Здравствуйте, уважаемые посетители сайта «Праворуб»!
После размещения своей первой статьи на сайте Праворуб (Праворуб: Пенсионный фонд России два года грабил индивидуальных предпринимателей: ...) автор получил определённую известность в предпринимательском сообществе.
По этой причине 01.07.2017 года начались обращения из разных регионов России по вопросу законности НОВОГО запрета (якобы, нельзя продавать пиво на розлив в ПЭТ-бутылках объёмом более 1,5 л).
Между тем, 99,9 % пострадавших лиц (розничных покупателей разливного пива; розничных продавцов разливного пива, а также их защитников) не имеют доступа к информации по теме публикации, поэтому в интересах общества автор размещает настоящую публикацию на сайте Праворуб.
Новый запрет имеет особую общественную значимость в силу нескольких обстоятельств, каждое из которых встречается достаточно редко.
1) В основе нового "псевдозапрета" лежит новая норма права (ч. 2.2 ст. 14.16 КоАП РФ), то есть судебная практика (на момент размещения статьи) полностью отсутствует.
2) Первые протоколы по делам, связанным с ч. 2.2 ст. 14.16 КоАП РФ, появятся не ранее 01.07.2017 года, соответственно, первая судебная практика появится не ранее сентября 2017 года.
3) Учитывая скоротечность процессуальных сроков, установленных в КоАП РФ, пострадавшие лица и их защитники уже сегодня нуждаются в информации, связанной с защитой своих прав.
4) Применение ч. 2.2 ст. 14.16 КоАП РФ однозначно будет иметь заведомо незаконный характер на всей территории России, поэтому количество пострадавших лиц будет исчисляться миллионами, а суммы незаконно взысканных штрафов будут исчисляться десятками миллионов рублей.
5) Пострадавшими лицами автор считает не только продавцов разливного пива, но также покупателей разливного пива, причём указанные субъекты страдают даже в том случае, если в России не будет вынесено ни одного постановления на основании ч. 2.2 ст. 14.16 КоАП РФ.
6) Замысел законодательной власти был полностью извращён исполнительной властью, которая действует произвольно и в коррупционных целях.
7) Ситуация, описанная в настоящей статье, встречается в практике крайне редко: правило, установленное законодателем, используется исполнительной властью ВОПРЕКИ замыслу законодателя.
При этом законодатель даже не догадывается, что нормы закона могут применяться (и уже фактически применяются) не по назначению, но исходя из потребностей исполнительной власти.
Вводная часть
01.07.2017 года на всей территории России начал действовать запрет на продажу пива в ПЭТ — таре объёмом более 1,5 л (п. 15 ч. 2 ст. 16 ФЗ-171 от 22.11.1995 года), причём указанный запрет подкрепляется санкциями, установленными ч.2.2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Сущность конфликта между государством и обществом
Законодатель, скорее всего, не знал и не знает о том, что в азиатской части России получила широкое распространение практика продажи разливного пива в ПЭТ — бутылки, причем процесс розлива пива из бочек осуществляется непосредственно в магазине, в присутствии покупателя.
Это обстоятельство объясняется тем, что указанная технология розлива пива (оборудование «Пегас») изобретена и запатентована в городе Новосибирске, откуда постепенно распространяется по территории России.
Чем дальше от города Новосибирска, тем менее распространён процесс продажи разливного пива с использованием ПЭТ — бутылок.
Большинство депутатов Госдумы РФ даже не подозревает о том, что существует вариант розничной продажи разливного пива в ПЭТ — тару в условиях магазина, так как в европейской части РФ данный вариант используется гораздо реже.
Законодатель не мог учитывать магазинный розлив пива, когда конструировал вышеуказанные нормы права, но созданные нормы запретов используются правоприменителем исключительно в отношении магазинного розлива пива.
Розничная продажа пива в ПЭТ-таре может происходить двумя способами:
1) розлив пива в ПЭТ — бутылки в условиях завода — изготовителя с последующей розничной продажей пива в магазине;
2) розлив пива в бочки в условиях завода — изготовителя, после чего бочки перемещаются в магазин, в котором и происходит розлив пива в ПЭТ — бутылку при помощи специального оборудования и углекислоты.
Необходимо понимать, что вышеуказанные нормы законодатель создавал с единственной целью: запретить вариант №1, так как за рубежом заводы — изготовители не разливают пиво в ПЭТ — тару (используется или стекло, или металл).
Запрет на розлив пива в ПЭТ — бутылки любого объема в условиях завода — изготовителя действует на территории Республики Казахстан, руководители которой настойчиво требуют от России ввести аналогичный запрет, учитывая общее экономическое пространство между РФ и РК.
Законодатель вовсе не желал ограничивать розлив пива из бочек в условиях магазина (вариант №2), однако исполнительная власть РФ произвольно толкует нормы закона в своём коррупционном интересе.
01.01.2017 года заводы-изготовители полностью прекратили разливать пиво в ПЭТ — бутылки объемом более 1,5 л, поэтому к 01.07.2017 года на рынке России совсем не осталось запрещённого пива.
Следовательно, ч.2.2 ст.14.16 КоАП РФ является мертворождённой, ибо к моменту вступления нормы в законную силу в России полностью исчез предмет правонарушения (пиво, расфасованное на заводе в ПЭТ-бутылку объемом более 1,5 л).
Однако контролирующие службы РФ рассудили иначе («Зачем добру пропадать?») и самовольно направили новое оружие в адрес лиц, которые продают пиво в розлив из бочек в условиях магазина.
По всей территории России прошла информационная волна о том, что, якобы, запрещено продавать пиво из бочек на розлив в ПЭТ — бутылку объёмом более 1,5 л (самое удивительное, что изготовители, продавцы и покупатели разливного пива верят в наличие законодательного запрета).
Отсутствие запрета на продажу разливного пива из бочек в ПЭТ — бутылки объемом более 1,5 л подтверждается следующими обстоятельствами.
Во-первых, не нужно обращать внимание на значение "1,5 л", так как данное число имеет временный и компромиссный характер (между государством и производителями пива).
Компании — изготовители пива являются спонсорами чемпионата мира по футболу, который в 2018 году пройдёт в России.
По этой причине во втором полугодии 2018 года (после окончания ЧМ и выборов Президента РФ) неизбежно последует запрет на розлив пива в ПЭТ-тару любого объема в условиях завода — изготовителя.
Во-вторых, бочки для транспортировки пива изготавливают не только из металла, но также из различных сортов ПЛАСТИКА.
Фактический срок хранения разливного пива никогда не превышает одних суток, но срок хранения пива в ПЛАСТИКОВОЙ бочке может составлять два месяца.
При этом законодатель никак не ограничивает использование пластиковых бочек (объемом 25 л) для хранения, перевозки и розничной продажи пива, но ограничивает использование пластиковых бутылок объемом более 1,5 л.
В-третьих, сама диспозиция ч.2.2 ст.14.16 КоАП РФ полностью ориентируется на объем ПЭТ — тары, но никак не направлена на объем проданного разливного пива, что неизбежно порождает правовой парадокс.
Если покупатель просит налить ему из бочки ПОЛТОРА литра пива в ПЭТ — бутылку объемом 1,5 л, тогда правоотношения имеют законный характер.
Если же покупатель просит налить ему из бочки ПОЛТОРА литра пива в ПЭТ — бутылку объемом 2 л, тогда, по мнению исполнительной власти, правоотношения приобретают характер административного правонарушения.
Существенный размер санкций подтверждает, что указанное нарушение имеет высокую степень общественной опасности.
Иными словами, законодатель создавал нормы, которые должны пресекать розничную продажу пива, расфасованного в условиях заводов — изготовителей пива в ПЭТ — тару объемом более 1,5 л.
Законодатель не планировал использовать указанные нормы в отношении розничных продавцов разливного пива, поэтому и величина санкций ИЗБЫТОЧНО высока (для продавцов разливного пива).
Негативные последствия нового запрета
Во-первых, страдают законные интересы потребителей разливного пива:
1) деньги (две бутылки объемом 1,5 л стоят дороже, чем одна бутылка объемом 3 л);
2) время ожидания (одна бутылка объемом 3 л наполняется быстрее, чем две бутылки по 1,5 л);
3) покупателям причиняется моральный вред в связи с незаконным правоограничением (навязывание продавцом дополнительного товара в виде ещё одной ПЭТ — бутылки; отсутствие у покупателя права выбора: две «полторашки» или одна «трёшка»).
Во-вторых, страдают интересы экологии и охраны природы: для изготовления «полторашки» и «трёшки» необходимо практически одинаковое количество материала и энергии.
Следовательно, продажа двух «полторашек» вместо одной «трёшки» увеличивает нагрузку на экологию ровно в два раза; не нужно забывать расходы на утилизацию (тоже двойной рост).
В-третьих, наиболее существенно страдают интересы лиц, которые продают пиво из бочек в розлив, так как указанные субъекты являются субъектами АПН и могут привлекаться к ответственности.
В-четвёртых, и это главное: создаётся ещё один мощный коррупционный механизм, когда должностные лица исполнительной власти будут за определённую плату не замечать, что в некоторых местах продолжается продажа разливного пива в 2, 3, 4 — литровые ПЭТ — бутылки.
Эффективность такой «кормушки» проверена раньше, когда в субъектах РФ установили режим продажи алкогольной продукции.
Например, на территории Алтайского края нельзя продавать пиво позднее 21.00, но многие магазины ПОСТОЯННО нарушают данное правило, при этом отлично информированные правоприменители «не замечают» правонарушения.
Что делать?
После ответа на классический вопрос (кто виноват?) необходимо ответить и на второй национальный вопрос (что делать пострадавшим?).
Автор НЕ советует продавцам разливного пива игнорировать новый запрет, во всяком случае, до момента заключения коррупционных договорённостей с контролирующими органами.
Во-первых, размер санкций имеет ВЕСЬМА существенный характер даже для успешных предпринимателей, для прочих лиц размер наказания может стать причиной банкротства.
Во-вторых, исполнительная власть будет привлекать к административной ответственности ВСЕХ «нарушителей», которые НЕ договорятся (по понятиям) с контролёрами.
В-третьих, судебные органы России достаточно часто страдают зависимостью от исполнительной власти, а также правовым невежеством, поэтому судебной защиты можно и не дождаться.
Покупатели разливного пива могут жаловаться в Роспотребнадзор на нарушение прав потребителей, предприниматели могут жаловаться региональным уполномоченным по правам предпринимателей, а также в адрес Росалкогольрегулирования.
В любом случае, продавцы, привлечённые к ответственности по ч.2.2 ст.14.16 КоАП РФ, просто ОБЯЗАНЫ обжаловать постановление по делу об АПН и последующие судебные акты вплоть до ВС РФ и КС РФ, иначе коррупционный механизм будет работать дальше.
Автор просит читателей сайта Праворуб распространить настоящую информацию, используя свои каналы коммуникации: покупатели и продавцы разливного пива имеют право знать, что их обманывает исполнительная власть России, причём законодательная власть этого не хотела.
В завершение напомним слова В.Ленина: «У нас такой характер… надо сперва сильно перегнуть в одну сторону, а потом постепенно выправлять. А чтобы сразу всё правильно было, мы ещё долго так не научимся».
Невозможно предугадать, сколько времени понадобится, чтобы исправить допущенную ошибку: может быть, месяцы, может быть, годы, но без активных действий ничего исправить нельзя.