически применяет уголовно — процессуальное законодательство и ни о каком принципе презумпции невиновности здесь речь не идет. Это примерно 80% дел таких вот дел, имеется в виду «заказных», хороших. И здесь это не принцип уголовного процесса, то есть принципом уголовного процесса это становится вот в этой части, когда появляется лицо. Точка…
И в связи с этим надо отметить, что, вот, мое глубокое убеждение состоит в том, чтобы мы рассматривали принцип презумпции невиновности как средство реализации права на защиту. Почему? Потому как ( вот здесь переходим к людологии) что такое судебный процесс? Прежде всего, это все-таки форма познания, нам необходимо достоверно установить совершало лицо преступление или нет. Эта форма познания имеет свои правила: беспристрастность, определенная последовательность экспериментальных действий и прочее. Что делает следователь? Он фактически документирует свою умственную деятельность. Не просто, вот, он решил, что лицо виновно, он должен вынести постановление о возбуждении… Это все, так сказать, фиксации следственной мысли, когда он осуществляет уголовное преследование. И вот Французские просветители, которые вводили принцип презумпции невиновности, они же не знали, что в России изобретут предварительное расследование и доследственную проверку вкупе с оперативно -розыскной деятельностью. Они предполагали, что это все суд делает. То есть там же прямо сказано про суд и это все будет реализовываться в суде, а получилось так, что у нас в этой стадии все совершенно сокрыто и здесь никакой формы познания нет (указывает на три сектора не связанных с лицом по делу). Здесь просто утверждение. Так вот суд, являясь формой опознания, он работает с двумя противоречиями: виновен — невиновен. Это естественные противоречия мысли, воспринятые в той же греческой традиции. Когда говорилось о том, что в области мысли могут быть противоречия, одно противоречие будет казаться неизбежной истиной (изначально в области мысли, до реализации, каждое противоречие кажется истинным). Ну, только в реализации (энтелехии) оно снимается. А реализация противоречия предполагает высокий игровой характер. Поэтому правосудие — это парики, мантии, определенный зал, ритуал и так далее. Что сделал Шарль Монтескье? Разделил, выделил власть и предал судебной власти игровой характер, чтобы отгородить ее от народа.
И говоря о презумпции невиновности мы должны иметь в виду, что если она всего лишь форма реализации права на защиту, то никаких требований, по крайне мере, в России к вот субъектам, которые взаимодействуют здесь, здесь и здесь (указывает на секторы в схеме реализации норм Уголовного процесса, связанных с ОРД, предварительным расследованием в отношении неустановленных лиц) мы предъявлять не можем и не должны.
Вообще же, в итоге, правосудие в России не отвечает основным требованиям, то есть не снимает социального противоречия таким образом, чтобы удостоверять общество в правоте государства. Это означает что вся эта система, задуманная Великим просвещением, как средство, чтобы народ не брал в руки оружие, не занимался революциями, террористическими актами, она у нас в России не работает.И сегодня принцип презумпции невиновности, если его не понимать как всего лишь форму реализации права на защиту, превращается в способ обмана населения.
Фактически население обманывается, ему ничего не гарантируется и мы, не одергивая государство и не говоря о том, что это обман, фактически способствуем этому обману, являемся пособниками государства здесь. Поэтому мое глубокое убеждение как адвоката состоит в том, что надо прекратить, говорить о Презумпции невиновности как о принципе Уголовного процесса. Это не принцип уголовного процесса. Это всего лишь форма реализации права на защиту… Надо прекратить дурачить наш народ!
Морщакова Тамара Георгиевна: Право на защиту Вы вынули из уголовного процесса?
Ларин Юрий Александрович : Оно вне процесса?
Адвокат Чернов Рустам Павлович: Нет, право на защиту у нас существует только в этой части, когда появляется лицо. Когда нет лица, у нас никакая защита не осуществляется. Понимаете? Вот здесь нет никакой защиты (указывает на области ОРД, дел в отношении неустановленных лиц, «Баскетбола» на схеме).
Ларин Юрий Александрович: Понятно.
Адвокат Чернов Рустам Павлович: Вот обычное дело это возбуждение в отношении установленных лиц. Любого можно посадить.
Ларин Юрий Александрович: Ну а когда появилось лицо, что, процесс закончился? Лицо есть. Презумпция невиновности…
Адвокат Чернов Рустам Павлович: В этой части есть. Ну, когда Вы говорите, что это принцип уголовного процесса… это неправильно, принцип, это сквозное начало, пронизывающее сущность явления в целом… понимаете?..
Морщакова Тамара Георгиевна: Конечно. Тогда, что такое уголовный процесс? Ведь не весь круг? Не весь?
Адвокат Чернов Рустам Павлович: Вот это весь круг… Весь круг!
Морщакова Тамара Георгиевна: Нет, это не уголовный процесс!!!
Ларин Юрий Александрович: Нет, оперативная деятельность она не входит…
Морщакова Тамара Георгиевна: Не уголовный процесс!!!
Ларин Юрий Александрович: Нет, она за пределами уголовного процесса.
Адвокат Чернов Рустам Павлович: Вот именно, что она теоретически за пределами, но на самом деле это одна из форм доследственной проверки, посмотрите …
ст. 144 УПК РФ: «Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения»
ст. 5 УПК РФ: «24) органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия»
ст. 40 УПК РФ относит к органам дознания:«1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;»
ст. 1 ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности»: «Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств»
Sapienti sat!..
P.S. - подробнее о сущности презумпции невиновности в Людологической школе права можно прочесть в работе «О презумпции невиновности. Людологический обзор»