Вводная
Это классическая история. Он и она. В браке родилась дочка. И папа, и мама ее любили, а вот «характерами не сошлись». Развелись. Трехлетняя дочь по обоюдному согласию осталась постоянно проживать с мамой. Папа аккуратно платит алименты, дочь любит и заботится, как и мама.
Все бы ничего, да только конфликт характеров стал сказываться на ребенке. То дочка «заболеет», то «закапризничает» и не хочет видеть папу. Ни в одни выходные. Ни в следующие. А через выходные дочка с мамой на даче. «Если хочешь, то приезжай на дачу и бери дочь на сутки». В переводе на человеческий язык позиция мамы звучала так: «Когда захочу, тогда ребенка будешь видеть. И где я этого захочу». Естественно, доверителя (отца) эта перспектива не радовала. Решили определить график общения с ребенком по суду.
Для чего нужен график общения
Главная польза графика – это определенность, поскольку суд по часам и датам расписывает, где и когда родитель может видеться/гулять/проводить отпуск и дни рождения с ребенком.
Соответственно, наличие графика резко снижает предел усмотрения родителя, с которым постоянно проживает ребенок в вопросе «Дать возможность для общения или не дать», так как суд уже определил на будущее эту возможность.
Сложность рассмотрения дел
При принятии решения об определении графика общения суд должен учитывать ряд факторов:
- Режим жизни ребенка.
- Режим жизни родителей.
- Место жительства ребенка и родителей.
- Психологический портрет родителей и ребенка.
- Оказывают ли родители негативное влияние на ребенка.
Самый важный и сложный вопрос – это вопрос о негативном влиянии на ребенка и психологическом портрете родителей. Негативное влияние может выражать и в манипулировании ребенком за счет создания у него негативного образа второго родителя, и вовлечение в азартные игры, алкоголь, наркотики.
Ответы на эти важнейшие вопросы дает судебный эксперт. А вот результат ответа эксперта во многом зависит от (а) показаний родителей в суде судебного разбирательства, (б) материалов дела, включая характеризующий материал, (в) показаний свидетелей, (г) наличия доказательств факта чинения препятствий в общении с ребенком.
Применение данных правил в деле
При подготовке иска в качестве доказательств мы представили несколько благодарностей доверителю от его руководства, принскрины переписки с супругой, из которых следовало, что она «не видит причин» для встреч отца с его дочкой.
Мама ребенка защищалась через утверждение, что «папа оказывает на дочь негативное психологическое влияние. Она после встреч с ним всегда нервная и не слушается меня. И вообще, супруг распускает руки и матерится при ребенке».
Не скрою, мой доверитель, действительно, человек импульсивный. Вот только импульсы его не доходили до степени рукоприкладства, а дочку свою он ценит больше жизни.
Перекрестный допрос мамы ребенка и ее отца показал, что никакой папа и не тиран («платит алименты, водит ребенка в бассейн, хочет с ней чаще встречаться, всегда нежен с ней»).
С такими показаниями сторон дело ушло в психолого-педагогическую экспертизу. Результаты были предсказуемы – родители вовлечены в межличностный конфликт, негативного влияния на ребенка не оказывают, к ребенку внимательны и заботливы, дочка хочет общаться с обоими родителями.
В итоге, суд установил график, максимально приближенный к запрошенному.