Законы, не имеющие разумного объяснения и понимания: водитель и телефон

Краткое содержание:

  • Нельзя держать в руке телефон
  • Управлять одной рукой без телефона можно!
  • Отвлечение внимания?
  • В чем смысл запретительной нормы?

Нельзя держать в руке телефон

Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ в КоАП РФ внесена статья 12.36.1. «Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства», которая устанавливает, что:

«Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».

Таким образом, исходя из смысла данной статьи, основную опасность для дорожного движения законодатели видят только в исключении водителем рук из управления автомобилем, а принимая во внимание, что переговоры по телефону ведутся с использованием одной руки, именно управление водителем автомобилем одной рукой создает опасность для остальных участником движения.

Управлять одной рукой без телефона можно!

Между тем, управление автомобилем с помощью только одной руки не запрещено правилами дорожного движения и данные действия не содержат состава административного правонарушения.

Водитель имеет право положит одну руку на подлокотник, на открытую дверную створку окна, на колено, есть пирожок или мороженное одной рукой и это не будет являться нарушением, но только если водитель положит в эту руку телефон и начнет разговор, это сразу же будет правонарушением, за которое законом (ст. 12.36.1 КОАП РФ), предусмотрена административная ответственность.

То есть, в одних случаях управление автомобилем с помощью только одной руки не создает опасность для дорожного движения, а в другом (если в руке телефон) такая опасность существует. Согласитесь, как-то не логично.

Отвлечение внимания?

Предвкушая вопрос о том, что, держа в руке телефон, водитель ведь еще по нему и разговаривает и сознание водителя переключается на обсуждаемые с абонентом вопросы. А вопросы могут быть разные. Одни требуют напряжение памяти для понимания темы обсуждения и формирования четкого ответа, другие несут эмоциональное воздействие (негативное или позитивное). То есть, погружаясь в разговор, сознание водителя отвлекается от контроля за дорожной обстановкой, а в некоторых случаях перестает ее контролировать совсем.

То есть, опасность разговора по телефону водителем во время движения ТС, состоит не только в использовании им руки, в которой он держит телефон, но и в отвлечении сознания водителя и второе, по моему мнению, создает большую опасность.

Однако законодатели так не считают, так как ст. 12.36.1 КОАП РФ разрешает водителю во время движения транспортного средства пользоваться телефоном, оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Таким образом, управляя автомобилем одной рукой (в другой руке держите пирожок) и одновременно ведя переговоры по телефону, оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, Вы ничего не нарушаете.

То есть, управлять автомобилем одной рукой  ПДД РФ не запрещает, пользоваться телефоном во время движения  так же не запрещено, тогда в чем смысл данной нормы ПДД РФ и КоАП РФ, какие права и как она защищает, какую пользу она несет она для участников дорожного движения?

Интересно Ваше мнение, уважаемые коллеги.

Да 12 11

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: cygankov, strijak, dedush, vladimir-verhoshanskii, sergey-b, Кудусов Фаниль, Матвеев Олег, sherbininea, office74, Ильин Александр, Петров Станислав, user70517, Кондратьев Владимир, user5610, Митрофанов Андрей, user715157
  • 06 Марта 2019, 21:48 #

    Уважаемый Леонид Александрович, ну все, теперь кофе по дороге не выпьешь и пирожок не съешь))). Ждите поправки в ПДД РФ8-|

    +4
  • 06 Марта 2019, 21:53 #

    Уважаемый Леонид Александрович, во время управления автомобилем у водителя активно используется рабочая (оперативная) память мозга. Водитель непрерывно занят изучением поступающей информации (знаки, светофоры, состояние дороги, действия других участников ДД), ее мгновенным анализом, принятием решений по результатам анализа. 

    Правильно отмечено, что любой разговор, с пассажиром или по телефону, дополнительно нагружает нашу кратковременную память, что априори не может не сказаться на качестве управления ТС. Кто из водителей не сталкивался с тем, что в сложной дорожной обстановке ему под руку начинают задавать вопросы? И водитель просит немного помолчать. А вот, например, на загородной трассе можно уже немного расслабиться и спокойно поболтать. 

    При этом использование телефона без устройства hands-free, помимо прочего, может ограничить боковое зрение, которое является важным фактором безопасного управления автомобилем. 
    Таким образом, управляя автомобилем одной рукой (в другой руке держите пирожок) и одновременно ведя переговоры по телефону, оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, Вы ничего не нарушаете.
    Одной рукой можно держать руль и пирожок. Пирожок не помешает переключать передачу. А как держать руль, если, например, одна рука занята удержанием телефона около уха, а вторая в этот момент переключает передачу?

    +7
    • 06 Марта 2019, 22:56 #

      Уважаемый Фаниль Рафисович, в законе нет указания на его действие только на автомобили с механнической коробкой передач, а в начтоящее время автомобилей с АКПП больше. Было бы понятней и логичней, если бы просто запретили разговаривать по телефону при движении ТС, а так ведь не запрещают.

      +1
  • 06 Марта 2019, 23:13 #

    за которое законом (ст. 12.36.1 КОАП РФ), предусмотрена административная ответственность.Уважаемый Леонид Александрович,  вообще то Вы ставите знак равенства между законом, который, как правовая норма включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию и собственно санкцией, которая предусмотрена, как Вы совершенно правильно ссылаетесь, исключительно ст. 12.36.1 КОАП РФ.
    Но ведь три не может быть равно одному, не так ли...?

    0
    • 06 Марта 2019, 23:18 #

      Уважаемый Владимир Александрович, хоть Вы и правы, но мне кажется, что Вы придираетесь :)

      +2
      • 06 Марта 2019, 23:32 #

        Уважаемый Фаниль Рафисович, просто у меня не получается с такой же легкостью, как у уважаемого Леонида Александровича «вкрутить болт на 10 в отверстие с резьбой на 16». Увы… Проскакивает…

        0
    • 07 Марта 2019, 05:46 #

      Уважаемый Владимир Александрович, благодарю Вас за требование от своих коллег выражаться юридическим языком  и следить строго за каждым произнесенным или написанным словом. Это правильно.
      Говоря «закон» я конечно же имел в виду ФЗ о внесение изменений и дополнений в КоАП РФ, которым КоАП РФ был дополнен статьей 12.36.1. 
      Но Вы так и не высказали свое мнение по существу вопроса.

      +2
      • 07 Марта 2019, 15:29 #

        Уважаемый Леонид Александрович, меня не беспокоит введение 12.36.1.
        Меня вообще не беспокоит гл.12 КоАП РФ, но с одним существенным условием — пока я не беспокою данную главу.

        0
  • 06 Марта 2019, 23:43 #

    Уважаемый Леонид Александрович, водителю вообще запрещается отвлекаться от управления транспортным средством. И пирожки есть, и кофе на ходу пить, и другими вещами заниматься.
    Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда (п. 1.5 ПДД РФ).

    Водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
    Водитель (погонщик) должен быть всегда в состоянии управлять своим транспортным средством (направлять своих животных) (ст. 8 Венской конвенции)
    Нецелесообразно все перечислять в тексте НПА, поэтому указали только наиболее частные и общественно-опасные случаи.

    +4
    • 07 Марта 2019, 05:58 #

      Уважаемый Юрий Николаевич, спасибо за Ваше мнение. Особенно в летнее время Вы можете наблюдать, как водители управляя ТС ложат руку на створку открытого окна двери автомобиля, фактически управляя одной рукой. Думаете, таким образом они нарушают п. 1.5 ПДД в РФ?  Приведите хоть один пример, чтобы за это кто-то понес наказание. Факт создания опасности и причинение вреда необходимо еще доказать. Обычно ссылка на данный пункт ПДД производиться только после происшедшего ДТП, да и то, без указания на то, какие конкретно действия водителем были совершены. То же самое с курением при движении ТС. Хоть кого-то наказали за это? Курение не запрещено, хотя рука, держащая сигарету не участвует в управлении ТС. Поэтому и пирожки и кофе кушают и пьют и не несут за это наказание, так как не создают этим (в подавляющем числе случаев) никакой опасности для окружающих. Найдутся конечно исключения, которые и с двумяя свободными руками, но с отключенной головой создадут опасность, но это уже, как говориться, человеческий фактор.

      0
      • 07 Марта 2019, 08:34 #

        Уважаемый Леонид Александрович, интересно проследить историю принятия законопроекта № 266232-4 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
        Например, в пояснительной записке говорится:
        Основная цель законопроекта –… усиление ответственности за отдельные виды административных правонарушений в области дорожного движения, представляющие наибольшую общественную опасность. По истории разработки и принятия Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 № 67 так сразу ничего не нашел. Может быть потому, что тогда, 18 лет назад, интернетов почти не было. И мобильные телефоны были большой редкостью.
        ;) Возможно это лобби производителей hands-free?  Щютка. :x
        Или попытка ущемить «новых русских» с «мобилами»? 8) Или это законодатель услышал тогда точку зрения «новых русских» об основных причинах ДТП?

        +1
      • 07 Марта 2019, 21:11 #

        Уважаемый Леонид Александрович, вопрос не в том, где рука водителя и чем она занята, а в самом процессе разговора по телефону.
        1. Нужно ответить на звонок, а это значит, что даже если телефон и лежит под рукой, нужно посмотреть на номер входящего звонка и решить отвечать или нет
        2. Если вы решили ответить, то надо нажать на кнопку (в лучшем случае) и ли с помощью движения пальца по сенсорному экрану

        Вот эти сами по себе два движения реально отвлекают от управления и от контроля за дорожной обстановкой..

        Ну а про то, как самому позвонить за рулем — и так ясно, что сложнее..

        И вот — я не понимаю: какая нужда заставляет разговаривать по телефону во время движения?
        Что — срочно нужно на Токийской бирже акции Майкрософта продать?
        Я лично не считаю зазорным, несмотря не то, что у меня громкая связь и номер или имя абонента на экране высвечивается, сказать, что «перезвоню чуть позже».

        А судя по количеству болтающих по телефону за рулем — ну все сплошь  либо топ-менеджеры, либо политические деятели..

        Ни или на крайний случай — можно остановиться и продолжить разговор

        П.С. а ведь полно еще и тех (лично каждый день по нескольку раз наблюдаю), кто пишет в соцсетях или месенджерах во время движения

        +3
  • 07 Марта 2019, 06:39 #

    Хорошая и правильная норма, только вот не работает.
    Водителя, пользующегося во время движения телефоном (разговор, написание СМС, видео и фотосъемка), видно за версту:
    1. двигается гораздо медленнее потока автомобилей.
    2. не соблюдает рядность движения.
    3. не включает световые сигналы при маневре.
    Почему это происходит — отдельная и поучительная история.

    +6
    • 07 Марта 2019, 06:59 #

      Уважаемый Владимир Михайлович, спасибо за Ваше мнение. Идея то правильная о введении запрета, только вот исполнение (формулировка текста). Как говориться, хотели как лучше, а получилось как всегда.

      +2
      • 07 Марта 2019, 07:44 #

        формулировка текстаУважаемый Леонид Александрович, а Вы попробуйте расписать состав данного АП по всем полочкам. Что получиться?

        +4
      • 07 Марта 2019, 09:40 #

        Уважаемый Леонид Александрович,
        только вот исполнение (формулировка текста)таким образом мы и приходим к тому, что то же обычное право сходит на нет.
        Кстати, доводится часто слышать от людей вопрос «а где это прописано?».
        В итоге мы придем к тому, что наше законодательство будет прописано до той же степени абсурдности, что и в США.

        +2
        • 08 Марта 2019, 20:05 #

          Уважаемый Станислав Георгиевич, США в настоящее время — самое успешное государство на планете Земля, поэтому законодательство США в принципе не может быть «прописано до степени абсурдности».

          Ведение бизнеса в США  носит предсказуемый характер, а контрольно-надзорные полномочия государства прозрачны и необременительны (в отличие от РФ).

          Российское законодательство уже давно является абсурдным (в отличие от законов США), кроме того, российское государство и российские граждане не соблюдают нормы законодательства.

          +1
          • 08 Марта 2019, 20:58 #

            Уважаемый Андрей Павлович, а что, собственно говоря, Вы находите абсурдного в российском законодательстве?
            Мне оно нравится.

            +1
            • 09 Марта 2019, 04:36 #

              Уважаемый Владимир Александрович, все люди различаются (не только физическими, но и морально-волевыми качествами, а также интеллектом), поэтому восприятие российского законодательства у разных людей будет различным (оценочное понятие).

              +1
              • 09 Марта 2019, 17:03 #

                Уважаемый Андрей Павлович, согласен. Кроме того кто-то может оценивать одну область а кто-то другую. 

                Хотя в бОльшей степени у нас «хромает» именно применение права.

                +1
                • 09 Марта 2019, 18:11 #

                  Уважаемый Сергей Равильевич, наиболее удачное понятие: право — это механизм (система) по восстановлению нарушенного права и (или) законного интереса.

                  Механизм или есть (как во Франции, Германии, США), или его нет (как в РФ, Белоруссии, Северной Корее): третьего не дано.

                  Ш. Монтескье верно подметил, что в деспотических государствах могут приниматься любые законы — всё равно законов как бы нет (законы не соблюдаются).

                  Главное в деспотических странах — это нравы и традиции, изменение которых всегда приводит к разрушению деспотического государства (например, разрешение свободы слова, многопартийности и бизнеса привело к разрушению СССР).

                  Рассмотрение КоАПовских дел в СОЮ — наиболее очевидный пример варварства законодательства РФ, так как любой судья неизбежно становится обвинителем и  предполагаемый правонарушитель состязается с судом.

                  К сожалению, законодательство РФ переполнено «чудесами» (в т.ч. — УК РФ и УПК РФ), при этом правоприменитель просто работает по советским традициям (соблюдает советские нравы правоприменения).

                  +1
                  • 09 Марта 2019, 18:24 #

                    Уважаемый Андрей Павлович, я все же считаю, что многое зависит от заинтересованности государства в конкретном вопросе. 

                    Механизм формально есть и иногда он работает. Например, когда спорят два соседа в коммунальной квартире о помещении кладовки имеется большая вероятность законного судебного решения, а когда гражданин спорит с органом местного самоуправления или с органом власти РФ шансы значительно уменьшаются.

                    В США, Франции Германии тоже есть области где интерес государства выше интереса иных участников общественных отношений. Например в Германии право собственности на недвижимость уже не такое абсолютное как раньше…

                    Хотя таких случаев меньше т.к. они понимают, что в долгосрочной перспективе соблюдение закона выгоднее для правящего класса, чем его игнорирование. Игнорирование закона как яркий пример воспитывает с людях именно такое желание — решать проблемы не путем использования закона.

                    +1
              • 10 Марта 2019, 01:33 #

                Уважаемый Андрей Павлович, так Вам КоАП не нравится?
                Рассмотрение КоАПовских дел в СОЮ — наиболее очевидный пример варварства законодательства РФ,Потому что победить не можете?  Это печально...
                Значит, надо дальше повышать интеллектуальные и морально-волевые…

                +1
                • 10 Марта 2019, 05:01 #

                  Уважаемый Владимир Александрович, Вы не заметили самое главное: мне не нравится всё законодательство РФ (не только КоАП РФ).

                  Про Ваши победы (в том числе — КоАПовские) Вы не желаете рассказывать на Праворубе: скорее всего, нет у Вас никаких побед.

                  +1
                  • 10 Марта 2019, 17:32 #

                    Уважаемый Андрей Павлович, специально для Вас, ночью «почерпнул»:
                    «Однажды Сократ заметил, что Антисфен, учитель Диогена, выставляет свои лохмотья на показ. Он засмеялся и сказал:
                    -Перестань красоваться»
                    Про Ваши победы (в том числе — КоАПовские) Вы не желаете рассказывать на Праворубе: скорее всего, нет у Вас никаких побед.просто не красуюсь

                    +1
                    • 10 Марта 2019, 18:14 #

                      Уважаемый Владимир Александрович, уясните, пожалуйста, банальную истину: количество Ваших побед и (или) отсутствие побед у Митрофанова никак не связаны с качеством законодательства РФ.

                      Абсурдность российского закона будет реальностью даже в том случае, когда Митрофанов и (или) Верхошанский  не будут существовать.

                      0
                      • 10 Марта 2019, 18:38 #

                        Абсурдность российского закона будет реальностью даже в том случае, когда Митрофанов и (или) Верхошанский не будут существовать.Вот тут то, уважаемый Андрей Павлович, осмелюсь с Вами не согласиться: количество моих побед находится в прямой зависимости с количеством Ваших поражений: я не говорю о своих победах по причине того, что не хочется «разбазаривать» знание, Вы не говорите о причинах Ваших поражений по причине того, что хочется выставить себя «фрондёром»...
                        Ничем это «фрондерство» не подкрепляя...
                        Начните побеждать и Вы увидите, что я был прав…

                        +1
    • 11 Марта 2019, 10:02 #

      Водителя, пользующегося во время движения телефоном (разговор, написание СМС, видео и фотосъемка), видно за версту:
      1. двигается гораздо медленнее потока автомобилей.
      2. не соблюдает рядность движения.
      3. не включает световые сигналы при маневре.
      Почему это происходит — отдельная и поучительная история.
      1. Уважаемый Владимир Михайлович, мне достоверно известно, что Вы очень хорошо знакомы с водителем, который
      1. двигается гораздо БЫСТРЕЕ потока автомобилей.
      2. соблюдает БЕЗрядность движения.
      3. ПОСТОЯННО включает и выключает световые сигналы при маневре, А ТАКЖЕ ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ.
      Поэтому за версту Вы его не увидите, Он уже уехал. :D

      0
      • 11 Марта 2019, 10:06 #

        двигается гораздо БЫСТРЕЕ потока автомобилей.Уважаемый Андрей Валерьевич, насколько мне известно, водитель этого авто не раз категорически утверждал: Я соблюдаю правила движения! ©
        Неужели наше разгильдяйство в головах поглотило и этого водителя?;(

        0
  • 07 Марта 2019, 11:42 #

    Уважаемый Леонид Александрович, рассмотрим с позиций нейрофизиологии.

    При управлении одной рукой, жуя пирожок или попивая кофе, мозг включает отработанные ранее моторные функции записанные в мозжечок ( в котором 80% всех нейронов). При этом лобная доля в работе автоматизма практически не участвует, лишь контролируя премоторную область. 

    Разговаривая по телефону включается зона Брока, зона Вернике, круг Пейпеза, лобная доля и асоциативная теменная кора. И хотя зрительные сигналы имеют высший приоритет но на их обработку остаётся меньше времени, чем требует быстро меняющаяся дорожная обстановка. 
    Одна зона требует 20мс на обработку, а вместе дают 100 мс  задержку, т.е. при каждом сказанном слове на 60 км/час машина незаметно для водителя проедет более 2 метров.
     
    Используя Hand Free мы немного разгружаем мозг по принципу, могу слушать — могу пропустить мимо ушей, т.к. сенсорика и моторика рук отключена от центральной борозды  и делает необязательным отработку этого участка мозга при разговоре, снижая нагрузку.

    +12
  • 07 Марта 2019, 11:53 #

    Уважаемый Леонид Александрович, хороший вопрос, любопытный.

    Где-то читал, что по статистике (уж не знаю, кто и как ее считал) большую угрозу представляют отправка/получение текстовых сообщений за рулем. Тут и рука, и (что важнее) глаза — в телефоне. Вот что надо запрещать. Но как это сделать? Возможно, решили ситуацию упростить, а запрет расширить, и запретили телефоны полностью. 

    П. С. Это предположение.

    +8
  • 07 Марта 2019, 13:27 #

    Уважаемый Леонид Александрович, известно, что и законодатели и правоприменители давно забыли. что такое принципы и общие нормы права. Потому то и рождается такая ерунда. Например вопрос, будет ли считаться таким специальным устройством воротник одежды, к которому щекой прижимается телефон во время разговора? Руки то свободны? А это единственное условие. определяющее характеристики такого устройства)))

    +4
  • 09 Марта 2019, 16:55 #

    Уважаемый Леонид Александрович, я считаю, что разговор по телефону в любом случае опасен независимо от того, приходится-ли держать телефон в руке или он используется система «свободные руки». 

    Когда обстановка на дороге становится «не однообразной» начиная с простейшего поворота налево, я не могу разговаривать. Лично мой мозг не в состоянии выполнять эти два действия одновременно.

    Предполагаю, что «свободные руки» нужны для возможности переключить основное внимание с разговора на управление с минимальными затратами времени. Такое предположение в полной мере объясняет (обосновывает) наличие запрета держать телефон в руках.

    +1
  • 10 Марта 2019, 19:53 #

    Уважаемый Леонид Александрович, в дополнение к сказанному коллегами могу добавить, что возможно телефон отличается о кофе, пирожка, сигареты тем, что последние начинают потребляться осознанно, с предварительной оценкой дорожной ситуации. 
    Я, например, кофе или воду за рулем потребляю только в «пробке» на светофоре или на пустой трассе.  Тогда как телефонный звонок раздается внезапно, а многие практически рефлекторно стараются быстрее взять трубку и найти телефон в одежде или сумке, посмотреть кто звонит и т.д.

    +2
  • 11 Марта 2019, 10:04 #

    Не нужно пользоваться телефоном при управлении авто. Плохо это.

    +1

Да 12 11

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Законы, не имеющие разумного объяснения и понимания. Водитель и телефон.» 2 звезд из 5 на основе 11 оценок.
Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
Южно-Сахалинск, Россия
+7 (924) 186-0606
Персональная консультация
Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
https://arkhipenko6.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации