«Можно проиграть все битвы, но выиграть войну».
Именно такая ситуация и сложилась в результате довольно интересного и не менее сложного дела.
Предыстория
Еще в июле 2020 года ко мне обратился должник по ипотечным платежам на квартиру. При этом проблема у него не была напрямую связана с ковидной то ли эпидемией, то ли пандемией, то ли выдумкой ВОЗ (помните «ковид был обнаружен в папайе»?), но этот фактор тоже повлиял на платежеспособность должника.
Честно сказал, что лучше ему обратиться к юристу или адвокату, который обладает опытом в спорах, связанных с ипотекой. Но должник настоял на том, чтобы именно я взялся за его дело, так как: 1) «уже обращался ко всем адвокатам и юристам в городе и никто не согласился взяться за его дело»; 2) «надо только потянуть время, сколько возможно, пока ищет деньги, чтобы погасить по ипотечным платежам долги».
При этом «судебное заседание уже вот-вот». Уже позже выяснилось, что у доверителя вообще катастрофа, так как попутно он терял ещё бизнес в силу больших долгов и наличия ряда судебных процессов по этим долгам, причем по кредитам, взятым в одном и том же Банке (назовем его Банк-Кемерово).
Но с Банком-Кемерово удалось договориться и доверитель погасил долг буквально за месяц-два. Катастрофа была предотвращена. Оценив обстановку и просмотрев документы доверителя, решил рискнуть. Фактически на подготовку у меня было всего несколько дней.
Как «тянули время»
Это только кажется, что время легко тянуть и ничего в этом сложного нет. Но в действительности здесь присутствует очень напряженная работа мозга. Следует сказать, что ипотечные платежи рассчитываются по особой формуле, которая отражается непосредственно в самом договоре ипотеке.
Но так как времени на подготовку не хватало, то просто пошел по пути наименьшего сопротивления — через контррасчет по простой арифметике плюс предложение истцу заключить мировое соглашение. Рассчитывал изначально добиться мирового соглашения.
Данное мировое соглашение Банк проигнорировал, как проигнорировал и возражения на исковое заявление. В итоге Юргинский городской суд даже не стал ждать ответа Банка и требования истца были удовлетворены в полном объеме.
В целях отсрочить вступления решения суда в законную силу и снова предложить Банку заключить мировое соглашение было решено обратиться с апелляционной жалобой. Снова предложено Банку заключить мировое соглашение. Со стороны Банка снова игнор и полная тишина.
Кемеровский областной суд оставил апелляционную жалобу без удовлетворения. Поражение? Ведь решение суда вступило в законную силу. А когда нас останавливали трудности? Почти никогда. Война так война – до победного конца или нужной цели.
Естественно, была подана кассационная жалоба. Несмотря на то, что Банк уже получил исполнительный лист, этот исполнительный лист не был направлен Банком судебным приставам на исполнение. В кассационной инстанции также предлагали Банку заключить мировое соглашение (с приложением проекта мирового соглашения). Плюс пытались отсрочить дело, ходатайствуя о судебном примирителе.
И вновь вердикт – «оставить без изменения». Но при этом в каждой инстанции судьями указывалось, что должник не лишен права на мировое соглашение на стадии исполнительного производства.
«На стадии исполнительного производства, так на стадии исполнительного производства». Тем более, что за это время успел побывать на конференции в Санкт-Петербурге, где краем уха во время банкета (спасибо приглашению Ирины Пак и Натальи Макаровской и, естественно, Алене Александровне Бессуновой, без её способности убеждать так и не решился бы преодолеть свою скромность) услышал от Натальи Руслановны Федоровской, что иногда стоит даже потянуть время в деле, где нет надежды на победу и что можно довольно долго тянуть это самое время (не помню с кем беседовала в это время Наталья Руслановна, но взял на заметку).
Было возбуждено исполнительное производство в отношении моего доверителя. Но, не сдаваясь, обратились в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ с кассационной жалобой, попутно пытаясь приостановить исполнительное производство. Эту кассационную жалобу даже не передали на рассмотрение.
Весна 2021 года. Как всегда внезапно объявлены торги. При этом даже появился покупатель на квартиру. Пока один-единственный. Помню, мне тогда еще подумалось «Бедный покупатель, ему же придется потом целый табор выписывать из квартиры».
Так как уже в порядке подчиненности прошли стадии обжалования с судебными приставами, то следующим шагом стало обращение в суд с административным исковым заявлением. Увы, но удалось добиться только отложения исполнительных действий на один месяц. В удовлетворении самого административного иска отказали в полном объеме.
«И тут случилось чудо»
Обжаловать отказное решение суда по административному исковому заявлению сочли с доверителем неразумным, ибо результат в случае обжалования уже заранее проглядывался. Да и к тому же, используя ресурсы Интернета, понял, что возобновлять торги ранее ноября-декабря 2021 года не станут.
В силу простейшей причины, а именно: с июля по октябрь, как правило, нельзя найти покупателя на подобные квартиры (реализуемые с торгов) – по крайней мире такая информация просматривалась из ресурсов Интернета. «За это время либо осёл умрет, либо падишах умрет, либо я помру» Ходжа Насреддин).
Почему привел эту поговорку? А всё потому, что Банк, которому был должен мой доверитель, к декабрю 2021 года «помер», иными словами – был выкуплен другим банком (далее- Банк2). Разве это не чудо? Естественно, воспользовались таким подарком судьбы и вновь предложили заключить мировое соглашение.
В отличие от предыдущего Банка, который вообще не прислал ни в одну инстанцию своего представителя, Банк2 откликнулся. То, что предложил Банк2 в мировом соглашении, а именно восстановление статуса-кво, моего доверителя устроило, хотя мне это мировое соглашение не очень понравилось. \
Но раз так решил доверитель, раз он согласился на такие не очень равные условия, то дальнейшие риски за последствия это уже собственно его. Юрист или адвокат, конечно, не Понтий Пилат, но здесь остаётся только такой вариант.
Результат
Уже в 2022 году весной были объявлены повторные торги на ипотечную квартиру моего доверителя. И тут выясняется, что Банк2 не может считаться правопреемником. Так как необходимо быть признанным правопреемником через суд. В срочном порядке откладывается по согласованию всех лиц (должник, Банк2, приставы, ООО «Аргумент») проведение торгов.
В отдельном судебном разбирательстве производится правопреемство. Далее – обращение в суд за утверждением мирового соглашения. Так как до судебного разбирательства по утверждению мирового соглашения правопреемство было завершено, то вначале потребовалось прекращение дела о правопреемстве, которое Банк2, видимо для подстраховки, подавал вместе с заявлением на утверждение мирового соглашения.
Результат: мировое соглашение утверждено, вступило в законную силу, долг погашается (суммы регулярных платежей даже в большем объеме, чем предусмотрено мировым соглашением – цель побыстрее погасить этот долг), торги на ипотечное имущество не состоялись, исполнительное производство в отношении моего доверителя прекращено. Длительность всей этой борьбы составила 1 год 10 с половиной месяцев (считая от моего вступления в дело) и 2 года 8 месяцев (считая от образования первого долга у доверителя).