Но, в отличие от работника, работодатель оказывается более подготовленным к несчастному случаю и у него, ко всему прочему, имеется административный ресурс, который позволяет направлять ход дела в нужное для него русло.
Именно поэтому несчастный случай на производстве и будет рассмотрен с позиции наименее защищенной стороны в трудовом споре.
Вопросы, связанные с расследованием несчастного случая на производстве, непосредственно изложены в ст. ст. 227-231 Трудового кодекса РФ, а также в Постановлении Министерства труда и социального развития от 24 октября 2002 года № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
В соответствии со ст. 228 Трудового кодекса РФ работодатель обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию; проинформировать родственников пострадавшего работника только при тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом. В случае доставки пострадавшего в медицинскую организацию, вопросов с доказыванием полученной травмы, как правило, не возникает. Вопросы возникают, когда пострадавшему оказана первая медицинская помощь внутри производства, без фиксации оказания этой помощи в каких-либо внутренних документах предприятия.
Доказать в последующем факт причинения вреда здоровью только на основании свидетельских показаний, довольно затруднительно. Кроме того, необходимо учитывать ненадежность таких свидетелей, которые ближе к суду или уже в суде начинают отказываться от своих обещаний свидетельствовать в пользу пострадавшего. Страх потерять работу в 99,0% подобных случаев заставляет таких свидетелей выступать на стороне работодателя.
И если во времена СССР люди из-за сохранения своей чести, совести, достоинства, порядочности не задумываясь шли в тюрьму и даже под расстрел, рискуя подчас своими родными и близкими, то деградация современной России, как власти, так и всего общества, заставляет российских граждан идти на сделку с совестью даже только из-за вопросов материального благополучия.
Вопрос информирования родственников пострадавшего остался к сожалению, не до конца решенным на законодательном уровне. Например, в случае со смертельным исходом, не возникает никаких вопросов — надо немедленно сообщать родственникам погибшего. А как определить на первый взгляд – тяжелый несчастный случай или нет? Тут и профессионал не сможет дать однозначный ответ, не то, что работодатель.
Кроме того, формулировка ст. 228 Трудового кодекса РФ требует немедленно проинформировать родственников пострадавшего. В связи с чем также возникает закономерный вопрос: «А немедленно – это через какое время?» Опять имеем оценочное понятие, которое играет на руку работодателю, а не работнику, т. к. время, после которого стало известно родственникам пострадавшего, позволяет последним своевременно принять участие в расследовании несчастного случая.
А ведь есть хорошая практика по разрешению сходных случаев. Например, в «Пансионате для инвалидов по зрению» города Москвы, в медицинских картах, прибывающих на отдых и лечение инвалидов, указывается телефон родственников, которые сообщает сам инвалид, на случай непредвиденной ситуации. И подобная практика позволяла и позволяет оперативно держать связь с родственниками инвалида и, соответственно, также оперативно принимать неотложные решения, о которых уже либо знают родственники инвалида, либо о которых они ставятся в известность, буквально в первые минуты после принятого в отношении инвалида решения.
Сейчас уже XXI век, когда практически у каждого есть в наличии сотовый телефон и компьютер. Прогресс продолжает свое уверенное развитие по планете, и только наши законодатели, по — прежнему, продолжают сидеть в телеге 18 века.
В соответствии со ст. 227 Трудового кодекса РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие не только с работниками, но и также с другими лицами, участвующими в производственной деятельности. Основной критерий, по которому проводится отделение указанных лиц от иных лиц, не связанных с производством, является наличие причинно-следственной связи трудовых отношений указанных лиц с работодателем.
Далее в указанной статье перечислены категории событий, которые надлежит квалифицировать как несчастный случай, а также условия, при которых они должны произойти, к которым в частности относятся время и место несчастного случая.
При этом, необходимо обратить внимание на то, что несчастным случаем на производстве признается также причинение телесных повреждений работнику иным лицом, вследствие получения укусов, нанесенных животными и насекомыми, удара молнией, повреждения здоровья в результате стихийных и иных бедствий.
Т. е. несчастными случаями на производстве признаются также события, не имеющие прямого отношения к вине работодателя, но, тем не менее, признанные законодателем находящимися в непосредственной связи с исполнением пострадавшим своих трудовых обязанностей.
Аналогичным образом законодатель установил причинную связь со временем и местом получения пострадавшим травмы. Пострадавший в момент несчастного случая не обязательно должен находиться на территории предприятия и (или) выполнять свои непосредственные трудовые обязанности.
Так к несчастным случаям на производстве также будут относиться травмы полученные пострадавшим во время обеденных перерывов, при выполнении сопутствующей работы, сверхурочной работы и работы в праздничные и выходные дни, при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора, при следовании к месту служебной командировки и обратно, при различных междусменных видах отдыха (вахтовый или сменный метод работы), при действиях не по поручению, но в интересах работодателя, при привлечении для устранения чрезвычайных ситуаций (аварий, катастроф и т.д.).
При расследовании несчастного случая действует одно общее правило – оно расследуется по месту, где произошел несчастный случай. Поэтому, если несчастный случай имел место быть во время нахождения работника в командировке, то расследование проводит тот работодатель, к которому был прикомандирован пострадавший.
В соответствии с п. 6 и п. 7 Раздела I. «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» Расследование несчастных случаев, происшедших с работниками организаций РФ (находящихся под юрисдикцией РФ), временно находившихся в служебной командировке на территории государств – участников СНГ, осуществляется в соответствии с Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государств проживания, принятых Советом глав правительства Содружества Независимых Государств в Москве 9 декабря 1994 г. и утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 616. Острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967.
В соответствии со ст. 229 Трудового кодекса РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. При этом общее число всех членов комиссии должно быть нечетное число – п. 8 Раздела II «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
В число членов комиссии обязательно включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда, если такие органы созданы на предприятии.
Запрещается назначать в состав комиссии лиц, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай. Как правило, такими лицами являются непосредственные начальники работника – начальники смен, участков, отделов.
При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными — представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
В зависимости от тяжести несчастного случая комиссию по расследованию несчастных случаев могут возглавляет работодатель (его представитель) либо должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Состав комиссии, как правило, утверждается приказом работодателя.
Несчастный случай, произошедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо.
При несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.
В п. 41 Раздела V Заключительные положения «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» установлено, что члены комиссии, включая их председателей, несут персональную ответственность за объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований по несчастным случаям. В соответствии с толкованием указанного пункта члены комиссии, включая их председателей, несут персональную ответственность перед…. Работодателем Каковы будут объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований по несчастным случаям можно даже не сомневаться.
В связи с чем, было бы более правильно предусмотреть на законодательном уровне административную и уголовную ответственность членов комиссии, включая их председателей, за достоверность проведенной проверки по расследованию несчастных случаев на производстве.
Ст. 229 Трудового кодекса РФ предусматривает, что каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо, имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим. Вместе с тем, следующим пунктом настоящей статьи указано, что законный представитель или иное доверенное лицо потерпевшего могут принимать участие в расследовании несчастного случая.Расплывчатость и противоречивость формулировки прав потерпевшего, отсутствие прописанного порядка допуска и участия в расследовании несчастного случая не позволяет с полной уверенностью говорить о том, каким образом потерпевший, его представитель или иное доверенное лицо и в каком качестве будут принимать то самое участие при расследовании несчастного случая.
Мы все имеем много различных прав, гарантированных нам всевозможными правовыми актами, в том числе и Конституцией РФ, вот только без обличения этих прав в процессуальную форму, все эти права представляют из себя не что иное, как декларативные заявления или мертвую фикцию.
Ст. 229.1. Трудового кодекса РФ установлены сроки расследования несчастного случая, которые напрямую зависят от степени повреждения здоровья. При легком повреждении здоровья срок расследования составляет не более 3 дней. При тяжелом повреждении здоровья или со смертельным исходом такой срок не может превышать 15 дней. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.
Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.
Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления. Кроме того, в п. 25 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» указаны дополнительные основания для проведения и продления проверки по несчастному случаю на производстве:
— при выявлении несчастного случая на производстве, о котором работодателем не было сообщено в соответствующие органы в сроки, установленные статьей 228 Кодекса (далее-сокрытый несчастный случай на производстве),
— поступлении жалобы, заявления или иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии,
— а также при поступлении от работодателя (его представителя) сообщений о последствиях несчастного случая на производстве или иной информации, свидетельствующей о нарушении установленного порядка расследования (отсутствие своевременного сообщения о тяжелом или смертельном несчастном случае, расследование его комиссией ненадлежащего состава, изменение степени тяжести и последствий несчастного случая), государственный инспектор труда, независимо от срока давности несчастного случая, проводит дополнительное расследование несчастного случая, как правило, с участием профсоюзного инспектора труда, при необходимости – представителей иных органов государственного надзора и контроля, а в случаях, упомянутых в абзаце пункта 20 настоящего Положения, — исполнительного органа страховщика (по месту регистрации прежнего страхователя). По результатам расследования государственный инспектор труда составляет заключение по форме 5, предусмотренной приложением № 1 к настоящему Положению, и выдает предписание, являющимися обязательными к исполнению работодателем (его представителем).
В соответствии со ст. 229.3. Трудового кодекса РФ:
Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда. Самое главное, что должны запомнить как сам пострадавший от несчастного случая, так и родственники погибшего, что они имеют полное право, независимо от времени прошедшего со дня несчастного случая, обратиться в инспекцию по охране труда, в случаях выявления существенных обстоятельств, повлиявших на проведение расследование несчастного случая на производстве.
Итак, продолжим. Пострадавший отправлен в больницу (возьмем для примера наиболее сложный случай), комиссия создана и начала свою работу. Родственников пострадавшего в этот момент со стороны работодателя вряд ли кто спешит информировать. Это не в интересах работодателя. Поэтому у родственников пострадавшего в этом случае одна надежда на то, что им о несчастном случае на производстве сообщит кто-то из сослуживцев пострадавшего.
Основная задача комиссии заключается в том, чтобы оформить документы, связанные с несчастным случаем таким образом, чтобы они отражали интересы работодателя. Вот почему как самому пострадавшему, так и его законному представителю или иному доверенному лицу необходимо обращать самое пристальное внимание на порядок оформления материалов расследования несчастного случая.
В соответствии со ст. 229.2. Трудового кодекса РФ
Материалы расследования несчастного случая включают:
- приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
- планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости — фото- и видеоматериалы;
- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
- выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
- протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
- экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
- медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
- выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
- другие документы по усмотрению комиссии.
При необходимости, комиссия назначает проведение различного рода лабораторных испытаний, измерений, и иных необходимых экспертиз, которые выполняются за счет работодателя.
Следующим этапом комиссия обязана опросить пострадавшего – составить протокол опроса пострадавшего при несчастном случае, особенно если тот был доставлен в медицинское учреждение и опросить его сразу не представилось возможным.
Далее направить запрос в медицинское учреждение, куда первоначально был доставлен пострадавший, о выдаче медицинского заключения о тяжести повреждения здоровья. Указанное медицинское заключение должно быть выдано в течение суток со дня поступления запроса. Для данного документа предусмотрена установленная приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 апреля 2005 г. N 275 Учетная форма 315/у «Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести».
От тяжести повреждения здоровья, указанного в медицинском заключении, зависит факт того, будет ли работодатель сообщать о данном несчастном случае в контрольные и надзорные органы власти, или нет. Кроме того, от наличия медицинского заключения о том, что пострадавшему причинено тяжелое повреждение здоровья зависит и размер возмещаемого вреда. Именно это медицинское заключение, в первую очередь, вызывает противоположный интерес со стороны работодателя и работника.
Именно на этом этапе работодатель старается осуществить незаконные действия, направленные на сокрытие факта тяжелого повреждения здоровья, которое во всех случаях влечет для него негативные последствия, вплоть до возбуждения уголовного дела. Так каким образом он это делает?
Это надо знать не только работнику, но и каждому, кому придется участвовать в оказании правовой помощи по делам данной категории. Есть два основных варианта развития событий.
Вариант первый. Работодатель договаривается с врачом либо с руководителем медицинского учреждения, куда был доставлен потерпевший, и получает на руки медицинское заключение в котором изменен диагноз травм пострадавшего, дающего основания для иной квалификации причиненного вреда здоровью.
Выявить подобный случай тяжело, но возможно. Для этого желательно иметь медицинские познания, в крайнем случае, обратиться за консультацией к соответствующему специалисту или эксперту (врачу), и провести сравнительный анализ характера полученных пострадавшим травм, со Схемой определения тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 160 г. Выявление существенных расхождений в определение тяжести причиненного вреда здоровью является основанием для рассмотрения данного спора в суде.
Вариант второй. Работодатель прячет медицинское заключение, а пострадавшему или его законному представителю, иному доверенному лицу, показывает запись в Акте о несчастном случае на производстве п. 8.2., которая на самом деле является не более чем, как неподтвержденной ничем записью, скрывая характер полученных повреждений и орган, подвергшийся повреждению, медицинское заключение о тяжести повреждения здоровья.
Один экземпляр Акта о несчастном случае на производстве работодатель обязан по окончании расследования выдать на руки пострадавшему, его законному представителю или иному доверенному лицу, а в случае смерти работника — его родственникам.
На самом деле, даже в случае, когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования – ст. 229 Трудового кодекса РФ, а не с Актом о несчастном случае на производстве. Перечень материалов расследования указан выше. В материалах расследования обязательно должен быть такой отдельный документ как «Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести» (Учетная форма 315/у).
Для потерпевшего особое значение имеет также п. 10 «Акта о несчастном случае на производстве», в котором отражаются сведения о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда, а также степень вины застрахованного в процентах, если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью – ст. 229.2. Трудового кодекса РФ.
Однако работодатели, то ли по незнанию, то ли с целью введения в заблуждение, а возможно и откровенного запугивания пострадавшего включает в данный пункт степень вины застрахованного (пострадавшего) в процентах независимо от наличия (любой формы) или отсутствия вины. Ещё раз необходимо подчеркнуть, что степень вины застрахованного в процентах в п. 10 Акта ставится только в том случае, если комиссией установлена грубая неосторожность застрахованного.
В соответствии с нормами гражданского права – ст. 1083 ГК РФ
Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов (пункт 1 статьи 1085), при возмещении вреда в связи со смертью кормильца (статья 1089), а также при возмещении расходов на погребение (статья 1094).На основании собранных материалов расследования комиссия квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Трудовым кодексом РФ предусмотрено всего три таких случая, при которых несчастный случай на производстве может быть квалифицирован как несчастный случай не связанный с производством:
- смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;
- смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
- несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
Для чего он нужен?
В этом Журнале обязательно фиксируются все несчастные случаи, которые имели место быть у данного работодателя. Анализ содержащихся в Журнале записей (количество и периодичность несчастных случаев на производстве, причины, которые способствовали их возникновению и т.д.) позволяет установить вину работодателя в происшедшем несчастном случае с потерпевшим, которая влияет на размер взыскиваемого морального вреда и возможного привлечения работодателя к предусмотренной законодательством ответственности.