В своей статье я описывал, что «слепое» подписание договора, предложенного поставщиком, привело для покупателя к взысканию долга в 14 млн. рублей.
Если вы не читали, то опишу вкратце. Завод (Поставщик) и Торговый дом (Покупатель) заключили договор поставки молочной продукции. Покупатель перепродавал продукцию в торговые сети. Часть перепродаваемой продукции была некачественной из-за чего ТД производил обратный выкуп некачественного объема за свой счет. Так образовался долг перед Заводом в 14 млн. рублей. Торговый дом не смог доказать факты поставок некачественной продукции из-за «мин», заложенных для него в договоре поставки с Заводом.
Как и у любых бизнес проектов в основе этой истории лежала договоренность между директором Завода и директором Торгового дома.
Вначале было слово
По «договоренности» директором ТД должен заключить договоры поставок с интересующими Завод розничными сетями в течение 2-х лет на свой ТД. В эти два года Торговый дом обязался обеспечить реализацию установленного объема продукции только Завода и достижении установленного оборота денег, делая ритуальную наценку при перепродаже продукции. Завод, в свою очередь, держать цены на «минимальной планке», чтобы сети и конечный потребитель привыкли к продукции.
На третий год Завод и ТД планировали сделать поэтапное повышение цен, чтобы «начать работать в плюс». В конце третьего года Завод обязался выкупить 100% долю у директора ТД по рыночной цене. Директор торгового дома свои обязательства выполнил, а Завод решил получить долю ТД бесплатно. Как вы понимаете, при оборотах под 200 млн. рублей в год, с заключенными договорами поставок с крупнейшей розницей директор Торгового дома мог стать очень богатым человек. Но не стал, потому что джентельменское соглашение не оформили документально.
Решением проблемы
Является опционное соглашение («опцион») согласно ст. 429.2 ГК РФ. Согласно условиям опциона одна сторона предоставляет другой стороне посредством безотзывного предложения право заключить один или несколько договоров на условиях, определенных опционом.
Опцион, фактически, состоит из двух договоров: (1) собственно опциона, описывающего: кто, кому, когда, в какой форме, при наступлении или не наступлении каких обстоятельств направляет оферту и акцепт; размер платы для оферента за предоставляемое право, санкции за нарушение обязательства заключить договор, (2) основного договора, в частности, купли-продажи доли в уставном капитале ООО.
Фиксирование договоренностей
В нашем случае директор ТД представляет Заводу (именно Заводу, как юр. лицу, а не его директору лично) право заключить договор купли-продажи 100% доли в уставном капитале ТД. Обязанность у Завода по выкупу доли наступает при наступлении следующих условий:
(а) заключения ТД договоров поставки с торговыми сетями А,B,C на поставку следующей номенклатуры продукции:________в период ДД.ММ.ГГ-ДД.ММ.ГГ;
(b) достижения объема реализации продукции в торговые сети в размере ___ рублей за 2014, 2015, 2016 годы.
Для спокойствия Завода в «чистоте» приобретаемой доли в опционе стороны предусматривают ряд заверений и гарантий согласно ст. 431.2 ГК РФ, в случае нарушения которых Завод может расторгнуть опционное соглашение.
Например:
- На момент отчуждения приобретаемая доля принадлежит Продавцу, не заложена, не арестована, не уступлена, не является предметом задатка и под каким-либо иным обременением не состоит.
- С момента приобретения права на долю и до момента ее реализации гендиректор ТД в браке не состоял и не состоит.
- У торгового дома отсутствует задолженность перед контрагентами, органами государственной власти и местного самоуправления.
Одним из ключевых параметров для гендиректора ТД является указание цены или порядка определения цены продаваемой доли: фиксированная или гибкая при достижении объемов выручки или заключении договоров с новыми сетями; на основании отчета независимого оценщика, а также определения момента возникновения обязательства у Завода по выкупу доли.
Увы, история и право не знаю сослагательного наклонения, поэтому убыток директора ТД в виде неполученной стоимости доли в уставном капитале составил несколько миллионов долларов.
Дорогие Доверители, фиксируйте джентельменские договоренности – не теряйте свои деньги.