В 2023 году обратилась за помощью знакомая, печальную историю рассказала.
Суть проблемы
Был у нее вклад в ПАО «ГАЗПРОМБАНК» в сумме 2 000 000 рублей. Срок вклада закончился, решила она вклад продлить, пришла в офис банка. А сотрудники офиса к ней с «очень выгодным» предложением: зачем вам вклад, есть уникальная возможность получить неплохой доход – заключить договор инвестиционного страхования жизни с ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ» по программе «Индекс доверия». Договор заключаете, деньги, снятые со вклада, вносите, а ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ» самостоятельно инвестирует их в различные инструменты финансовые и вы ежегодно получаете инвестиционный доход. Не меньше 50 % от вклада в итоге получите! Очень выгодно, отличная прибавка к пенсии.
Заключила она договор инвестиционного страхования жизни с участием в инвестиционном доходе страховщика сроком на 7 лет. Договор заключен посредством выдачи страхового полиса. Внесла 2 000 000 рублей и стала ждать ежегодных платежей. Наступила дата первого расчета инвестиционного дохода и выплаты – но ни того, ни другого не последовало. В ответ на обращение в страховую компанию с просьбой рассчитать доход и раскрыть информацию о том, куда инвестированы средства – формальные отписки, мол, инвестиционный доход равен нулю, следовательно, не должны мы вам ни копейки!
Вот на этом этапе мы, собственно, и встретились. Задача была – вернуть вложенное в полном объёме, поскольку в договоре ИСЖ содержалось чудесное условие о том, что при досрочном расторжении договора на 2 году его действия страхователь (тот, кто деньги вложил) получает лишь 80% вложенной суммы. Учитывая вложенные 2 000 000 рублей — очень существенная потеря.
Анализ ситуации и изучение документов
При изучении страхового полиса выяснилось следующее:
- информации о том, что инвестиционный доход не является гарантированным он не содержит.
- дополнительные правила страхования, на основании которых заключен договор ИСЖ, к полису не приложены и указания на действующую редакцию не имеется, что является прямым нарушением требованием Указаний ЦБ РФ от 11 января 2019 г. N 5055-У.
- информации о том, куда именно будут инвестироваться денежные средства не имеется. за исключением названия базового актива «Умные фонды» что скрывается за красивым названием неизвестно. Информация о рисках инвестирования и о порядке начисления инвестиционного дохода также отсутствует, в нарушение Указания Центрального Банка Российской Федерации от 12 июля 2017 года N 4467-У, действовавшего на момент заключения договора. Зато есть условие о наличии у страхователя права на участие в инвестиционном доходе страховщика, коэффициент участия – 59.
- Полис содержит недописанные строчки, обрывки текста, что не позволяет его даже полностью прочесть.
- Полис не имеет никаких приложений, то есть, после заключения договора и внесения денег на руках у страхователей остаются только он.
Практики судебной по данному вопросу в 2023 году почти не было, за исключением нескольких решений об отказе в признании подобных договоров недействительными. Решили пойти другим путем.
Досудебная работа
Пишем в ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ» еще одно обращение с просьбой рассчитать инвестиционный доход и разъяснить, куда вложены деньги и какие действия планируются далее. Направляем через личный кабинет страхователя. Получаем ответ: в связи с санкциями, операции по иностранным ценным бумагам невозможны и выплаты ДИД приостановлены с марта 2022 года.
На сайте ООО «СК СОГАЗ -ЖИЗНЬ» никакой информации о работе программы «Индекс доверия» нет. Там же на сайте сведения о составе базового актива « Умные Фонды» — сплошь иностранные компании. Очевидно, что дальнейшее исполнение инвестиционных обязательств невозможно до изменения ситуации. А договоры заключены в 2021 году сроком на семь лет.
Пишем претензию в ООО «СК СОГАЗ -ЖИЗНЬ» с требованием договор расторгнуть страховую сумму вернуть. Получаем ожидаемый отказ.
Суд
Обращаемся с иском о расторжении договора и взыскании всей суммы страховой премии, а также морального вреда и штрафа, предусмотренного п 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей».
Свои требования обосновываем во- первых, тем, что до истца, как потребителя, при заключении договора не была доведена информация, обеспечивающая возможность правильного выбора услуги, в результате чего был заключен договор, фактически ущемляющий его права. Во- вторых, страховой компанией были допущены существенные нарушения условий договора в виде невыполнения инвестиционных обязательств по нему. Ссылались на п. п. 1 и 2 ст. 10 силу, ч.1 и ч.4 ст.7 и ч.1 ст. 29 ФЗ РФ «О защите прав потребителей».
Позиция ответчика: требования истца фактически являются требованиями о признании сделки недействительной, поскольку, по мнению ответчика, мы заявляем о том. что природа договора нами понята неверно и существенные условия не согласованы, но в этом случае прошел срок давности. Помимо полисов, при заключении договоров подписывались некие памятки. где все необходимые условия договоров содержались, предоставив копии памяток в суд.
Довод о неисполнении инвестиционных обязательств не был опровергнут никак, его ответчик проигнорировал.
Мы возражали, что условия в памятке содержались отнюдь не все, и подпись в ней ставилась лишь за ознакомление, страхователю она не вручалась. В полисе необходимых условий не содержится. Природа договора понята верно и заключая его, истец рассчитывал именно на инвестиционный доход, условия расчёта и получения которого доведены не были. Представленная информация, в том числе рекламная, на сайте ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ» содержит сведения о надежности инвестиций и регулярном получении инвестиционного дохода страхователями.
Договор ИСЖ заключен на 7 лет, факт инвестирования вложенных средств ничем не подтвержден, дальнейшее инвестирование в предусмотренный договором базовый актив невозможно ввиду применения санкций, о чем сообщила сама страховая компания. Иных условий инвестирования не предложено. Фактически. страховая компания безвозмездно пользуется вложенными денежными средствами. Считаем это существенным нарушением условий договора, в связи с чем желаем его расторгнуть и возвратить вложенную сумму.
Решение
В результате Ленинский районный суд г. Ульяновска требования удовлетворил, расторг договор Инвестиционного страхования жизни, взыскал страховую премию в полном объеме и потребительский штраф в размере 50% от взысканной суммы. В судебное заседание представитель ответчика не явился ни разу. Судом учтено и непредоставление полной информации, и неисполнение ответчиком инвестиционной части.
Апелляционная и кассационная инстанция оставили решение без изменения.