Значительное количество спорных случаев между налогоплательщиками и налоговыми органами все же не доходит до суда, разрешаясь на уровне налогового управления. Напомню, что по правилам налогоплательщик не может сразу отправиться за справедливостью в судебную инстанцию, а сначала должен обратиться в вышестоящую налоговую инстанцию, где его проблему попытаются решить сотрудники ФНС.
Такой порядок позволяет разгрузить арбитражные суды, снизить издержки на судебные разбирательства и, соответственно, более оперативно зачислить налоги в казну.
Наиболее распространенным нарушением со стороны налогового органа является ненадлежащее извещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налогового контроля п.14 ст. 101 НК РФ и п.12ст. 101.4 НК РФ, в результате которых не предоставлена возможность лицу, в отношении которого был составлен акт проверки или проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, лично и (или) через своего представителя участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и материалов, полученных по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, и представит объяснения.
Так, судом (Арбитражный суд Республики Бурятия. с.5, Д.№А10-5084/2010) установлено, что после рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и дополнительных материалов налогового контроля в присутствии представителя Общества инспекцией продолжено рассмотрение возражений налогоплательщика и материалов, представленных в их обоснование (снижение штрафных санкций).
Обществом после даты рассмотрения материалов проверки представлено ходатайство о снижении размера штрафных санкций, содержание которых приведено в тексте решения инспекции. В тексте решения Инспекции при указании установленных обстоятельств имеется ссылка на письмо, поступившее в инспекцию после рассмотрения материалов, а также протокол допроса, сведения об ознакомлении с которым – отсутствуют.
Данные обстоятельства расценены судом как свидетельствующие о продолжении рассмотрения материалов проверки после даты рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных материалов.
Суд пришел к выводу о том, что Общество было лишено возможности представить свои возражения на указанные документы, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов Общества.