Хочу предупредить сразу – это не проект Концепции «Адвокатура – 21 век», а некоторые мысли о возможных и желаемых изменениях в правовом и организационном положении российской адвокатуры по следам разговора, начатом уважаемым коллегой на страницах «Праворуба».
Если принципы деятельности адвокатуры, изложенные в № 63-ФЗ возражений не вызывают, то вот содержание этих принципов, изложенное законодателем, и, в еще большей степени то, что постоянно норовят «расширить и углубить» функционеры от ФПА, вызывает от недоумения, до полного неприятия.
Впрочем, начнем.
Если мы говорим об адвокатуре, как о независимом институте гражданского общества, действующего на основе принципов законности и корпоративности, какое-либо участие государственных институтов в деятельности адвокатуры должно быть сведено до минимума.
Органы юстиции не должны определять, как должен выглядеть ордер адвоката на его участие в делах, как защитника или представителя или какие реквизиты должен содержать адвокатский запрос – пусть это находится в ведении высших органов адвокатского самоуправления, в предлагаемом вниманию видении – Совета адвокатских палат.
И уж, разумеется, никаких надзорных функций за адвокатурой у органов Минюста оставаться не должно; в России существует только один орган, имеющий право осуществлять надзор – прокуратура.
За Минюстом можно оставить только утверждение формы удостоверения адвоката, выдачу удостоверений на основании решений органов адвокатского самоуправления, и ведение реестра адвокатов.
Прием в адвокатуру должен проводиться на совершенно иных правилах, чем те, которые действуют сейчас – никаких квалификационных экзаменов, что совсем не означает, что в адвокатуру может попасть любой желающий.
Тут будет полезно частично использовать опыт, существовавший в советской адвокатуре, в частности, обязательное прохождения стажировки сроком не менее шести месяцев.
Правда, это касалось лишь граждан, не имеющих стажа работы по специальности юриста или имеющих такой стаж менее двух лет.
В наше время, когда высшая юридическая школа находится в плачевном состоянии, я считаю, что стажировку в адвокатских образованиях обязаны проходить все кандидаты; не имеющие стажа по юридической специальности – не менее 2-х лет; имеющие стаж по юридической специальности – сроком до 6 месяцев.
По окончании стажировки руководитель адвокатского образования готовит представление в региональную адвокатскую палату о присвоении статуса адвоката успешно прошедшему стажировку.
В течение года, после присвоения статуса лицу, успешно прошедшему стажировку, руководитель адвокатского образования, в случае совершения дисциплинарного поступка рекомендованным им кандидатом, также может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Тем самым усиливается контроль, не только за профессиональным качеством стажировки, но учитываются моральные качества кандидата на получение адвокатского статуса.
Считаю, что необходимо ввести понятие «адвокатского расследования», в котором предусмотреть, не только право адвоката на опрос граждан или привлечение специалистов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний, но и на проведение осмотров, например, места происшествия, проведение экспериментов, разумеется, исключающих возможность причинения вреда здоровью окружающих или их имуществу.
Адвокат должен обладать правом удостоверять копии документов с подлинников, представленных ему доверителями по делам, находящимся у него в производстве. Такие копии должны приравниваться к нотариально удостоверенным.
Адвокату, осуществляющего свою деятельность в отдаленных районах, с низким уровнем доходов населения, местная администрация должна бесплатно предоставить помещение для приема граждан.
Полагаю необходимым значительно увеличить размер штрафов для должностных лиц и граждан, не отвечающих, или несвоевременно отвечающих на адвокатский запрос – от 50 до 100 тыс. – для должностных лиц, и от 10 до 30 тыс. руб. – для граждан.
Необходимо внести в УК РФ, взамен утратившей силу ст.298 – воспрепятствование законной деятельности адвоката, в качестве квалифицирующего признака, отягчающего ответственность – должностное положение лица, совершившего данное преступление.
Должен быть установлен прямой запрет на допрос адвоката о любых обстоятельствах обращения к нему лица за получением юридической помощи; попытку такого допроса рассматривать, как воспрепятствование законной деятельности адвоката.
Полагаю, Кодекс профессиональной этики адвоката совершенно лишенным смысла документом – этические принципы адвокатской деятельности должны быть изложены в Законе.
Есть несколько адвокатских проступков, которым, нет, и не может быть, ни оправдания, ни прощения.
С моей точки зрения, это:
— отказ от принятой на себя защиты по уголовному делу, в том числе, и по назначению;
— обещание, предоставления гарантий, достижения положительного для доверителя результата;
— уклонение от принятых обязательств, например, когда доверитель, оплатив требуемую адвокатом сумму, больше не может с ним связаться;
— сговор с представителями правоохранительных органов с целью склонить доверителя к даче признательных показаний под обещание впоследствии смягчить его участь, если доверитель отрицает свою вину;
— вступление в дело по назначению при наличии адвоката по соглашению;
— распространение порочащих других адвокатов сведений, публичные оскорбительные высказывания в их адрес, в том числе (что самое отвратительное), в целях отказа от услуг адвоката, в адрес которого допускаются такие высказывания.
Полагаю, перечень оснований, по которым адвокат может быть лишен статуса в качестве меры дисциплинарного воздействия, должен быть исчерпывающим, и такое решение приниматься только после самого тщательного расследования.
Прочие меры взыскания: предостережение и временное приостановление статуса сроком от 1 месяца до года, могут быть применены за менее тяжкие проступки.
Сразу хочу отметить – я противник судебного решения о лишении адвоката его статуса; во-первых, если уж мы говорим о своей независимости и корпоративности, давайте все вопросы, в отношении своих членов решать в рамках корпорации; во-вторых, я не очень понимаю, как можно питать какие-то иллюзии, имея на руках многочисленные постановления, разрешающие проведение, скажем, обысков в помещении адвокатов, разрешающие проведении в отношении них оперативно-розыскных действий, например, прослушивание телефонных переговоров.
Решение органа адвокатского самоуправления легче отменить в судебном порядке, чем решение суда, вынесенное по тому же предмету…
Перечень органов адвокатского самоуправления должен быть иным и формироваться они должны совершенно по иным правилам.
Высшим органом адвокатского самоуправления должна быть Конференция адвокатов, собираемая не реже одного раза в год, при этом участие в ней может принять любой адвокат, зарегистрировавшийся в качестве делегата не позднее, чем за месяц до ее начала. Адвокатские образования смогут выставлять своих делегатов, избранных на общих собраниях адвокатских образований.
На Конференции адвокатов, сроком на 4 года, избирается Совет адвокатских палат, в состав которого входит по одному представителю адвокатской палаты каждого региона.
Совет адвокатских палат собирается не реже одного раза в квартал для принятия решений, относящихся к его компетенции, прежде всего – защите законных прав и интересов адвокатов, подготовке обращений в государственные органы с предложениями об улучшении качества оказываемой юридической помощи, в том числе, улучшении материального положения адвокатов, оказывающих населению бесплатную юридическую помощь.
Совет адвокатских палат вправе принимать решения, носящие исключительно рекомендательный характер для адвокатов, но обязательный для Президентов адвокатских палат в части, касающийся защиты прав и интересов адвокатов, в том числе, и по результатам рассмотрения обращений адвокатов.
Нужно продумать механизм досрочного отзыва представителей региона в Совете адвокатской палаты в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
Адвокат вправе обжаловать решения Совета адвокатских палат, если это решение нарушает или может нарушить его законные права и интересы.
При Совете адвокатских палат действует один постоянный орган – Методический совет, деятельность которого сведена, исключительно, к аналитической работе и внесению предложений в Совет адвокатских палат рекомендаций по улучшению качества оказываемой юридической помощи.
Президенты региональных адвокатских палат избираются сроком на четыре года с правом переизбрания на новый срок и без ограничения срока пребывания на этом посту.
Полномочия президента адвокатской палаты могут быть досрочно прекращены, в том числе, и в безусловном порядке:
— в случае не менее трех вступивших законную силу решений суда в течение одного года после вступления в силу первого решения по иску адвоката на незаконные действия/бездействия президента;
— пять и более подтвержденных проведенной проверкой Советом адвокатских палат по жалобам адвокатов, нарушений законных прав и интересов адвокатов, в том числе, в случае необоснованного возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката.
Адвокаты, составляющие не менее 10 % от адвокатов, внесенных в реестр данного региона, вправе потребовать досрочного созыва собрания адвокатов данного региона для вынесения на повестку дня вопроса о досрочном прекращении полномочий президента.
Вот, что я хотел сказать в самых общих чертах, как мне видится будущее адвокатуры.