Недавно на портале я спрашивал коллег их мнение о законности подобной уступки и мнения немного, да разошлись в данном вопросе, в связи с чем решил опубликовать итоговое судебное решение по данному вопросу, а вдруг кому и пригодится...
Итак, ситуация достаточно банальна. Между двумя юридическими лицами в недалеком прошлом было заключено несколько договоров на оказание услуг по перевозке каких-то там грузов. Работы исполнителем были выполнены в полном объеме, подписаны акты приема-передачи, акты сверки и пр., однако, заказчик (достаточно крупное и не бедное предприятие Кемеровской области) отказалось оплачивать оказанные услуги мотивируя свой отказ просто «денеХ неТ и точка». Встал вопрос о взыскании.
Учитывая, что на фирме-исполнителе также «висит» несколько миллионов рублей задолженности перед иными контрагентами, взыскание данной фирмой образовавшейся задолженности было бы не разумным решением, т.к. взысканные денежные средства поступили бы на счет взыскателя, где их мигом судебный пристав-исполнитель и прибрал к рукам, было принято решение безвозмездно уступить право требования задолженности по исполненным договорам иному юридическому лицу, в результате чего, было заключено два договора уступки прав требования к должнику.
В условиях основного договора черным по белому был обозначен запрет на уступку прав требования по заключенному договору без согласия заказчика, что и послужило поводом для обращения к коллегам с данным вопросом о законности данной уступки и собственно возможности самого взыскания как такового, судебная практика во всех регионах нашей необъятной Родины разная, кто-то отказывает во взыскании даже при отсутствии встречного иска ответчика о признании договора уступки недействительным, а кто-то взыскивает без каких-либо препятствий. Так вот, данная уступка как оказалось законна и при этом взыскание по ней более чем реально, что подтверждает нам следующее:
Правила по рассматриваемому вопросу сосредоточены в ч.2 ст. 382 ГК РФ, согласно которому для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом, если договором был предусмотрен запрет уступки, сделка по уступке может быть признана недействительной по иску должника только в случае, когда доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об указанном запрете.
С учетом положений ч.3 ст. 388 ГК РФ становится очевидным, что предусмотренная ч.2 ст. 382 ГК РФ оспоримость сделки цессии требования, совершенной вопреки установленному договором запрету или ограничению на уступку, распространяется лишь на случаи уступки требований по не денежным обязательствам.
Применительно же к денежным обязательствам предусмотрены иные правила: согласно ч.3 ст. 388 ГК РФ соглашение между должником и кредитором об ограничении или о запрете уступки требования по денежному обязательству не лишает силы такую уступку и не может служить основанием для расторжения договора, из которого возникло это требование, но кредитор (цедент) не освобождается от ответственности перед должником за данное нарушение соглашения.
Таким образом подобная уступка возможна и взыскание по ней задолженности в судебном порядке, реально, главное не забыть уведомить должника о произошедшей уступки.
www.стрыгин.рф