(V.Haupt & Partner представляет: Ваша правовая поддержка в Германии)
 
О защите личных данных клиентов, членов или участников тех или иных продуктов маркетингового характера об их сборе, хранении и использовании, написано много томов правовой литературы по теме защиты потребителя, сломано не мало копъев за прилавками магазинов и вынесено много судебных решений.

 Тем не мение особой популярностью пользуются предлагаемые во многих европейских странах т.н. системы скидок, накопления пунктов, рассылки процентных купонов-скидок, привлечение в членство в иных покупательских системах или клубах. Особенно активизируется такая маркетинговая работа торговой индустрии перед основными праздниками, в разгар сезона покупок и подарков.
 
Ни один Новый Год, Рождество или Пасха не обходится без массовго наплыва граждан не только в торговые центры, уличные рынки, винные погреба или пивные палатки городских и сельских праздников, но и наплывом «свежих» только что собранных личных данных этих граждан на компьютерах устроителей «сопутствующих» лотторей, выиграшных купонов, новоиспечённых владельцев членских клубных карт и т.д.
 
Так ли безобидно участие в системе скидок например Payback, где граждане собирают пункты при покупке товаров в различных компаниях участвующих в этой системе[1] для дальнейшего обмена этих пунктов на денежные выплаты или товарные подарки.
Условием владения является конечно же передача всех данных гражданина (имя, фамилия, адрес, дата рождения) и получение т.н. членской карты, которая совместно с покупкой подаётся на кассе для начисления собираемых «пунктов».
 
Обычные условия участия заманчивы и экономия при покупках потребителей-участников системы очевидна: одно евро соответствует одному пункту, цена которого один цент. При покупке в размере 100 евро таким образом уже «накоплен» 1 евро, т.е. сэкономлен 1%. Разумеется для этого необходимо регистрировать название товара и его цену, а так же место покупки, словом все данные находящиеся на товарном чеке. Боле того, если потребитель оплачивает товар кредитной картой типа VISA, то и эти данные просто необходимо фиксировать для обеспечения возможного возврата или обмена товара. Ах да, при возврате соостветсвенно нужно «стереть» набранные пункты...
 
Доступ в систему обеспечивается и регулируется теми же принципами, что и пользование почтовым ящиком в любом интернет-портале: номер и ключевое слово.
 
О финансировании подобных проектов с указанными выше условиями не трудно догадаться. Любое членство с почтовым ящиком подразумевает рассылку почты содержащей рекламу и не только в виртуальный почтовый ящик. Любой банк данных является «ходовым товаром» и показателем «привлекательности» устроителя системы для новых членов системы (торговых компаний), тот же банк данных является незаменимым материалом для исследовательских и статистических компаний в области экономического или торгового анализа спроса, ходовых товаров, групп потребителей, возрастных интересов по территориальным и половым признакам… И этот список можно продолжить.
 
Вопрос, который не задаёт себе только потребитель, участвуя в системе: адекватна ли предоставляемая скидка и накопляемые пункты тому объёму информационной ценности, которую накапливает устроитель, реализуея её затем на рынке информации. Ах да, понятие «рынок информации» вряд ли знаком домохозяйке, участнице систем, она ведь чаще пользуется «овощьным или мясным отделом» традиционного «рынка», хотя информацию о том, какой косметикой такая домохозяйка регулярно пользуется уже зафиксирована и на рынке «вельнес-продуктов» по месту её жительства.
 
Вопросы защиты личных данных при пользовании такими системами стали достоянием не только сферы экономики, торговли и маркетинга, но и правовой сферы, ибо решение Верховного Суда по вопросам статьи потребительского договора не может пройти незамеченным.
 
Так в своём решении (см. VIII ZR 348/06) Верховный Суд признал типичную одну из статей договора об участии в системе скидок недействительной. Речь шла в данном случае о статье, требующей от участника однозначного, письменного отказа (запрета) пользования предоставляемыми им данными в цлях рассылки рекламной информации по смс и по е-мейлу. Такое «пользование» данными расценивается как недопустимое «обременение» потребителя, что требует (наоборот) полного и однозначного согласия участника системы. Однако передача личных данных другим участникам системы (торговым компаниям) для рассылки рекламной информации суд счёл допустимым, если не следует письменный отказ потребителя.
 
В выбранном выше примере с домохозяйкой, которая с удовольствием экономит 1% при удовлетворении всех своих типичных и текущих «потребительских потребностей» вряд ли можно ожидать от нее подробного изучения мелкого текста договора и «обременение» себя вопросом: а действительна ли та или иная его статья.
 
Но вопросы, которые скорее всего мучают устроителя системы звучат совсем иначе, а именно: — кому ещё продать полный профиль такой домохозяйки со всем спектром её потребностей (в месяц и в год) и её региональной принадлежностью?
— сколько будет стоить на информационном рынке целый «pool» из 10.000 таких профилей?
— какие изменения в «мелком тексте» необходимы для исключения правовых рисков от «владельцев своих личных данных», т.е. живых «носителей профилей»?
 
Расплатившись недавно за покупку в предпраздничные дни в одном из супермаркетов сети Payback, поймал себя на мысли: интересно, а кто ещё находится именно в «моём» pool-профиле системы и сколько «мой» pool-профиль стоит, дороже или дешевле профиля домохозяйки...
 
Пока мне заворачивали покупки, ответ возник сам по себе: наверняка это глубоко секретная и «внутренняя» информация системы, простому «профилю» у прилавка она явно недоступна.
 
За очаровательной улыбкой невинной продавщицы с её обворожительными пожеланиями приятных выходных мне на мгновение вдруг послышалась совсем другая фраза: «Мы знаем, что Вы у нас купили и мы это продадим».


[1] К Payback относятся напр. известные в Германии Real, Kaufhof, Amazon, Apolo-Optik, Europcar, заправки «Aral», сеть «dm».

Да 7 7

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: shumilova, Alians-G, vithaupt, mark, gorgona, cygankov, Климушкин Владислав, +еще 6
  • 03 Января 2011, 19:46 #

    Считаю такую вольную передачу личных данных неприелемой. Рассылки рекламы в почтовых ящиках надоедают просто. Рассылки построены таким образом, что подписаться на них очени несложно (даже очень сложно не подписаться), а вот отписаться уже не так легко по строению интерфейса; особенно для новичка трудно найти опцию отписывания. Необходимо систематизировать и упорядочить системы рассылок, а также передачи персональных данных людей. Отнестись особенно к вопросу передачи личной информации очень осторожно, так как в перспективе это может привести к тотальному контролю за гражданами и людьми, что уже широко-широко обсуждается СМИ и Интернете, а также к тому, что это может усыпить бдительность людей по отношению к хранению своих же персональных данных и личной информации.

    +9
  • 03 Января 2011, 19:51 #

    Если бы я был добрым волшебником — я ввел бы смертную казнь за
    трансляцию рекламы по телевидению…

    +7
    • 05 Января 2011, 17:16 #

      Всем кто ещё не волшебник… но интересуется...

      О запрете т.н. "закадровой" или "параллельной" рекламе продуктов и услуг в авторском (кинематографическом и телевизионном) праве Германии согл. UWG и UrhG одна из следующих моих публикаций.

      О том кто решает при сьёмках фильма
      — какой напиток пьёт «терминатор»,
      — на каком авто появляется «007» и
      — в каком отеле остановился «президент»

      читайте в следующих выпусках.

      +5
  • 04 Января 2011, 08:11 #

    Существует Федеральный закон «О рекламе», согласно которому, «распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы».
    Я считаю, что от рассылки рекламы можно отказаться в любой удобный для тебя момент, а лучше всего вообще на нее не давать своего согласия и тем более свои данные!
     

    +5
    • 04 Января 2011, 09:38 #

      «от рассылки рекламы можно отказаться в любой удобный для тебя момент» — попробуйте сделать это на практике :))
      Вы по всей видимости просто еще не оказывались перед выбором — заполнить небольшую анкету при серьезной покупке, и получить скидку, или бонусную карту, или гордо отказаться, и переплатить весьма ощутимую сумму…
      По большому счету, граждане сами продают свои личные данные, и прекрасно понимают, что за это они будут расплачиваться тем, что получат кучу рекламных предложений, которые им не нужны. 

      +8
      • 04 Января 2011, 12:35 #

        Уважаемая, glav-buh, лично я неоднократно отказывалась от подобных предложений и даже скажу больше, в большинстве своем такие предложения дают весьма небольшую скидку, но многие покупатели теряют голову, даже если такой скидкой будет 50 рублей.  Лучше отказаться от подобного предложения и переплатить, чем впоследствии постоянно обнаруживать в своем почтовом ящике либо в телефоне рекламу, которая заполонила все в твоем доме.  

        +5
        • 04 Января 2011, 13:32 #

          А можно поступить проще — дисконтную карту взять себе, а в анкете указать телефон своего налогового инспектора :)

          +5
          • 04 Января 2011, 15:38 #

            Жестко, жестоко, но справедливо! 
            Отличная идея — возьму на вооружение. Список жертв рекламы можно пополнить ментами, прокурорами, судьями… ))))

            +8
          • 04 Января 2011, 16:29 #

            Такой «поступок» пожет иметь далеко идущие последствия правового характера. Может в России и нет, но лучше не «перепутать» свой номер с номером партнёра доверительных отношений напр. Ваш адвокат, врач, советник, так как номер относится так же к части защищённых данных действующим в Германии законом. Какой это закон: см. мой комментарий ниже «Предлагаю поиграть»: ))

            +5
  • 04 Января 2011, 09:49 #

    Как бы мы ни скрывали свои данные, а полностью их утаить не удаётся. Во первых система коммунальных платежей открывает все наши реквизиты. А вот тех кто продаёт эти базы данных надо привлекать к ответу.

    +6
  • 04 Января 2011, 14:19 #

    ФИО, дата рождения и адрес это еще не самое страшное… Находятся уникалы, которые сообщают номер кредитной карты, а потом ведутся на развод мошенников :(

    +6
  • 04 Января 2011, 16:12 #

    Предлагаю поиграть:
    (по теме из серии «Надоедливая реклама в почтовом ящике, в бюро, по телефону, факсу, мейлу и что говорит об этом Закон в Германии и ЕС»)

    Первый, кто даст правильный ответ на вопрос ниже награждается мной 3-кратными пунктами голосования за комментарий и положительной записью в личном профиле.
     
    Вопрос:
    Какой закон в Германии регулирует правильное обращение с личными данными (их сбор, обработка, хранение, целевое использование) и содержит санкции для компаний и частных лиц.
     
    Подсказка: Ответ находится в виде упоминания и аббревиатуры (напр. ABCDE) в одной из 38 моих публикаций серии «О чём...».
     

    +6
    • 05 Января 2011, 08:50 #

      Ответ:
      Закон о защите данных (Bundesdatenschutzgesetz, BDSG). Статья, в которой есть упоминание.

      +7
      • 05 Января 2011, 16:46 #

        Уважаемый Марк Дмитриевич,
        ответ правильный!
        Публикация № 31.
        Пользуясь случаем, поздравляю со сдачей экзамена и желаю многих побед и успехов в адвокатской практике!

        +5
        • 05 Января 2011, 16:55 #

          Браво Марк Дмитриевич, это круто!

          +11
    • 09 Января 2011, 23:21 #

      Виталий, если разрешите, хотелось бы показать эту серию антиспамовых статей моим знакомым, которые специализируются на проблеме качества интернет-маркетинга, можно?

      +1
      • 10 Января 2011, 12:03 #

        Благодарю за лестный вопрос, но лучше приглашайте знакомых в сеть pravorub.ru, где каждый может не только почитать, но и задать вопрос и получить ответ, высказать мнение и подсказать тему следующей публикации.
        Серия же эта не «антиспамовая», а о рекламе и её регулировании (просто картинка к серии выбрана «о спаме»)

        +1
      • 10 Января 2011, 12:11 #

        Сайт-то открытый — любой может почитать. Это ведь на перепечатку нужно разрешение спрашивать, а читать то что видишь, можно и без спросу ))

        +3

    Да 7 7

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

    Рейтинг публикации: «Надоедливая реклама в почтовом ящике, в бюро, по телефону, факсу, мейлу и что говорит об этом Закон в Германии и ЕС. Часть 5.» 1 звезд из 5 на основе 7 оценок.
    Адвокат Фищук Александр Алексеевич
    Краснодар, Россия
    +7 (926) 004-7837
    Персональная консультация
    Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
    https://fishchuk.pravorub.ru/
    Адвокат Морохин Иван Николаевич
    Кемерово, Россия
    +7 (923) 538-8302
    Персональная консультация
    Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
    Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
    https://morokhin.pravorub.ru/

    Похожие публикации

    Продвигаемые публикации