Установить это можно было путем экспертного исследования образцов подписей и печатей на представленных в деле договорах и накладных в рамках судебной почерковедческой экспертизы.
Складывалась ситуация, когда потерпевший для того, чтобы доказать подложность представленных истцом документов должен заплатить еще и за проведение судебной экспертизы, поскольку обязанность опровергнуть доводы истца лежит именно на нем, на ответчике.
И это обстоятельство было еще более неприятным потому, что средства с расчетного счета предприятия — потерпевшего уже списали, а шансы встретить истца в суде были минимальными. Т.е. все предстоящие судебные издержки должны ложиться лишь дополнительным бременем на и так пострадавшего от преступных действий истца ответчика.
Согласно п. 9 ст. 75 АПК РФ подлинные документы представляются в арбитражный суд в случае, если обстоятельства дела согласно федеральному закону или иному нормативному правовому акту подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию арбитражного суда.
Для проведения судебной экспертизы подлинности подписей на договорах и накладных суд должен затребовать подлинники этих документов у истца. На этом и был сделан наш расчет. Если подлинники буду представлены — по нашему ходатайству будет проведена экспертиза, где с огромной долей вероятности будет установлено, что подписи и печати не принадлежат предприятию-ответчику.
В том же случае, если подлинники спорных документов в суд представлены не будут, суд, руководствуясь положениями указанной выше ст. 75 АПК РФ, должен будет в иске отказать в связи в связи недоказанностью истцом обстоятельств дела или с непредставлением подлинных доказательств.
В начале рассмотрения дела в апелляции сразу заявляем ходатайство об истребовании подлинных документов и о назначении судебной почерковедческой экспертизы. Судьи в апелляции сразу идею поняли, ходатайство удовлетворили в части истребования подлинных доказательств от истца, указав, что ходатайство о назначении экспертизы будет рассмотрено позднее, и предупредив истца в определении о том, что непредставление истребуемых подлинных документов повлечет отказ в исковых требованиях в связи с их недоказанностью.
Результат был предсказуем — после отложения в следующее судебное заседание истец не явился, подлинные документы не представил. Суд апелляционной инстанции, удовлетворил апелляционную жалобу, опрометчиво принятое решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении иска к моему доверителю отказал.
Впереди поворот исполнения судебного акта, уголовное преследование лиц, совершивших преступление, о чем буду рассказывать на страницах Праворуба в будущем.