УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 06 июля 2011 года
Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Бескембирова К.К.,
судей Ленковского С.В. и Копилова А.А.,
при секретаре Ганеевой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 06 июля 2011 года кассационные жалобы потерпевшей Сурковой И.В., представителя потерпевшей адвоката Музыкантова П.В. и кассационное представление государственного обвинителя старшего помощника прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска Мартынова С.В. на приговор Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 31 мая 2011 года, которым
БЕЛОВ И*** Н***, несудимый,
осужден по части 1 статьи 264 УК РФ( в редакции ФЗ № 20-ФЗ от 07 марта 2011 года) к ограничению свободы сроком на 2 года 6 месяцев с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 года.
Постановлено осужденному Белову И.Н. установить следующие ограничения: не уходить из квартиры по месту жительства в период с 22 часов до 06 часов, не посещать общественные места, предназначенные для распития спиртных напитков, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не изменять места жительства и не выезжать за пределы территории муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы и на него возложены обязанности являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы 2 раза в месяц для регистрации.
Взыскано в пользу С*** И.В. в счет возмещения морального вреда 250 000 рублей.
Гражданский иск С*** И.В. о взыскании материального вреда оставлен без рассмотрения и передан для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Находится под подпиской о невыезде и надлежащем поведении.
Заслушав доклад судьи Ленковского С.В., выступления осужденного Белова И.Н., потерпевшей С*** И.В. и прокурора Идеотулова Р.Ш., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Приговором суда Белов И.Н. признан виновным в том, что 23 февраля 2011 года около 18 часов 30 минут, управляя автомобилем в г. Ульяновске нарушил Правила дорожного движения РФ, совершил наезд на пешехода С*** М.Н., в результате чего ей был причинён тяжкий вред здоровью.
В кассационных жалобах:
— потерпевшая С*** И.В., не соглашаясь с приговором, считает его незаконным, необоснованным и несправедливым. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, действиям осужденного Белова дана неправильная квалификация и назначено чрезмерно мягкое наказание. Считает, что суд необоснованно не рассмотрел гражданский иск о возмещении материального вреда. Просит приговор отменить, а дело направить на новое судебное разбирательство;
— представитель потерпевшей адвокат Музыкантов П.В., не соглашаясь с приговором, считает его незаконным, необоснованным и несправедливым. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, действиям осужденного Белова дана неправильная квалификация и назначено чрезмерно мягкое наказание. Считает, что суд необоснованно пришел к выводу об отсутствии причинной связи между телесными повреждениями, полученными в результате ДТП и наступившей смертью С*** М.Н. Действиям Белова И.Н. дана неправильная правовая оценка, поскольку органом предварительного расследования ему было предъявлено обвинение по части 3 статьи 264 УК РФ, а суд квалифицировал его действия по части 1 указанной статьи. Указывает на то, что С*** М.Н. ишемической болезнью сердца не страдала, и инфаркта у неё не было, и он наступил в связи с полученной травмой груди. Кроме того, суд необоснованно не рассмотрел иск о взыскании средств в части причиненного материального вреда, передав на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства. Также суд необоснованно указал в приговоре на то, что Белов вину признал полностью, в то время как он признал вину только по ч.1 ст. 264 УК РФ, меры к компенсации морального вреда не принял, ранее привлекался к уголовной ответственности, по прежнему месту работы характеризуется отрицательно. Просит приговор отменить, а дело направить на новое рассмотрение.
В кассационном представлении государственный обвинитель – старший помощник прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска Мартынов С.В., не соглашаясь с приговором, указывает на его незаконность. По его мнению, суд необоснованно пришел к выводу о том, что не имеется причинной связи между полученной в результате ДТП травмы груди и смертью С*** М.Н., необоснованно переквалифицированы действия осужденного с части 3 на часть 1 статьи 264 УК РФ и ему назначено чрезмерно мягкое наказание. Просит приговор отменить, а дело направить на новое судебное разбирательство.
В возражении на кассационные жалобы осужденный Белов И.Н. указывает на необоснованность доводов жалоб и считает приговор законным и обоснованным.
В судебном заседании:
— потерпевшая С*** И.В. доводы жалобы поддержала;
— прокурор Идеотулов Р.Ш. поддержал доводы представления и не возражал против доводов жалоб;
— осужденный Белов И.Н. возражал против доводов жалобы и представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и представления, выслушав участников уголовного судопроизводства, судебная коллегия находит приговор суда подлежащим отмене по следующим основаниям
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 379 УПК РФ основанием отмены приговора в кассационном порядке является несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 380 УПК РФ приговор признается не соответствующим фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции, если выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании; суд не учел обстоятельства, которые могли существенно повлиять на выводы суда; при наличии противоречивых доказательств, имеющих существенное значение для выводов суда, в приговоре не указано, по каким основаниям суд принял одни из этих доказательств и отверг другие; выводы суда, изложенные в приговоре, содержат существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на решение вопроса о виновности или невиновности осужденного, на правильность применения уголовного закона или определения меры наказания.
Органом предварительного расследования Белов И.Н. обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 264 УК РФ, то есть в нарушении лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Ему было предъявлено обвинение в том, что 23 февраля 2011 года он, управляя автомобилем, не уступил дорогу пешеходу С*** М.Н., переходящей проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, совершил на неё наезд и причинил ей тупую сочетанную травму тела, которая квалифицируется как тяжкий вред здоровью, которая способствовала наступлению смерти С*** М.Н.
Факт совершения дорожно-транспортного происшествия, которое произошло по вине Белова И.Н., в результате которого пешеход С*** М.Н. получила телесные повреждения, относящиеся к тяжкому вреду здоровью, осужденным Беловым И.Н. не оспаривается.
При этом Белов И.Н., признавая вину в совершении преступления по ч.1 ст. 264 УК РФ, указывал, что не имеется причинной связи между телесными повреждениями, полученными потерпевшей С*** М.Н. в результате ДТП, с наступившими последствиями.
Согласно заключению судебно- медицинской экспертизы у С*** М.Н. обнаружена тупая сочетанная травма тела проявившаяся следующими повреждениями: ссадины в лобной области слева, на тыльной поверхности правой кисти, в левой вертикальной области, на наружной поверхности левого коленного сустава, на передневнутренней поверхности в верхней и средней третях левой голени, на наружной поверхности левой пятки, кровоподтек на левой боковой поверхности грудной клетки с переходом на поясничную область, кровоизлияние в левой затылочной доле, ушибы левой почки и селезенки, переломы: левой лучезапястной кости, левой лонной кости крыла левой подвздошной кости, левой седалищной кости, левых большеберцовой и малоберцовой костей левого бедра. Тупая сочетанная травма тела квалифицируется как тяжкий вред здоровью и способствовала наступлению смерти С*** М.Н.
В ходе предварительного расследования при допросе его в качестве эксперта Макаров В.М. показал, что вывод о том, что тупая сочетанная травма тела привела к смерти С*** М.Н., является предположительным.
При квалификации действий осужденного Белова И.Н. по ч.1 ст. 264 УК РФ суд исходил из того, что не установлено причинной связи между смертью С*** М.Н. и телесными повреждениями, полученными ею в результате наезда на неё автомобиля под управлением Белова.
Судебная коллегия считает, что при наличии противоречий по вопросу причинной связи между телесными повреждениями и смертью, данный вывод является преждевременным и сделан без надлежащей оценки доказательств и устранения противоречий.
Делая указанные выводы, суд исходил из того, что причиной смерти С*** М.Н. явилась ишемическая болезнь сердца в форме острого инфаркта миокарда передней стенки левого желудочка. При этом суд в обосновании своего решения указал, что сделать однозначный вывод о том, привела бы сочетанная травма, причинившая потерпевшей тяжкий вред здоровью, образовавшаяся в результате ДТП к смерти потерпевшей, не представилось возможным, как и высказаться о продолжительности её жизни без травмы, полученной в результате ДТП.
Вместе с тем, согласно заключению экспертизы, телесные повреждения, полученные в результате ДТП, способствовали наступлению смерти потерпевшей.
В судебном заседании защитником Белова И.Н. — Дементьевой В.В. заявлялось ходатайство о проведении комплексной судебно-медицинской экспертизы с целью выяснения обстоятельств, которые могли существенно повлиять на исход дела, но судом необоснованно было отклонено.
Однако проведение указанной экспертизы могло иметь существенное значение для правильного установления фактических обстоятельств дела и квалификации действий осужденного.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что приговор нельзя признать законным и обоснованным.
При новом судебном разбирательстве необходимо проверить более тщательно наличие причинной связи между полученной травмой и наступившими последствиями, с учетом установленных обстоятельств дать правильную правовую оценку и лишь после этого решить вопрос о наказании.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Приговор Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 31 мая 2011 года в отношении БЕЛОВА И*** Н*** отменить, уголовное дело направить на новое судебное разбирательство со стадии судебного разбирательства в тот же суд, но в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи: