О защите личных данных клиентов, членов или участников тех или иных продуктов маркетингового характера об их сборе, хранении и использовании, написано много томов правовой литературы по теме защиты потребителя, сломано не мало копъев за прилавками магазинов и вынесено много судебных решений.
Тем не мение особой популярностью пользуются предлагаемые во многих европейских странах т.н. системы скидок, накопления пунктов, рассылки процентных купонов-скидок, привлечение в членство в иных покупательских системах или клубах. Особенно активизируется такая маркетинговая работа торговой индустрии перед основными праздниками, в разгар сезона покупок и подарков.
Ни один Новый Год, Рождество или Пасха не обходится без массовго наплыва граждан не только в торговые центры, уличные рынки, винные погреба или пивные палатки городских и сельских праздников, но и наплывом «свежих» только что собранных личных данных этих граждан на компьютерах устроителей «сопутствующих» лотторей, выиграшных купонов, новоиспечённых владельцев членских клубных карт и т.д.
Так ли безобидно участие в системе скидок например Payback, где граждане собирают пункты при покупке товаров в различных компаниях участвующих в этой системе[1] для дальнейшего обмена этих пунктов на денежные выплаты или товарные подарки.
Условием владения является конечно же передача всех данных гражданина (имя, фамилия, адрес, дата рождения) и получение т.н. членской карты, которая совместно с покупкой подаётся на кассе для начисления собираемых «пунктов».
Обычные условия участия заманчивы и экономия при покупках потребителей-участников системы очевидна: одно евро соответствует одному пункту, цена которого один цент. При покупке в размере 100 евро таким образом уже «накоплен» 1 евро, т.е. сэкономлен 1%. Разумеется для этого необходимо регистрировать название товара и его цену, а так же место покупки, словом все данные находящиеся на товарном чеке. Боле того, если потребитель оплачивает товар кредитной картой типа VISA, то и эти данные просто необходимо фиксировать для обеспечения возможного возврата или обмена товара. Ах да, при возврате соостветсвенно нужно «стереть» набранные пункты...
Доступ в систему обеспечивается и регулируется теми же принципами, что и пользование почтовым ящиком в любом интернет-портале: номер и ключевое слово.
О финансировании подобных проектов с указанными выше условиями не трудно догадаться. Любое членство с почтовым ящиком подразумевает рассылку почты содержащей рекламу и не только в виртуальный почтовый ящик. Любой банк данных является «ходовым товаром» и показателем «привлекательности» устроителя системы для новых членов системы (торговых компаний), тот же банк данных является незаменимым материалом для исследовательских и статистических компаний в области экономического или торгового анализа спроса, ходовых товаров, групп потребителей, возрастных интересов по территориальным и половым признакам… И этот список можно продолжить.
Вопрос, который не задаёт себе только потребитель, участвуя в системе: адекватна ли предоставляемая скидка и накопляемые пункты тому объёму информационной ценности, которую накапливает устроитель, реализуея её затем на рынке информации. Ах да, понятие «рынок информации» вряд ли знаком домохозяйке, участнице систем, она ведь чаще пользуется «овощьным или мясным отделом» традиционного «рынка», хотя информацию о том, какой косметикой такая домохозяйка регулярно пользуется уже зафиксирована и на рынке «вельнес-продуктов» по месту её жительства.
Вопросы защиты личных данных при пользовании такими системами стали достоянием не только сферы экономики, торговли и маркетинга, но и правовой сферы, ибо решение Верховного Суда по вопросам статьи потребительского договора не может пройти незамеченным.
Так в своём решении (см. VIII ZR 348/06) Верховный Суд признал типичную одну из статей договора об участии в системе скидок недействительной. Речь шла в данном случае о статье, требующей от участника однозначного, письменного отказа (запрета) пользования предоставляемыми им данными в цлях рассылки рекламной информации по смс и по е-мейлу. Такое «пользование» данными расценивается как недопустимое «обременение» потребителя, что требует (наоборот) полного и однозначного согласия участника системы. Однако передача личных данных другим участникам системы (торговым компаниям) для рассылки рекламной информации суд счёл допустимым, если не следует письменный отказ потребителя.
В выбранном выше примере с домохозяйкой, которая с удовольствием экономит 1% при удовлетворении всех своих типичных и текущих «потребительских потребностей» вряд ли можно ожидать от нее подробного изучения мелкого текста договора и «обременение» себя вопросом: а действительна ли та или иная его статья.
Но вопросы, которые скорее всего мучают устроителя системы звучат совсем иначе, а именно: — кому ещё продать полный профиль такой домохозяйки со всем спектром её потребностей (в месяц и в год) и её региональной принадлежностью?
— сколько будет стоить на информационном рынке целый «pool» из 10.000 таких профилей?
— какие изменения в «мелком тексте» необходимы для исключения правовых рисков от «владельцев своих личных данных», т.е. живых «носителей профилей»?
Расплатившись недавно за покупку в предпраздничные дни в одном из супермаркетов сети Payback, поймал себя на мысли: интересно, а кто ещё находится именно в «моём» pool-профиле системы и сколько «мой» pool-профиль стоит, дороже или дешевле профиля домохозяйки...
Пока мне заворачивали покупки, ответ возник сам по себе: наверняка это глубоко секретная и «внутренняя» информация системы, простому «профилю» у прилавка она явно недоступна.
За очаровательной улыбкой невинной продавщицы с её обворожительными пожеланиями приятных выходных мне на мгновение вдруг послышалась совсем другая фраза: «Мы знаем, что Вы у нас купили и мы это продадим».
[1] К Payback относятся напр. известные в Германии Real, Kaufhof, Amazon, Apolo-Optik, Europcar, заправки «Aral», сеть «dm».