Ко мне обратился молодой человек с довольно распространенной в последнее время проблемой – невозврат страховой компанией страховой премии, как правило за страхование жизни и здоровья при покупке автомобиля в кредит.
В данном случае мой доверитель для покупки автомобиля согласился на следующие условия автосалона:
— автомобиль изначально продается только в кредит;
— одновременное (последовательное) заключение ДКП на автомобиль и дополнительных соглашений к нему (аж шесть!);
Сотрудник автосалона при этом делал упор на предоставление скидки при заключении договоров, также добавляя, что в случае полного досрочного погашения кредита страховая премия будет возвращена. Впоследствии оказалось – наглая ложь.
Досрочно погасив кредит (по условиям кредитного договора — на третий месяц) доверитель обратился в страховую компанию за возвратом страховой премии и получил отказ.
После чего обратился ко мне.
Заключив соглашение и получив от него документы я увидел насколько изощренными стали условия договоров, которые заключают граждане – страховых, кредитных и иных. В них достаточно сложно разобраться юристам, а уж про обычных граждан и говорить не приходится.
Тщательно все изучив, в том числе судебную практику, решил двигаться единственно правильным путем – доказывать, что договор страхования, кредитный договор и договор купли-продажи автомобиля взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, а заключение кредитного договора и договора страхования являлись обязательными условиями, изложенными в дополнительном соглашении к договору купли-продажи автомобиля.
Применению подлежало законодательство о защите прав потребителей — ст. 32 Закона о защите прав потребителей, поскольку другая сторона по договору потребитель-автолюбитель.
Право на возврат денег за услугу при отказе от неё в течение 14 дней, предусмотренные ФЗ № 353-ФЗ «О потребительском кредите» доверитель естественно пропустил, так как погашать кредит в полном объеме возможно лишь после двух месяцев выплат.
Главная задача была – доказать обусловленность предоставления услуги, что в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 958 ГК РФ, на мой взгляд, должно было повлиять на выигрыш дела, несмотря на мой довольно скептический настрой.
Досудебная претензия в страховую осталась без ответа, финансовый омбудсмен на мою жалобу отказал. Я и не рассчитывал, если честно, на положительные ответы от них. Сложилось впечатление, что они действуют сообща (или заодно).
Всегда при подготовке искового заявления стараюсь писать самую суть, без воды и со ссылками на законодательные акты, но в этом иске каждый абзац был важен, что-либо сократить ну никак ничего не получилось, поэтому иск получился громоздкий и достаточно сложный.
Иск подавался в Симоновский районный суд г. Москвы.
При его рассмотрении по существу просто зачитать иск было бы ошибкой – сложно воспринимается на слух, а до заседания судьи зачастую и не читают материалы дела, поэтому было принято решение рассказывать все своими словами, с красками так сказать.
Представителя ответчика не было, возражения были письменные, на третьем абзаце начинались с перечисления определений КСОЮ в их пользу, скомпилированные из разных дел, доводы, указанные в моем иске практически не описаны.
В итоге суд взыскал со страховой компании ООО «СК „Ренессанс Жизнь“ размер страховой премии, штраф и судебные расходы – всего почти на 800 т.р. На сайте суда указано, что удовлетворено частично – были снижены расходы на представителя и компенсацию морального вреда.
Решение никто не обжаловал, был получен исполнительный лист, предъявлен в банк и деньги переведены доверителю, по согласованию с которым выкладываю иск без «замазки»).
Р.S. на сайте суда решение еще не опубликовано (судьи цивилисты в Симоновском зашиваются в прямом и переносном смысле – ЗИЛарт однако, москвичи поймут).


Уважаемый Сергей Николаевич, поздравляю с успехом.
На такие деньги, что Вы выручили для своего доверителя, можно положить на счет и жить на проценты с них.
Уважаемый Олег Юрьевич, спасибо
Уважаемый Сергей Николаевич, удивительно, но со временем ничего не меняется, страховщики, банки становятся всё более изощренными.
Уважаемый Андрей Валерьевич, согласен, процесс эволюции не остановить.
Уважаемый Сергей Николаевич, интересное дело. Мои поздравления!
Я разделяю Ваш стиль составления исковых заявлений: отсутствие длинных цитат статей нормативных актов, лишь ссылки на них, и последовательное изложение фактов.
Вот если бы Вы прикрепили еще два процессуальных документа, то публикация бы попала в раздел судебная практика и была бы более информативной.
Уважаемый Максим Сергеевич, согласен с вами. Пока процессуальный документ не готов. А прикладывать к статье возражения ответчика посчитал нецелесообразным. Причины указал в статье
Уважаемый Сергей Николаевич, поздравляю!
К сожалению, та преступная деятельность, которой ранее занимались под крылом полиции автосалоны, сейчас получила законодательное одобрение.
Уважаемый Евгений Алексеевич, да, так есть. Только тут ребята мастеровитее будут
Уважаемый Сергей Николаевич, хотелось бы видеть решение суда. Мне, так очень пригодилось бы по текущему делу, где автосалон навязал кучу дополнительных услуг. Заодно можно будет и категорию Вашей публикации поменять на категорию «судебная практика».
Уважаемый Владислав Александрович, мне тоже хотелось. Но пока из цепких судейских рук получилось «вырвать» только исполнительный лист).
Уважаемый Сергей Николаевич, ПОЗДРАВЛЯЮ!
Вы ведь надеюсь в курсе, что испол. лист можно напрямую подать в кредитную организацию (банк) где имеется расчётный счёт должника/ответчика. Если на счету есть деньги, то в течение трёх дней требование листа будут исполнены, максимум семь дней в случае проверки испол. листа!
Уважаемый Олег Михайлович, да. Именно так мы и сделали
Уважаемый Владислав Александрович, у меня имеется парочка подобных решений, хотите скину.
Уважаемый Олег Михайлович, был бы признателен. Если можно на почту. Спасибо
Уважаемый Олег Михайлович, буду крайне благодарен.
Заседание ещё не назначили, но иск уже отослали.
Уважаемый Сергей Николаевич, спасибо за публикацию. Не так давно пришлось в суде отстаивать интересы доверителя, который застраховал дом и имущество. Пожар уничтожил все на 100 процентов, по условиям кредитного договора имущество и дом застрахованы на 1,8 млн. Страховая сначала долго не платила, потом частичный платёж, но расчет предоставлен не был. Однако в письме указывалось о каком то доп. соглашении, согласно которого страховая выплата уменьшается. В итоге выяснилось, что страховой агент, просто доп. соглашение к основному договору страхования подписал за доверителя и отправил в головной офис. В итоге гражданское дело выиграно, прошло через кассацию, возбуждены 2 уголовных дела (их судьба нам не интересна). Как говорится РАЗВОДЯТ людей. Вот и наводит на мысль заключая основной договор, подписывать его как протокол допроса с замечаниями. (составлен на 2-х листах формата А-4, подписан каждый лист, каких либо дополнений не прилагается).
Уважаемый Александр Евгеньевич, спасибо. Регулярно сталкиваясь с такими ситуациями приходишь к выводу о том что с ними никаких договоров не стоит заключать от слова совсем
Уважаемый Сергей Николаевич, но как не заключать, а ведь хочется машину купить.
Вот моя история покупки Судзуки-Джимни (влюблён в эту марку). Беру умышленно минимальный кредит, основную сумму плачу наличными, по требованию салона страхую по КАСКО, получаю скидку 250000 руб.! Доп. соглашение к основному договору подписываю левой рукой. На второй день гашу кредит, расторгаю КАСКО, истребую страховую сумму (2-ве недели охлаждение) и получаю деньги. Из салона позвонили со словами вы нарушили условия Доп. соглашения, я им в ответ подавайте на меня в суд.
До сих пор подают.
Уважаемый Олег Михайлович, вы все сделали изумительно)). Именно так и делают те, кто регулярно сталкивается с подобными ситуациями, как правило юристы и адвокаты. Знания и опыт — сила)
Уважаемый Олег Михайлович, я сам несколько лет назад брал автокредит из-за скидки. Видимо тогда еще кредитные договора в судах были более оспоримые. После полной выплаты кредита страховая отказала в возврате страховой премии. Я приехал в страховую, смотрю у девочки на ресепшн таких же заявлений как мое на выплату просто гора и она говорит что они всем отказывают. Я в ходе общения с ней по поводу количества таких материалов как бы между делом говорю, что придется через суд возвращать и я мол сам такими делами занимаюсь (хотя на тот момент вообще ничего не знал). Смотрю она галочку ставит). Через несколько дней мне пришла смс о возврате страховой премии. После чего я внимательно изучил данную проблему и подумал, что мне очень-очень повезло).
Спасибо за публикацию, но зачем вы обращались к фин.уполномоченному? До предъявления страховщику, включенному в реестр, иска на сумму не более 500000 руб. или иска, вытекающего из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения в рамках ОСАГО, потребитель, а также лицо, к которому перешло право требования потребителя, по общему правилу будут обязаны передать спор на рассмотрение финансового уполномоченного.
Уважаемая Елена Юрьевна, исключительно из-за подстраховки. Как известно суды что только не придумывают для возврата иска. Поэтому решил убрать даже «запятые»
Уважаемый Сергей Николаевич, да, полностью с Вами согласна. Сама когда то была в аналогичной ситуации