Дела о сносе объектов недвижимости, дома, дачи, строения, здания, в зоне газопроводов высокого давления стали одними из самых «больных» в современной правоприменительной практике. Столкнувшись с этой проблемой, получив стандартное, откопированное, судебное решение, в котором даже не было внесено изменений название объекта, жилой дом назвали дачей, район города оказался садовым кооперативом, а городской адрес – номером участка в этом кооперативе, тем не менее вынужденно провёл анализ законодательства. Ситуация оказалась странной, и она показывает, что эти дела должны рассматриваться иначе, так как законодательство применяется неверно.
Судебная практика по делам о сносе строений в районе газопровода высокого давления настолько устоялась, что любой правовед скажет: «Если строение в переделах минимально-допустимых расстояний до газопровода, то его снесут». Есть примеры подобных дел и на нашем сайте. Но дело в том, что в этой статье будет представлена иная точка, зрения, которая мне не встречалась ни в судебной практике, ни в работах других юристов.
Достаточно войти на любой сайт судебной практики и набрать что-то вроде: «ст.32 Федерального закона О газоснабжении», или «снос дома минимально допустимое расстояние газопровод», или «ст. 222 ГК РФ газопровод высокого давления», как появиться множество судебных актов о сносе жилых домов, дачных домиков, магазинов и прочего.
С исками, как правило, обращается газораспределительная, сетевая, организация. Иногда с иском обращается прокурор. Следует сказать, что газовые сетевики тоже люди подневольные, им газовую сеть сдаёт в аренду ПАО «Газпром» и при любом нарушении «ПАПА» расторгнет договор аренды, создаст или найдёт другого «арендатора», но пострадает куча работников, которые лишатся работы. На газораспределительную организацию давит не только «ПАПА», а прежде всего орган технического надзора, который в процессе проверок «обнаруживает» строения, не смотря на то, что они там по полвека уже стоят, и выносит предписание «устранить нарушение зоны минимально допустимых расстояний». А как устранить? Вот и получается очередь исков, как из автомата.
Суды, как говорилось, иски удовлетворяют.
Суды при этом руководствуются п.6 ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.28 и ст.32 Федерального Закона от 31.03.1999 № 69- ФЗ « О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.07.1997 № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правилами охраны магистральных трубопроводов, Правилами СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» и дополнительно указывают позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в определении от 06.10.2015 № 2318-О.
Результат такого рассмотрения – стандартный вывод о том, что в целях обеспечения безопасности и благополучия населения, дома этого населения нужно снести без всякой компенсации (иногда указывается, что можно обратиться с отдельным иском о такой компенсации), и это «благо» для населения и его безопасности. Мол, об этом и сказано в определении КС РФ от 06.10.2015 № 2318-О.
Для незаражённого юридически-чиновничьими изысками сознания обывателя эта логика воспринимается как странный и дикий бред. «Я правильно понял, что меня выгоняют из моего дома в целях моей же безопасности!?» Но это так. Таковы нынешние правовые реалии. А с учётом того, что градостроительное зонирование определило здесь зону малоэтажной или коттеджной застройки, вид разрешённого землепользования тоже соответствующий и предусматривает нахождение, либо строительство жилого дома, имеется государственная регистрация права собственности на недвижимость, было разрешение на строительство — бред только усиливается.
Известно, что в защиту публичных интересов, в том числе прав неограниченного круга лиц может обратиться только прокурор. Обычно же с исками обращается газораспределительная организация. Поскольку она не может выступать «в защиту народа», то указывает в иске, что иск подан в интересах (да Вы не поверите!) тех самых несчастных домовладельцев, чей дом сносят. Как будто оказаться на улице без жилья – это как раз интерес их собственной безопасности. «А кто давал право истцу выступать в интересах ответчика!?» — спросите Вы. Отвечу: Вопрос резонный, но суды именно этот вывод и поддерживают, поскольку иначе никак «не зацепиться» за выводы, которые сделал КС РФ в определении от 06.10.2015 № 2318-О (определение это, и правда, очень «скользкое», потому «цепляться» приходится грубо, багром, или «стимулом», как называли это орудие в Древнем Риме, где его применяли чтобы тащить скот на убой).
Известный адвокат Анатолий Григорьевич Кучерена видит проблему в том, что технические нормативы устарели и Правительство России должно их пересмотреть. Почему Анатолий Григорьевич видит проблему в этом? А просто потому, что пресловутые «минимально допустимые расстояния» нигде в законодательстве не содержатся, кроме как в СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», точнее там только мера расстояний, и называется это иначе, а КС РФ своим определением от 06.10.2015 № 2318-О как раз и породил термин «минимально допустимые расстояния», фактически изменил чисто-технический термин и придал ему силу Федерального закона.
Что такое на самом деле эти «минимально допустимые расстояния» никто не знает. Суды, включая САМ Конституционный Суд РФ, в этом не разбирались и разбираться не хотят, типа «и так сойдёт». Вот вышло в результате, что если ты ближе, чем «минимально допустимое расстояние», то расстрел обеспечен. Углеводороды, конечно, богатство народное, но приближаться к нему – даже не вздумайте!
Термин «минимально допустимое расстояние» применяют неверно. А почему? – А потому, что Закон никто не читает.
В пресловутом СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» нет такого термина «минимально допустимые расстояния», есть «минимальные расстояния до оси трубопровода при проектировании», то есть, никаких «допустимые» и никаких для периода эксплуатации. Откуда же тогда взялся этот термин? А вытащили его из другого термина, из понятия «охранная зона», и чтобы связать как-то СНиП 2.05.06-85 с Земельным кодексом РФ породили «минимально допустимые расстояния», которые теперь гуляют, подобно разбойникам Кудияра, по всем судебным решениям.
Посмотрим законодательство.
В п. 6 ст. 90 ЗК РФ установлено:
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий, возникших на них аварий, катастроф.
Таким образом, в силу указанной нормы п.6 ст. 90 ЗК РФ понятия «охранная зона» и «минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения» – полностью тождественные.
Аналогично ст. 90 ЗК РФ определяется понятие «минимальное расстояние» в ст.28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». То есть, тут так же полное совпадение с понятием «охранная зона».
При этом текст п.6 ст. 90 ЗК РФ по смыслу и фактически дословно повторяется в ч.5 ст.28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ:
На земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией — собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Согласен, формулировочки в Законе те ещё! Если в Земельном кодексе РФ всё понятно, и одно из другого вытекает, то тут словно кто-то специально порвал в определённых местах непрерывную нить логики на куски. Но, придётся либо признать, что норма должна совпадать с Земельным кодексом РФ, либо признать, что норма нелогична и применять норму Земельного кодекса РФ.
В итоге получается, что нет никаких «минимально допустимые расстояния», а есть «минимальные расстояния», которые находятся внутри земельных участков, определяемых как «охранная зона» (то есть, могут быть или меньше этих участков, или совпадать с ними).
Этот вывод, пожалуй, исчерпывает всё, остальные рассуждения не могут его изменить, так как мы имеем дело с законодательством, которое непосредственно регулирует данные правоотношения.
Как устанавливается охранная зона?
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона объектов системы газоснабжения — территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В силу п.1.1. и 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 24 апреля 1992 г. N 9) в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих газ, устанавливается охранная зона в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны.
В ст.32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливается санкция именно за «минимальные расстояния». Так, в части 4 указанной статьи установлено:
Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В силу п.18 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» любая территориальная зона с особыми условиями использования территорий должна быть поставлена на кадастровый учёт. При этом в силу ст.1 Градостроительного кодекса РФ к территориальным зонам с особыми условиями использования относятся охранные зоны.
В силу требований ст. 56 ЗК РФ особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю.
В силу ст.2 ранее действовавшего Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
При этом, как указано в ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:
ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и других);
В силу ст.4 того же Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ:
1. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия — безвозмездное пользование (ссуда).
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
2. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
В настоящее время действует Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в силу ч.3 ст.1 которого:
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).
Там же в ч.5 установлено:
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Аналогично Правила охраны газораспределительных сетей так же устанавливают ограничения только в пределах охранных зон газораспределительных сетей, что видно из п.п.1 и 2 указанных правил. В п.п. 17-21 указанных Правил устанавливается, что именно границы охранных зон подлежат обязательной государственной регистрации.
Таким образом, охранные зоны подлежат регистрации как обременение земельных участков.
Как указано в п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: По смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 ст. 130 ГК РФ).
Помимо регистрации информация должна быть доведена и через информационные знаки, установленные вдоль газопровода.
— В силу п.3.1. Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 №9) Трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками (со щитами — указателями) высотой 1,5 — 2 метра от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже, чем через 500 м, и на углах поворота.
Установка опознавательных знаков трубопроводов оформляется совместным актом предприятия трубопроводного транспорта и землепользователя.
— В силу п.4.1. Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 №9) Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, — в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
— В силу п.1.6. СНиП 2.05.06-85 Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в этих зонах сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов.
Таким образом, публичный порядок требует, чтобы граждане знали об обязанностях, наложенных на них Федеральными законами. В этих целях производится государственная регистрация в едином государственном реестре недвижимости любых ограничений и обременений земельных участков.
Почему же суды не задают истцам (газораспределительным организациям) вопросы:
— Каков размер охранной зоны, находящегося в Вашем ведении газопровода?
— Определены ли границы земельного участка в пределах охранной зоны?
— Поставлены ли эти границы на кадастровый учёт и зарегистрированы ли они?
Полагаю, суды это не делают из гуманитарных соображений, они же тоже заботятся о правах ответчиков, об их жизни и здоровье: выгоняют ответчиков на улицу и выживай как хочешь, скитайся по временным приютам, и тебе повезло, если ты не старик, а то и в богадельню угодишь.
Суды знают, что в силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Если предположить какой-то иной правопорядок, что помимо охранных зон устанавливаются ещё какие-то зоны, которые являются тайными, нигде не указываются, не регистрируются, являются неизвестными для граждан, то получается, что законодательство сформулировано так, чтоб вводить граждан в заблуждение, причинять им имущественный вред.
А какое отношение имеет к этому СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы»?
Прежде всего, когда мы находимся в области технического регулирования, то надо и руководствоваться нормами о техническом регулировании, то есть, прежде всего - Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании».
В силу ст.4 Закона №184-ФЗ законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
СНиП 2.05.06-85 не относится вообще к указанному законодательству. Однако, имеется дедушкина оговорка и старые технические нормы могут действовать.
В силу ч.1 ст.46 Закона №184-ФЗ:
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
Во исполнение Закона №184-ФЗ был принят «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», причём это Федеральный закон!
В ч.1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что Правительство РФ утверждает Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В п.24 данного перечня указан СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» разделы 1 (пункт 1.1), 5 (пункты 5.5 — 5.6), 7 (пункты 7.6 — 7.10, 7.15 — 7.18, 7.20, 7.22, 7.24, 7.25), 8 (пункты 8.1.3, 8.2.6, 8.2.11), 10 (пункты 10.2.1 — 10.3.7), 11-14, 16, 17 (пункты 17.1.1 — 17.1.21).
Получается, что п.7.7 Свода Правил (это актуальная редакция СНиП 2.05.06-85, вообще приводить «СНиП» неверно, как видно, такого акта в области технического регулирования вообще не существует), содержащий в себе таблицу 4, устанавливающую зону минимально допустимых расстояний до объектов газоснабжения, является обязательным для исполнения.
Но вот что там обязательно, а что нет?
Прежде всего в п.1.1. СП 36.13330.2012, как и в любом нормальном акте указано как, когда, где, кем и для чего он применяется, читаем:
Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов и ответвлений от них номинальным диаметром до 1400 включительно, с избыточным давлением среды свыше 1,2 до 10 МПа включительно (при одиночной прокладке и прокладке в технических коридорах) для транспортирования:
…
б) сжиженных углеводородных газов фракций и их смесей, нестабильного бензина и конденсата нефтяного газа и других сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 40 °С не свыше 1,6 МПа из районов их добычи (промыслов) или производства (от головных перекачивающих насосных станций) до места потребления;
Хорошо, запроектировали правильно, но жизнь не стоит на месте, город растёт, расширяет границы, вместе с ним «отодвигаются» и «раздвигаются» сельские поселения, дачные участки. Что будем делать?
Таблица 4 не только устанавливает минимальные расстояния до газопроводов, но также ограничивает срок их действия ввиду будущего развития населённых пунктов.
Так в примечании к указанной таблице 4 СНиП 2.05.06-85 установлено:
«Расстояния, указанные в таблице, следует принимать: для городов и других населенных пунктов — от проектной городской черты на расчетный срок 20-25 лет; для отдельных промышленных предприятий, железнодорожных станций, аэродромов, морских и речных портов и пристаней, гидротехнических сооружений, складов горючих и легковоспламеняющихся материалов, артезианских скважин — от границ отведенных им территорий с учетом их развития; для железных дорог — от подошвы насыпи или бровки выемки со стороны трубопровода, но не менее 10 м от границы полосы отвода дороги; для автомобильных дорог — от подошвы насыпи земляного полотна; для всех мостов — от подошвы конусов; для отдельно стоящих зданий и строений — от ближайших выступающих их частей.»
Короче, или перестраивайте газопровод, за 25 лет эксплуатации он всё равно должен быть переделан, так как даже проектного давления уже не обеспечивает, или убирайте его.
Так он опасен, этот газопровод, или нет?
Суды не указывают в чём конкретно состоит опасность для ответчиков, которые имеют недвижимость в пределах этих самых «минимально допустимых расстояний». То ли туда метеориты притягиваются, то ли землю там пучит, то ли вообще семь казней египетских неведомо каких должно обрушиться и весь народ уйдёт из России, обидевшись на фараона и тех, кто ему верно служит, искать новую землю обетованную.
В силу ст.1, ч.3 ст.2, ст.3 ст.5, ст.13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования к промышленной безопасности производственного объекта должны быть конкретными, учитывать и описывать конкретные факторы производственного риска, характеристики и последствия воздействия этих факторов, пределы риска их наступления.
Если Вы видели хоть раз декларацию промышленной безопасности, то понимаете о чём речь, поскольку в этой декларации указывается сам риск, его пределы, каковы последствия, какова вероятность, меры по предупреждению и действия на случай, если риск наступит. Рассчитываются там и возможные «потери».
Подробнее о том, что содержится в декларации промышленной безопасности можно посмотреть в РД-03-14-2005.
А знаете, что написано в этой декларации в отношении «минимально допустимых расстояний» от газопровода? Верно, ничего.
Например, в отношении распределительного узла там будет написано что-то типа «тут может рвануть, погибнут два оператора и пламя может перекинуться на ближайший лес, если появятся не вырубленные заросли в пределах 25 метров от оси газопровода». А про минимально допустимые расстояния там нет ничего. Так о чём тогда сыр бор? А ни о чём, суды эти декларации не запрашивают, им достаточно просто слова «опасно». Конкретно в чём эта опасность, насколько она велика, это не важно.
О чём же на самом деле сказал Конституционный Суд?
Определение Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 г. № 2318-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Осиповой Людмилы Владиславовны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, части шестой статьи 28 и частью четвертой статьи 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» можно найти в сети, потому приводить его не буду.
Обращу внимание, лишь на то, что Конституционный Суд РФ в данном определении прямо указал:
«Между тем проверка законности и обоснованности правоприменительных решений, вынесенных по делу заявительницы, в том числе в части правильности выбора и истолкования правовых норм и иных актов, включая порядок применения пунктов 3.16 и 3.17 СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», а также содержащих аналогичные им положения пунктов 7.15 и 7.16 актуализированной редакции СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» (Свод правил. СП 36.13330.2012) для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в случаях строительства зданий и сооружений на земельных участках, входящих в охранную зону магистральных трубопроводов, а также правовой квалификации отношений, возникающих при предоставлении таких земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом установленных законом критериев правомерности его осуществления, в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не входит. Равным образом не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации решение вопросов о возможности возмещения убытков, причиненных приобретателю земельного участка, на котором расположен магистральный трубопровод.»
Таким образом, применение СНиП 2.05.06-85 должно истолковываться применительно к материалам конкретного дела с учётом требований действующего законодательства и конкретных сведений о промышленно-опасном объекте.
Хотя, точнее будет сказать «Понтий Пилат умыл руки».
В общем, развивайтесь, граждане России, работайте, торгуйте, стройте, приобретайте… Как видите, у нас всё это гарантируется. Гарант есть? Есть! – Значит, гарантируется.
Остаётся только один странный вопрос: Как так!?
Ведь, «если звёзды на небе зажигают, значит кому-то это нужно». Кому?
Если Вы полагаете, что это единственный пример тому, как законодательство извращается, и не просто извращается, а так, чтобы исподволь, из-под тишка, унизить граждан, сделать так, чтоб они чувствовали себя беспомощными, то глубоко ошибаетесь. Уже давно и во многих ситуациях наблюдается это. То что-то там декриминализируют, потом обратно вводят ответственность. То вносят изменения в Закон, а потом изменения в эти изменения, и даже изменения в изменения изменений, так, что не разобраться. То изменяют сроки, или вводят торги, забыв вписать что делать с ранее заключенными договорами. Такого теперь полным полно!
И создаётся ощущение, что «король то голый». Но вот кто заставляет голого короля выходить голышом на улицу, убеждает его в том, что он одетый и зачем это делается?
Явно это делается целенаправленно и явно это не спроста. Что-то кто-то замышляет…
Примечание: Для профессионалов прилагаю обстоятельства подлежащие доказыванию по такого рода делам.