Ко мне обратился гражданин с просьбой взыскать с ООО СК «ВТБ Страхование», которую он выплатил банку вместо нее денежную сумму, за предоставленные ПАО «Почта Банк» денежные средства, предназначенные на оплату страховой премии страховщику.
Мой доверитель заключил с ПАО «Почта Банк» договор потребительского кредитования с предоставлением ему 357 000 (трехсот пятидесяти семи тысяч) рублей. На следующий день доверителем заключается договор страхования с ООО СК «ВТБ Страхование», размер страховой премии составил 85 680 (восемьдесят пять тысяч шестьсот восемьдесят) рублей, который был переведен с открытого на имя моего клиента кредитного счета из ПАО «Почта Банк».
В день заключения договора страхования, доверитель досрочно погашает в полном объеме кредит, выданный ему ПАО «Почта Банк» и тогда же обращается в ООО СК «ВТБ Страхование», с заявлением об отказе от договора страхования и возврате страховой премии.
Примерно через месяц ему приходит ответ от ООО СК «ВТБ Страхование», согласно которому, моему доверителю было отказано в возврате страховой премии со ссылкой на то, что он якобы обратился с соответствующим заявлением по истечении периода охлаждения.
Через 2 месяца после получения ответа от страховой компании, мой доверитель снова обращается к ООО СК «ВТБ Страхование», с требованием возвратить в полном объеме сумму страховой премии. Практически еще через 2 месяца, ООО СК «ВТБ Страхование» все-таки перечислило сумму страховой премии на счет моего доверителя, открытый в ПАО «Почта Банк». Таким образом, признали требование моего доверителя о возврате страховой премии законным и обоснованным.
Однако, в связи с ненадлежащим исполнением ООО СК «ВТБ Страхование» обязательств, выразившихся в том, что страховая компания первоначально отказала моему доверителю в расторжении договора страхования в период охлаждения, моему клиенту, пришлось самостоятельно, на протяжении 4 месяцев, погашать перед ПАО «Почта Банк» платежи, за предоставленную ему денежную сумму, предназначенную для выплаты страховой премии.
Сумма платежей составила 18 830 (восемнадцать тысяч восемьсот триста) рублей. В последующем мы обратились с претензией к ООО СК «ВТБ Страхование», в которой предъявили требование о возврате денежных средств, уплаченных моим доверителем ПАО «Почта Банк» вместо нее.
Страховая компания претензию получила, но ответа на нее не дала. После чего мной было подготовлено исковое заявление к указанной страховой компании, которое в последующем и было подано мировому судье.
Забегая вперед скажу, что мировой судья занял нашу позицию и удовлетворил практически полностью все исковые требования (был снижен только размер морального вреда, имущественные требования удовлетворены в полном объеме). Мотивированное решение по требованию сторон не изготавливалось.
В настоящее время решение вступило в законную силу, а взысканные денежные средства, в размере порядка 32 тысяч рублей, уже поступили моему доверителю.
Отказ страховой компании от договора страхования, со ссылкой на обращение после истечения периода охлаждения, был незаконным по следующим основаниям.
В силу пункта 1 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 20 ноября 2015 года № 3854-У при осуществлении добровольного страхования (за исключением случаев осуществления добровольного страхования, предусмотренных пунктом 4 Указания) страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке, установленном настоящим Указанием, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение пяти рабочих дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
В соответствии с пунктом 5 Указания ЦБ РФ страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть, что в случае если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок, установленный пунктом 1 настоящего Указания, и до даты возникновения обязательств страховщика по заключенному договору страхования (далее – дата начала действия договора страхования), уплаченная страховая премия подлежит возврату страховщиком страхователю в полном объеме.
Мой же клиент обратился, как это уже было указано выше, в страховую компанию с заявлением об отказе от договора добровольного страхования в день его заключения (т.е. в период охлаждения), а потому данный договор подлежал расторжению, а сумма страховой премии возврату страхователю в полном объеме.


Уважаемый Евгений Викторович, хорошая работа. Аналогичное дело, но без отказа страховщика.
Уважаемый Станислав Георгиевич, спасибо!
Уважаемый Евгений Викторович, хороший результат. Но столько времени потрачено, чтобы добиться элементарного… Страховая решила, как всегда, брать измором.
Скажите, пожалуйста, а в суд представитель ответчика являлся или без него всё рассмотрели?
Уважаемая Алёна Александровна, спасибо! Дело рассматривалось без участия представителя ответчика.
Я тоже помогала клиентам возвращать, но вот когда страхователем идет банк, а заёмщик -застрахованный и по коллективному заявлению, то по 2-м клиентам не получается вернуть. Подкдлючили областной Роспотребнадзор по банку ВТБ 24, т.к. он за деньги же заёмщика ещё умудряется себе, кроме процентов, взыскать премиальные. Роспотребнадзор подает в Арбитражный, ждём когда СК ВТБ Страхование будет обжаловать.Документы как получу-выложу.Друзья, у кого положительная практика по коллективному страхованию есть, когда Банк-страхователь. Ведь они должны были привести в соответствии свои документы всвязи с Указанием ЦБ.Вместо этого-новое надувательство ввиде коллективки.
Уважаемая Екатерина Николаевна, мне это знакомо с ВТБ 24 подали заявление о расторжении договора и возврате страховой премии, полный игнор со стороны СК ВТБ Страхование, еще в банке сказали что мы договор рассторгнем или как они называют отключим от программы страхования по коллективному договору. Но доверители что то испугались судиться.
Уважаемая Екатерина Николаевна, у меня аналогичное дело, взяла на стадии апелляции, т.е. клиент сам писал иск и отстаивал свои интересы в суде первой инстанции, отказ в удовлетворении иска в полном объеме. Обратился ко мне с просьбой обжаловать решение. Жалобу подали, пока не рассмотрели. Банк ВТБ и программа коллективного страхования. Если интересно могу выложить жалобу.
Уважаемая Татьяна Викторовна, учту, спасибо, пока жалобу не надо, я вроде бы умею писать. В суд первой инстанции ещё не подавали. Вначале я хочу составить Протокол разногласий (вернее составила, но ещё не подавала) банку вместе с новой редакцией Заявления, банк естественно откажет, где введём, что Страхователь -Заёмщик, т.к. деньги заёмные, т.е наши, ведь за них мы платим проценты и вознаграждение банк не имеет права брать с нас и со СК, и что при досрочном исполнении -страховая премия СК подлежит возврату. Таким образом доказываем суду, что это договор «присоединения» и у нас нет возможности изменить его-это первым иском. Далее банк получает(надеюсь) штраф от Роспотребнадзора. А вторым иском- подаём на возврат в судебном порядке.Где-то у меня в моей библиотеке затерялась положительная судебная практика по коллективному страхованию, блин к сессии готовлюсь, денег нет даже за «ПРО» заплатить, чтоб всем выложить. Модератор, сделай пожалуйста так, чтоб я гуманитарила что ли.Ещё хотела жалобу на судью и в ККС выложить своего производства))
Уважаемая Екатерина Николаевна, с жалобой на судью торопиться не стоит, судья может так же ошибаться как и все. Я считаю, что жалоба в ККС писать нужно только при самых злостных нарушениях закона
Уважаемая Татьяна Викторовна, злостное нарушение -это по другому делу. Не приложили все документы учавств-х в деле, не вынесла определение об открытии суд. производства, нет даты ,. № дела, повестки.Письмо получили 6-го и в срок, а решение вынесли 4-го. Пусть работают по ГПК и своей инструкции по делопроизводству.Привыкла уже к тому, что выносится заочное решение без извещения и клиент узнаёт толко уже у судебных приставов через 3-6-9 мес.
Уважаемая Екатерина Николаевна, все что Вы написали объясняется тем, что суды завалены исками, но ни как не злостное нарушение. При таких обстоятельствах ККС просто откажет в Вашей жалобе, Вы же получите мнение как не совсем порядочный юрист. Это мое мнение.
Я не писала, что это злостное нарушение, с ней дело имело в первый раз и в другом городе. Я вот знаю, что, я именно,- порядочный юрист. Пока студентка заочного и буду учиться на всём. Им говоришь -чёрное, а они тебе-белое и положила я на их мнение, рыба гниёт с головы.Пишут решение, и не одно(тоже бы выложила на обозрение), применяют статью 181 ГК, а п.1 и п.2 путают, Уж судьи ли или их подмастерья- неизвестно. Сами прекрасно знаете сколько % выигрышных дел в суде общ. юрисд. Зато после претензий досудебных хорошо отписываются все и дела не открывают, также будут считаться с твоими требованиями.Я пришла в юриспруденцию по зову сердца(бывший медик, ) людям помогать, а не им угождать, мечтаю открыть свою правозащитную организацию. У них зарплата высокая, пусть на дом работу берут)) и не робщут, все протоколы перевираются.Очень нравится как о них правдиво Олег Чегин пишет. Бабу после 55 уже ничем не испугаешь, как-то так))). Извините за эмоциональность.
Уважаемый Юрий Тимофеевич! Да и хрен с ними, пусть отключают)). Доверители обычно боятся кредит больше у них не получить, хотя у Сбера выгодней. Есть по этому поводу ещё одна интересная мысль. Вам можно свои документы скинуть на просмотр (рецензию)? Я в контактах под этой же фамилией.У меня на странице не проходит документ для всех выложить для обсуждения.Здесь тоже.
Уважаемый Евгений Викторович!
Поздравляю с заслуженной победой. Очень полезная, актуальная статья.
Поразило только одно: почему за столь отличное исковое заявление всего лишь 3000 руб.?
Уважаемый Евгений Викторович, спасибо за поздравления! При ценообразовании стоимости искового заявления отталкивался от цены иска и материального положения доверителя.
Уважаемый Евгений Викторович.
В таких случаях я обычно говорю, что цена иска никак не влияет на стоимость работы. Можете судиться хоть за 1 рубль, но это не означает, что стоимость моих услуг 10 копеек.
А что касается материального положения клиента, то это всецело его проблема. Если нет денег, то нечего на «мерседесы» заглядываться и по 87000 рублей страховки платить.
Уважаемый Евгений Викторович, согласен с Вами :)
Уважаемый Евгений Викторович, срочно нужно мнение грамотного специалиста. Почитала Ваши публикации и сочла Вас достойным, для того, чтобы прислушаться к Вашим советам. Ситуация такова: взят автокредит естественно с навязанными страховками. В договоре страхования есть условие о его расторжении в течении 14 дней. Соответствующее заявление отправлено заказным письмом с уведомлением.Ответа пока нет. Но был звонок из автосалона с напоминанием о том, что существует доп. соглашение к договору купли-продажи, в котором оговорено, что в случае расторжения договора страхования покупатель обязан оплатить сумму предоставленной ему скидки на автомобиль(сумма скидки равна сумме страховой премии). Вот теперь мен гложут сомнения. Чувствую, что они (СК, Банк, Автосалон) в корне неправы, но судебная практика не очень радует и успокаивает. Очень хотелось бы узнать Ваше мнение по этой ситуации.
Уважаемая Наталья Владимировна, позвоните пожалуйста на мой номер и я постараюсь помочь Вам!:)