С советских времен судебное разбирательство по уголовным делам в нашей стране отличается выраженным обвинительным уклоном. С принятием нового Уголовно-процессуального кодекса РФ и провозглашением принципов состязательности и равноправия сторон в уголовном процессе ситуация несколько изменилась, но ненадолго.
В настоящее время данные принципы по-прежнему существуют, но, как правило, лишь в форме деклараций.
Часто мы видим рекламные заявления адвокатов по уголовным делам, например, такие: «100 % гарантия успешного результата!», «99 % выигрышных дел», «Развалю уголовное дело в суде» и т.п.
Это все ложь.
Во-первых, никто вам не может дать какие-либо гарантии результата по уголовному делу, поскольку решение о судьбе лица, привлекаемого к уголовной ответственности, будет принимать суд. И зачастую это решение не совпадает с желанием подсудимого и с позицией его защитника.
Во-вторых, понятие выигрышного дела в уголовном процессе весьма условно.
Например, государственный обвинитель просит суд признать подсудимого виновным в совершении преступления и назначить ему наказание в виде реального лишения свободы. Судья в свою очередь назначает подсудимому условное наказание.
Это выигрышное дело или нет?
С одной стороны, да, так как осужденный остался на свободе, а ведь мог отправиться в колонию.
С другой стороны, теперь у него есть судимость, а также ряд ограничений, которые не дадут ему полноценно жить как минимум на период испытательного срока. Не говоря уже о том, что если осужденный нарушит исполнение возложенных на него ограничений, условное наказание может быть заменено ему на реальное лишение свободы.
В результате человек несколько лет может ходить под «дамокловым мечом», что не совсем корректно называть успешным результатом по делу. Хотя, если сравнить данный расклад с времяпровождением на зоне, то он, несомненно, более привлекателен.
При этом большинство адвокатов по уголовным делам сойдутся во мнении, что такое дело является выигрышным, и без колебаний включат его в эти пресловутые 99 % успешных дел.
«Выигрышность» уголовного дела также во многом зависит от отношения подсудимого к своей вине.
Если подсудимый признает свою вину в совершении преступления, то назначение ему судом условного наказания, несомненно, является выигрышем. Если же подсудимый заявляет о своей невиновности, единственным успешным итогом дела в подобной ситуации можно считать постановление судом оправдательного приговора или прекращение уголовного дела.
К сожалению, суд первой инстанции крайне редко встает на сторону подсудимого в случае непризнания им своей вины.
Если судья при ознакомлении с делом увидит, что в ходе расследования были допущены серьезные нарушения закона, он скорее вернет данное дело прокурору, чем будет рассматривать его и выносить решение в пользу подсудимого. Так он снимет с себя ответственность за «косяки» следствия и избавится от необходимости выносить оправдательный приговор.
Если же суд принимает дело и рассматривает его по существу, это обычно заканчивается вынесением обвинительного приговора, иногда практически под копирку с обвинительным заключением.
Нередко в ходе судебного разбирательства по уголовному делу судья оказывает на подсудимого и его защитника неприкрытое давление.
В запущенных случаях судья полностью встает на сторону обвинения, а иногда и вовсе подменяет собой государственного обвинителя. Например, пугает подсудимого предстоящим серьезным наказанием, задает наводящие вопросы свидетелям, направленные против подсудимого, не предоставляет защитнику достаточно времени для ознакомления с материалами дела, отказывается приобщать к делу доказательства защиты и пр.
В такой ситуации даже опытные граждане, находясь на скамье подсудимых, теряются и не могут полноценно себя защитить. Помочь здесь может только квалифицированный и независимый адвокат по уголовным делам , способный эффективно выполнять свои обязанности даже в условиях жесткого противостояния с судом.
Если суд выносит приговор с нарушением закона, не в пользу подсудимого, на такой приговор необходимо подавать жалобу. В процессе обжалования незаконного приговора выиграть уголовное дело возможно.
Вышестоящие судебные инстанции более самостоятельны в принятии самых разных решений, поэтому здесь чаще встречаются случаи переквалификации, смягчения наказания и даже прекращения уголовных дел.
Если у осужденного и его защитника есть доказательства серьезных нарушений, допущенных следствием и судом, обоснованные аргументы о необходимости переквалификации статьи или прекращения уголовного дела, шансы добиться успеха в судах апелляционной или кассационной инстанций возрастают.
К сожалению, в стадии кассации судьи наделены правом отказывать в удовлетворении любой жалобы без назначения ее рассмотрения в судебном заседании. Вместе с тем, если следовать определенным правилам и грамотно составить кассационную жалобу, можно убедить суд согласиться с вашими доводами и выиграть уголовное дело.
Но для этого нужно заранее заложить прочный фундамент под дальнейшее обжалование и зафиксировать свою позицию еще в суде первой инстанции. Несмотря на противостояние суда, следует заявить все необходимые ходатайства и приобщить их в письменной форме к материалам дела, задать необходимые вопросы свидетелям, представить суду железные аргументы, подтверждающие позицию стороны защиты, тщательно подготовить защитительную речь для выступления в прениях.
В общем, надо спокойно и последовательно гнуть свою линию и идти до конца. И тогда выигрыш уголовного дела может стать реальностью.


Уважаемый Владимир Юрьевич, на мой взгляд успешность работы адвоката по уголовному делу зависит только от одного критерия- оценки самого подзащитного. Если человек вину не признает и говорит о том, что не совершал преступления, а его осудили пусть даже условно, то выигрышем это сложно назвать. И напротив, если с обвинением согласен и была реальная угроза сесть, а он остался на свободе, то можно и зачесть.
Согласен с Вами и по работе в вышестоящих инстанциях. Без заложенного на стадии следствия и суда фундамента не обойтись.
Уважаемый Николай Васильевич, есть доля правды в Ваших словах. Но далеко не всегда можно надеяться на адекватную оценку подзащитного. Нужно самому оценивать ситуацию и влиять на оценку подзащитного, чтобы эти оценки совпадали.
Уважаемый Владимир Юрьевич, терпение и труд в нашем правосудии показатель не перетрут)… Но если не будет грамотного специалиста, тогда точно спорить лучше и не начинать, тут я с Вами согласен. А еще согласен с тем, что тем раньше такой специалист появляется, тем больше шансов добиться результата, как показывает практика.
Уважаемый Евгений Александрович, бывает, что перетрут. Главное — гнуть свою линию. Вода камень точит.
Уважаемый Владимир Юрьевич, конечно… бывает. В том то и статистический юмор)
Уважаемый Владимир Юрьевич, перешел на Ваш сайт, там %-ые соотношения успешности. Например 95 % успешных дел. Каким образом расчет производите, от чего и как рассчитываете? Или это примерное видение своих результатов?
Уважаемый Станислав Георгиевич, конечно, это примерное видение. Я об этом и пишу, что процент успешных дел невозможно рассчитать ввиду относительности понятия «успешные». Но я хотя бы не наглею и не пишу, что их 100!:)
Уважаемый Владимир Юрьевич, да, 99 и 100% успешности для любого человека с адекватным мировоззрением должно вызывать сомнения, а лучше сразу отвержение.
Уважаемый Владимир Юрьевич, спасибо Вам за публикацию. Согласен с Вами полностью. Лишь грамотный адвокат станет отстаивать до конца свою позицию в следствии и суде и бороться до конца, применяя все свои знания
В такой ситуации даже опытные граждане, находясь на скамье подсудимых, теряются и не могут полноценно себя защитить. Помочь здесь может только квалифицированный и независимый адвокат по уголовным делам , способный эффективно выполнять свои обязанности даже в условиях жесткого противостояния с судом.Примеров самостоятельного «лечения» очень много и я о них тоже сообщал на страницах «Праворуба». Заканчивается, как правило печально. А вот жесткое противостояние зачастую приносит положительные результаты))
Уважаемый Владимир Юрьевич, а в чем, собственно, проблема?
Выиграл одно дело — можно смело писать «Выигрыш — 100%». Тут обмана нет.
А вот 99% или 95% — это точно мошенник. Ибо математически такие проценты высчитать невозможно.
Уважаемый Владимир Юрьевич, почему-то мне Ваша статья напомнила вот это:
https://youtu.be/1aRva1p7_sU
Уважаемый Владимир Юрьевич, для себя считаю выигранным делом такое, в котором добился желаемого результата. А уж какой результат желать, дело конечно сугубо объективное). Это и возвращение дела прокурору, и условное осуждение по тяжкому преступлению, и срок ниже низшего, иногда и частичное оправдание. А что существует теоретическая возможность полноценного оправдательного приговора я начинаю забывать)).
Хорошая статья, помнится мне бывший сотрудник прокуратуры сказал: «Для нас по уголовным делам условное наказание — является уже проигрыш!»
Уважаемый Сергей Петрович, ну не правда. Часто обвинение само просит условное, в последнее время даже само просит прекратить с назначением судебного штрафа. А месяца два назад вообще удивило — вернуло следствию, было два по ч. 2 ст. 159, так одно предложили посмотреть на ч. 1 той же статьи. о чем в принципе я следаку 2 месяца твердил. В суд пошло по ч. 1 и ч. 2 ст. 159. Сам удивлен был.
Уважаемый Дмитрий Александрович, ну почему? Вполне имеет место быть.