Возможно ли при таких обстоятельствах осуществить ликвидацию?
Мы считаем, что такая ликвидация возможна, но только при одном условии – если долги перед бюджетом будут признаны безнадежными.
После уведомления регистрирующего органа о принятии решения о ликвидации юридического лица, опубликования сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидатора, должен быть составлен промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
В процессе ликвидации необходимо произвести все расчеты с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии с чч. 1-2 ст. 49 Налогового кодекса РФ:
1. Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
2. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случае признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списания.
Понятие безнадежного к взысканию долга и порядок его признания дается в ст. 59 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2013 № 431 дается аналогичное понятие безнадежной задолженности и в отношении страховых взносов.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», инициировать судебное разбирательство в части признания задолженности безнадежной вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 ст. 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
Таким образом, в результате признания долгов организации перед бюджетной системой РФ безнадежными, запись об имеющихся долгах удаляется из лицевого счета налогоплательщика.
Удаление данных записей означает, что организация больше не является должником перед бюджетом и может завершить процедуру ликвидации без возбуждения дела о банкротстве.


Уважаемый Алексей Алексеевич, исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика фактически возможно, но возможно лишь тогда, когда налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности по причине истечения установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. При это данное требование может быть и не связано с ликвидацией предприятия. На практике, такие случаи встречаются редко. Налоговые органы очень чувствительны к фактам просрочки оплаты задолженности перед бюджетом.
Уважаемый Алексей Алексеевич, нередки случаи, когда задолженность у организации возникает по судебному решению о взыскании доначисленных сумм налога, пени и штрафов.
Уважаемый Алексей Алексеевич, а Вы эту схему на жизни проводили, или только теоретически?
А как быть с положением ч.4 ст. 63 ГК РФ "В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом)".
А так же ст. 224 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»?
Так и до субсидиарной ответственности недалеко.
Уважаемый Андрей Николаевич, совершенно верно. Вот из сегодняшнего: «Директор группы налоговых споров KPMG Антон Зыков рассказал о том, что политика налоговиков стала более агрессивной: они следят за арбитражными управляющими, активно проверяют компании, которым грозит банкротство, а долги взыскивают с их владельцев и директоров, сообщают „Ведомости“.
Уважаемый Алексей Алексеевич, Ваши утверждения уполномочен подтвердить только арбитражный управляющий.
Выход:
— банкротство (риск — солидарная ответственность);
— не осуществление деятельности и не представление отчетности и через год другой их исключат из госреестра (риск- штрафы).
Уважаемый Алексей Алексеевич,
Обслуживал компанию, которая приоритетно занималась сопровождением добровольных ликвидаций ООО и в практике было несколько случаев, когда удалось ликвидировать компании именно при названных Вами условиях: принято решение о ликвидации в соответствии с буквой закона, но за компанией числится задолженность перед бюджетом.
Только иначе, чем в Вашей статье, в пределах трех месяцев с момента принятия решения о ликвидации и на основании решения регистрирующего органа о внесении записи в ЕГРЮЛ по государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Да, задолженность перед бюджетом была на лицевым счетах ликвидируемой компании, НО с требованием о ее погашении кредитор (налоговый орган) к ликвидационной комиссии не обращался. При этом в регионе в это время УФНС почему-то стало считать, регистрирующие органы тут не вправе отказывать в регистрации (по причине недостоверности баланса) и надо регистрировать, «если срок предъявления требований пропущен».
Так ликвидировались компании как с «копеечными задолженностями», так и в несколько тысяч. Далее, видимо, кому следует «дали по шапке» и инспекции стали отслеживать «ликвидируемых», соблюдать сроки и своевременно присылать требования кредитора.